Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением мэра
от 13 июня 2000 г. N 1152
Городские мероприятия
по содействию в трудоустройстве и социально-трудовой адаптации
молодежи в 2000 - 2001 гг.
1. Анализ ситуации
Рынок труда города характеризуют следующие явления:
- хроническое превышение предложения рабочей силы над спросом;
- невысокий социальный потенциал вакантных рабочих мест (уровень зарплаты, социальные гарантии, стабильность рабочего места, возможности профессионального роста);
- безработица в городе сочетается с дефицитом рабочей силы (значительное число предприятий и учреждений испытывают потребность в квалифицированных работниках);
- бывшие работники промышленных предприятий неохотно возвращаются к прежнему виду деятельности.
В сфере профессионального самоопределения и трудовой подготовки молодежи можно отметить следующие серьезные проблемы:
- снижение роли семьи в формировании трудовой мотивации у молодежи в связи с утерей родителями устойчивого профессионального статуса;
- формирование средствами массовой информации (СМИ) стереотипа легких заработков; расширение рекламы дорогостоящих развлечений и видов досуга, как следствие, труд как средство самореализации замещается досугом;
- широкомасштабное перераспределение молодежи за предыдущие годы из сферы производства в сферу распределения и обращения;
- снижение у юношей и девушек по результатам социологических исследований трудовой мотивации, интереса к профессиональной деятельности, психологической готовности к труду;
- неготовность молодежи к активной деятельности на рынке труда, начиная от процесса поиска работы и завершая защитой своих трудовых прав.
Состояние совокупного человеческого потенциала в г.Новосибирске
Потенциалы | Занятое население | Незанятое население |
Молодежь |
1 | 2 | 3 | 4 |
Психофизио- логический |
Около 40 % рабочих промышленных предприятий нахо- дятся в состоянии подавленности |
Примерно 65 % безработных переживают тяжелое психо- эмоциональное состояние |
Около 20 % выпускников нуждаются в психокоррекции, чтобы они могли достичь уровня среднего работника |
Образователь- ный |
Доля работников машиностроительно- го комплекса г.Новосибирска со средним специальным образованием снизилась с 24,8 % в 1989 году до 13 % в 1997 году |
Значительное количество незанятого населения не может пройти переподготовку |
В профессиональных предпочтениях молодежи доминируют профессии финансистов (22 %) , юристов (9 %), на профессии индустриального типа ориентировано 7 % молодых людей (1997 год) |
Квалифика- ционный ------------- |
По оценкам экспертов у 35 % рабочих промышленных предприятий утрачена квалификация (1996 год) ------------------ |
Безработные и занятые в коммерции утратили профессиональные навыки и умения ------------------ |
Выпускники учебных заведений лишены производственной практики и не имеют даже первичных навыков профессиональной деятельности ------------------ |
Коммуника- тивный |
Малые группы - учебный и трудовой коллектив - это не место учебы или работы, а семья. Накопление точек разлада, отчужденность людей друг от друга наращивают конфликтность и снижают конструктивный коммуникативный потенциал |
Творческий ------------- |
Длительное отсутствие перспектив стабильной занятости истощает жизненный и творческий потенциал людей --------------------------------------------------------- |
В результате одним из факторов, сдерживающих наращивание объемов промышленного производства, является недостаток необходимых специалистов из-за:
- снижения или потери квалификации работниками, занятыми неполное рабочее время или ранее выбывшими из сферы материального производства;
- невысокой готовности бывших работников предприятий возвращаться к прежнему режиму работы (по данным социологических исследований такое желание высказывают не более 40 % опрошенных);
- низкого уровня мотивации у молодежи самореализоваться в индустриальной сфере (среди выпускников вузов, ссузов - около 7 % , у школьников -единичные случаи).
Потребность промышленности в работниках (по данным 80 крупных предприятий) на 2000 - 2002 гг. составит ежегодно около 2,5 тыс.рабочих (в том числе около 1000 специалистов по металлообработке) и 250 - 300 инженерно-технических работников и служащих. Обеспечить ежегодный приток в производственную сферу такого количества квалифицированных работников невозможно без серьезной организаторской и пропагандистской работы. В ней должны принять участие все субъекты рынка труда: предприятия, система образования, органы государственного управления и органы местного самоуправления, СМИ.
На основании анализа ситуации разработаны городские мероприятия по содействию в трудоустройстве и социально-трудовой адаптации молодежи.
2. Цель и задачи
2.1. Цель: формирование положительного имиджа индустриальной профессии в глазах молодежи, содействие промышленным предприятиям в подготовке и укомплектовании необходимыми специалистами, оказание помощи молодежи в их социально-трудовой адаптации.
2.2. Мероприятия предусматривают решение следующих задач:
- проведение систематической профориентационной работы с учащейся молодежью в учебных заведениях;
- расширение профориентационных услуг, оказываемых молодежи, ищущей работу, на базе имеющихся центров профориентации и службы занятости;
- активизация работы Новосибирского городского отдела занятости населения Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области, муниципального учреждения "Молодежный центр труда" по отбору и подготовке специалистов рабочих профессий;
- проведение предприятиями согласованной социальной политики в области оплаты, охраны труда, условий труда и быта, популяризации индустриальных профессий;
- усиление роли администраций районов города в организаторской работе в области социального партнерства и решения проблем профориентации и занятости молодежи.
3. Основные направления реализации мероприятий
3.1. Введение в программу обучения старшеклассников курса "Человек - Труд - Занятость" (образовательный модуль - профессиональное самоопределение).
3.2. Внедрение факультативного курса в вузах и ссузах города "Как искать работу".
3.3. Увеличение объема услуг по профориентации и подбору кадров для промышленных предприятий, оказываемых муниципальным учреждением "Молодежный центр труда". Укрепление материально-технической и кадровой базы муниципального учреждения "Молодежный центр труда".
3.4. Формирование совместно с Новосибирским городским отделом занятости населения Департамента Федеральной Государственной службы занятости населения по Новосибирской области "кустовых" центров профориентации молодежи, ищущей работу.
3.5. Проведение совместно с Новосибирским Союзом руководителей предприятий и работодателей и учреждениями образования системной работы по профориентации и трудовому воспитанию молодежи.
3.6. Совершенствование системы социального партнерства. Формирование экономических и социальных условий труда и быта на предприятиях, привлекательных для молодежи.
3.7. Привлечение СМИ к освещению проблем формирования трудовых ресурсов города.
4. Механизм реализации мероприятий
4.1. Комитет по труду и занятости населения мэрии:
- осуществляет оперативное руководство и координацию деятельности по реализации мероприятий;
- предусматривает в бюджете города финансовые средства, необходимые для реализации мероприятий;
- привлекает материально-технические, финансовые и информационные ресурсы предприятий и организаций города для реализации согласованных мероприятий;
- организует и контролирует работу муниципального учреждения "Молодежный центр труда";
- оказывает организационную и методическую помощь участникам в реализации мероприятий;
- анализирует выполнение мероприятий, вносит необходимые коррективы.
4.2. Управление образованием мэрии:
- проводит необходимые мероприятия по внедрению курса "Человек - Труд - Занятость" в рамках образовательного модуля - профессионального самоопределения;
- осуществляет корректировку программ профориентационной работы в межшкольных УПК;
- осуществляет подбор и подготовку педагогических кадров для профориентационной работы;
- предусматривает при необходимости в бюджете города финансовые средства на организацию профориентационной работы.
4.3. Отдел научно-исследовательских организаций и учреждений профобразования мэрии;
- планирует и организует работу с высшими и среднеспециальными учебными заведениями по организации факультативного курса "Как искать работу";
- координирует деятельность учебных заведений по подбору и подготовке педагогических кадров для чтения курса "Как искать работу".
4.4. Комитет по делам молодежи мэрии:
- организует работу по обеспечению летней занятости молодежи;
- участвует в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства;
- участвует в проектах по реализации молодежных предпринимательских инициатив.
4.5. Администрации районов города:
- осуществляют планирование, оперативное руководство и координацию деятельности по реализации мероприятий на территории района;
- привлекают материально-технические, финансовые и другие ресурсы предприятий и организаций города для реализации согласованных мероприятий;
- оказывает организационную и методическую помощь участникам реализации мероприятий.
4.6. Новосибирский городской отдел занятости населения Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области:
- обеспечивает реализацию согласованных положений городских мероприятий;
- финансирует согласованные мероприятия из средств фонда занятости.
4.7. Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей, МАРП:
- оказывают содействие в реализации согласованных мероприятий на предприятиях города;
- проводят работу по расширению круга предприятий, участвующих в реализации мероприятий;
- привлекают необходимые финансовые средства для осуществления согласованных мероприятий.
4.8. Федерация профсоюзов Новосибирской области:
- участвует в работе по развитию системы социального партнерства;
- участвует в реализации согласованных мероприятий на предприятиях города;
- обеспечивает информационную поддержку осуществляемых мероприятий.
4.9. Координацию и контроль за ходом выполнения мероприятий осуществляет городской координационный комитет содействия занятости населения.
5. Ожидаемые результаты
Реализация городских мероприятий позволит:
5.1. В ближайшей перспективе :
- в 2 - 3 раза увеличить объемы отбора и ускоренной подготовки специалистов рабочих профессий;
- расширить возможности для временного и постоянного трудоустройства молодежи.
5.2. В отдаленной перспективе обеспечить:
- знакомство молодежи с реалиями рынка труда, формирование знаний и навыков эффективного поведения на рынке труда;
- знание механизмов содействия занятости молодежи в г.Новосибирске;
- профессиональную ориентацию и психологическую подготовку молодежи к трудовой деятельности, прежде всего в индустриальном секторе экономики.
План мероприятий
по содействию в трудоустройстве и социально-трудовой адаптации
молодежи на 2000 - 2001 годы
N | Наименование | Количество | Затраты, |Источники | Исполнители п | мероприятий | человек, |тыс.рублей |финансиров| | |экземпляров | | ания | --+----------------+------------+-----------+----------+------------- |
2000 год |
2001 год |
2000 год |
2001 год |
||||
1 -- |
2 ---------------- |
3 ----- |
4 ------ |
5 ----- |
6 ----- |
7 ---------- |
8 ------------- |
Профориентационная работа среди учащейся молодежи и молодежи, ищущей работу ---------------------------------------------------------------------- |
1. | Обучение преподавателей для ведения курса "Человек - Труд - Занятость" в 8 - 9 классах |
70 | 100 | 82,95 | 110,6 | Бюджет города |
Комитет по труду и занятости населения мэрии (КТиЗН) , управление образованием мэрии, городской центр профориентаци и, МУ "Молодежный центр труда" (МЦТ), Центр социальной адаптации ( ЦСА)* |
2. | Введение в программу обучения школьников 8 - 9 классов факультативного курса "Человек - Труд - Занятость" |
Бюджет города |
Управление образованием мэрии, КТиЗН, городской центр профориентаци и, МЦТ |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. | Корректировка программы курса профориентационн ой работы для межшкольных УПК (9 - 11 кл.) |
15,0 | Бюджет города |
Управление образованием мэрии, МЦТ, ЦСА*, городской центр профориентаци и |
|||
4. | Закрепление предприятий за образовательными учреждениями ( школами, УПК) |
276 | Управление образованием мэрии, КТиЗН, администрации районов города, Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей (Союз работодателей )* |
||||
5. | Обеспечение организации труда в школьных мастерских |
Предприяти я, бюджет города, отделы образовани я администра ций районов города |
Управление образованием мэрии, Союз работодателей , администрации районов города |
||||
6. | Организация работы школьников на предприятиях во внеурочное время |
Предприяти я |
Союз работодателей *, отделы ( управления) образования администраций районов города |
||||
7. | Организация конкурса профмастерства среди школьников |
50,0 | Бюджет города |
КТиЗН, управление образованием мэрии, комитет по делам молодежи мэрии, МЦТ |
|||
8. | Обучение мастеров производственног о обучения и |
25 | 25 | 5,0 | 5,0 | Бюджет города |
КТиЗН, управление образованием мэрии, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
УПК курсу профориентации |
МЦТ, ЦСА* | ||||||
9. -- |
Подготовка информационных материалов для преподавателей школ, УПК, ссузов, вузов по вопросам занятости ---------------- |
150 ----- |
------ |
22,5 24,0 ----- |
----- |
Фонд занятости, бюджет города ---------- |
МЦТ, ЦСА*, городской центр профориентаци и, Департамент Федеральной государственн ой службы занятости населения по НСО (ДФГСЗН) *, КТиЗН ------------- |
10 . |
Подготовка информационных материалов для выпускников учебных заведений по методам поиска работы |
. | 7,5 2,0 |
Фонд занятости бюджет города |
ДФГСЗН*, МЦТ, ЦСА*, КТиЗН |
||
11 . -- |
Предоставление информационных материалов для оформления профориентационн ых стендов, уголков ---------------- |
----- |
------ |
5,0 ----- |
----- |
Фонд занятости, управление образовани ем мэрии, комитет началь- ного профессион ального образовани я администра ции НСО ---------- |
ДФГСЗН*, отдел научно- исследо- вательских организаций и учреждений профобразован ия мэрии ( ОНИОиУПО) ------------- |
12 . |
Оформление профориентацион ных стендов, уголков в школах, УПК, ПУ, ссузах, вузах |
Управление образовани ем мэрии, комитет начального профессион ального образовани я администра ции |
Управление образованием мэрии, ДФГСЗН, центры профориентаци и, ОНИОиУПО, союз работодателей *, Совет ректоров вузов*, Совет директоров ссу- |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НСО | зов | ||||||
13 . |
Издание информационных листков и буклетов о рабочих профессиях |
2,0 | Фонд занятости |
ДФГСЗН* | |||
14 . -- |
Организация регулярных выступлений специалистов службы занятости в школах города --------------- |
----- |
------ |
----- |
----- |
---------- |
ДФГСЗН*, КТиЗН, администрации районов города, управление образованием мэрии ------------- |
15 . |
Проведение городской ярмарки учебных мест для выпускников 9 - 11 классов |
10,0 | Фонд занятости |
ДФГСЗН*, управление образованием мэрии, МЦТ |
|||
16 . |
Формирование "кустовых" центров профориентации молодежи на базе: - городского центра профориентации (Калининский, Дзержинский, Заельцовский районы) - МЦТ ( Центральный, Железнодорожный Октябрьский районы) - ЦСА ( Советский, Первомайский районы) - УПК ( Ленинский, Кировский районы) |
Бюджет города |
КТиЗН, ДФГСЗН*, городской центр профориентаци и, МЦТ, ЦСА* |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
17 . |
Оказание профориентацион ных и психологических услуг молодежи, ищущей работу, на базе "кустовых" центров профориентации: - определение базовых организаций; - организация системной работы на договорной основе |
Фонд занятости |
ДФГСЗН*, городской центр профориентаци и, МЦТ, ЦСА* |
||||
18 . |
Проведение дней открытых дверей службы занятости для преподавателей ссузов, вузов с информацией о состоянии рынка труда |
5,0 | Фонд занятости |
ДФГСЗН*, КТиЗН, ОНИОиУПО, Совет ректоров вузов*, Совет директоров ссузов* |
|||
19 . |
Разработка программы и методической литературы для факультативного курса "Как искать работу" для вузов, ссузов города |
25,0 | Бюджет города, учебные заведения |
ДФГСЗН*, КТиЗН, ОНИОиУПО, Совет ректоров вузов*, Совет директоров ссузов* |
|||
20 . |
Внедрение факультативного курса "Как искать работу" в вузах и ссузах города |
Учебные заведения |
КТиЗН, ОНИОиУПО, Совет ректоров вузов*, Совет директоров ссузов* |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
21 . |
Проведение на предприятиях города: - дней открытых дверей; - экскурсий школьников |
Предприяти я |
Администрации районов города, Союз работодателей *, Федерация профсоюзов Новосибирской области (ФП НСО)*, КТиЗН |
||||
22 . |
Организация регулярных лекций специалистов предприятий в школах города |
Предприяти я |
Администрации районов города, КТиЗН, Союз работодателей * |
||||
23 . |
Организация проведения конкурсов профмастерства среди молодых рабочих |
63,5 16,5 |
63,5 16,5 |
Предприяти я, бюджет города |
Администрации районов города, Союз работодателей *, МАРП*, ФП НСО*, КТиЗН, комитет по делам молодежи мэрии, ДФГСЗН* |
||
24 . |
Воссоздание системы наставничества и трудового соревнования на предприятиях города |
Предприяти я |
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений, администрации районов города, КТиЗН, Союз работодателей *, МАРП*, ФП НСО* |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
25 . |
Организация соревнования среди предприятий и организаций на звание "Лучшее предприятие по организации социального партнерства" |
5,0 | 5,0 | Бюджет города |
Трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений, Союз работодателей *, МАРП*, ФП НСО*, КТиЗН, администрации районов города |
||
26 . -- |
Обеспечение регулярного освещения в СМИ проблем занятости молодежи --------------- |
----- |
------ |
15,0 ----- |
----- |
Фонд занятости ---------- |
ДФГСЗН*, КТиЗН, комитет по делам молодежи мэрии, пресс- центр мэрии ------------- |
Обучение, переподготовка и занятость молодежи ---------------------------------------------------------------------- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Продолжение работы по формированию информационных банков данных по вакансиям и соискателям |
Бюджет города |
ДФГСЗН*, МЦТ | ||||
2. | Создание совместно с Миграционной службой по Новосибирской области реестра высококвалифици рованных специалистов, нуждающихся в трудоустройстве |
КТиЗН, МЦТ, Миграционная служба по НСО* |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. | Организация трудоустройства несовершеннолет них на временные работы |
976,7 | Фонд занятости, предприяти я |
ДФГСЗН*, Союз работодателей *, комитет по делам молодежи мэрии, МЦТ |
|||
4. | Продолжение работы по организации временной занятости молодежи - "молодежная практика" |
1000, 0 1000, 0 |
Фонд занятости, предприяти я |
ДФСГЗН*,ОНИОи УПОСоюз работодателей *, Совет ректоров вузов*, Совет директоров ссузов* |
|||
5. | Содействие в организации переобучения и в трудоустройстве выпускников ПТУ из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Бюджет города |
ДФГСЗН*, МЦТ, администрации , КтиЗН, управление образованием мэрии |
||||
6. | Организация общественных работы для молодежи города |
227,0 | Фонд занятости, предприяти я, бюджет города |
ДФГСЗН*, МЦТ, комитет по делам молодежи мэрии, Союз работодателей * |
|||
7. | Содействие в организации предприниматель ской деятельности для безработной молодежи |
100,0 | Фонд занятости, предприяти я |
ДФГСЗН*, КТиЗН, комитет по делам молодежи мэрии, МЦТ, Союз работодателей *, комитет по науке и новым технологиям |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8. | Назначение стипендии мэрии молодежи, успешно обучающейся рабочим специальностям |
25 | 25 | 32,8 1,5 |
31,3 | Бюджет города |
КТиЗН, комитет по делам молодежи мэрии, МЦТ, учебные заведения |
9. | Заключение договоров с предприятиями о подборе молодых специалистов и комплектовании групп для обучения рабочим профессиям под конкретное рабочее место |
Предприяти я |
МЦТ, Союз работодателей * |
||||
10 . |
Проведение ярмарок - вакансий специалистов |
30,0 | Фонд занятости |
ДФГСЗН*, МЦТ | |||
11 . |
Организация внутрифирменной системы подготовки и переподготовки кадров |
до 1,5 % ФОТ |
до 1,5 % ФОТ |
Предприяти я |
Союз работодателей *, КТиЗН, ФП НСО* |
||
12 . |
Организация межзаводской системы подготовки и переподготовки кадров по смежным профессиям |
до 1,5 % ФОТ |
до 1,5 % ФОТ |
Предприяти я |
Союз работодателей *, отраслевые ассоциации работодателей , администрации районов города, КТиЗН, ФП НСО* |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
13 . |
Проведение согласованной политики по обеспечению социально- бытовых условий работающей молодежи через систему коллективных договоров в части: - оплаты ученических; - обеспечения питания, проезда на работу; - оплаты труда; - обеспечения общежитиями, детскими учреждениями и другими социальными льготами; - предоставления беспроцентных ссуд на жилье или обустройство; - предоставления единовременных денежных компенсаций расходов на свадьбы, пособий при рождении детей |
Предприяти я |
Союз работодателей *, ФП НСО*, МАРП*, КТиЗН, администрации районов города, трехсторонняя городская комиссия по регулированию социально- трудовых отношений |
||||
14 . |
Организация городского конкурса "Лучший молодежный предприниматель ский проект" |
20,0 | 20,0 | Бюджет города |
КТиЗН, комитет по делам молодежи мэрии, комитет по науке и новым технологиям, ДФГСЗН* |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
15 . |
Организация конкурса "Лучший молодой предприниматель " |
20,0 | 20,0 | Бюджет города |
Комитет по делам молодежи мэрии, комитет по науке и новым технологиям |
||
16 . -- |
Обеспечение деятельности МЦТ, в том числе: - обеспечение оргтехникой; - выделение 5 штатных единиц; - заключение договора аренды помещения; - обеспечение телефонными номерами, оборудованием --------------- |
----- |
------ |
24,0 56,1 ----- |
24,0 112,2 ----- |
Бюджет города бюджет города ---------- |
Департамент промышленност и, науки и технологий, ДФГСЗН*, КТиЗН ------------- |
Примечание: * - ответственные за исполнение, участвующие в исполнении мероприятий по согласованию
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мэра г. Новосибирска от 13 июня 2000 г. N 1152 "Об утверждении городских мероприятий по содействию в трудоустройстве... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.