Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 18-АПГ15-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Письмака В.Г. на решение Краснодарского краевого суда от 22 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании частей 1 и 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя администрации Краснодарского края Зинковской Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Закон Краснодарского края N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" принят Законодательным Собранием Краснодарского края 24 мая 2012 года, подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края 4 июня 2012 года, впервые официально опубликован 5 июня 2012 года в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края N 55.
Согласно частям 1 и 4 статьи 4.1 указанного Закона при розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) не допускается её розлив в потребительскую тару.
Не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемая организациями, при оказании этими организациями услуг общественного питания.
Письмак В.Г. обратился в суд с заявлением о признании данных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что такие ограничения условий продажи алкогольной продукции не предусмотрены федеральным законодательством, оспариваемая им часть нормативного правового акта принята с превышением полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации.
Поводом к обращению в суд послужил отказ в продаже вина на вынос со ссылкой на приведённые выше положения Закона.
По мнению заявителя, названные нормы нарушают требования части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, запрещающей ограничения прав граждан по признаку социально-территориальной принадлежности.
Решением Краснодарского краевого суда от 22 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Письмак В.Г. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Письмака В.Г., пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания частей 1 и 4 статьи 4.1 Закона Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2497-КЗ недействующими.
При этом суд обоснованно руководствовался Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", который устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, а также определяет цели государственного регулирования названных отношений как защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункты 1 и 2 статьи 1 данного Федерального закона).
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из названного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
В статье 16 Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, предусматривающей особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, содержится прямое предписание о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5).
Такое правовое регулирование основано, в том числе на Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, которая направлена на снижение объёмов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка, а также определяет снижение доступности алкогольной продукции путём ограничения её розничной продажи по месту и времени как одну из мер по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
После принятия названной Концепции были внесены изменения и в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, предоставившие субъектам Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения не только по времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, но и по условиям и местам розничной продажи алкогольной продукции до полного запрета её розничной продажи.
В этой связи суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края, в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, во исполнение предписаний Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ и последнему не противоречит.
Ссылки в апелляционной жалобе на Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нём положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой судом дана правильная правовая оценка. Оснований не согласиться с такой оценкой у Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Обстоятельства, которые могли бы в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служить поводом к отмене решения суда, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 22 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Письмака В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 18-АПГ15-34
Текст определения официально опубликован не был