Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением мэра
от 11 июля 2000 г. N 1322
Территориальное соглашение
между Федерацией профсоюзов Новосибирской области, Новосибирским
Союзом руководителей предприятий и работодателей и мэрией Новосибирска
на 2000 - 2001 годы
Договаривающиеся стороны: мэрия Новосибирска (далее - мэрия), Федерация профсоюзов Новосибирской области (далее - профсоюзы), Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей (далее - работодатели) - заключили настоящее Соглашение на основе социального партнерства с целью создания необходимых условий для жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты жителей города. Стороны признают необходимым заключение отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и на предприятиях.
Стороны руководствуются обязательствами, предусмотренными в Генеральном и Региональном соглашениях.
Обязательства и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
В целях реализации настоящего Соглашения стороны на основе взаимных консультаций в рамках Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения и добиваются их реализации.
Настоящее Соглашение обязательно к исполнению всеми органами муниципального управления, организациями, входящими в Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей, профсоюзными организациями, входящими в Федерацию профсоюзов Новосибирской области, а также организациями, не входящими в эти объединения, но делегировавшими им полномочия на подписание Соглашения или присоединившимися к Соглашению. Соглашение открыто для присоединения в порядке, определяемом сторонами, всем заинтересованным объединениям работодателей, профсоюзов, действующим в г.Новосибирске.
Согласованные сторонами позиции обеспечиваются предусмотренными в городском бюджете, планах хозяйственной деятельности организаций, сметах профсоюзов, необходимыми средствами и статьями расходов, связанными с реализацией настоящего Соглашения.
Стороны договорились совместными усилиями обеспечить реализацию и разрешение вопросов и проблем в следующих направлениях:
1. В области экономической политики
Стороны совместно:
1.1. Осуществляют комплекс мер по вопросам бюджетной, промышленной, инвестиционной, налоговой и тарифной политики.
1.2. В целях финансового оздоровления экономики города осуществляют работу по проведению взаимозачетов и погашению задолженности предприятий, совершенствованию и упорядочению всей системы финансово-кредитных расчетов в городе.
1.3. Способствуют привлечению инвестиционных ресурсов во все сферы экономики города.
1.4. Принимают согласованные меры в области тарифной и ценовой политики по защите интересов потребителей всех форм собственности от необоснованных односторонних действий организаций-монополистов.
1.5. Содействуют развитию инфраструктуры малого предпринимательства и его поддержке со стороны крупных и средних предприятий и организаций.
Мэрия:
1.6. Стимулирует работу организаций всех форм собственности, создает режим наибольшего благоприятствования организациям, расширяющим номенклатуру социально значимых товаров, увеличивающим объемы производства конкурентоспособной продукции, сохраняющим и создающим рабочие места.
1.7. Оказывает содействие в разработке программ выхода из кризисной ситуации, осуществлении процесса реформирования предприятий города на основании оценки их финансово-экономического состояния.
1.8. Осуществляет мероприятия по сокращению и реструктуризации задолженности предприятий всех форм собственности перед бюджетом города.
1.9. Формирует муниципальные заказы для научных подразделений СО РАН с целью создания дополнительных рабочих мест и реализации инвестиционных программ.
1.10. Размещает на предприятиях города всех форм собственности муниципальный заказ на товары и услуги, необходимые отраслям городского хозяйства и социальной сферы (теплоэнергетическое, водопроводноканализационное хозяйство, жилищный фонд, пассажирский транспорт, предприятия благоустройства, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты населения).
1.11. Обеспечивает надежное функционирование городской инфраструктуры, систем тепло-, газо-, водоснабжения, средств связи.
1.12. Содействует развитию кондоминиумов, организаций и жилищных товариществ собственников жилья как важнейшей формы участия населения в управлении и эксплуатации жилья.
1.13. Разрабатывает программу строительства жилья на основе ипотечного кредитования.
1.14. Создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест.
1.15. Включает представителей сторон настоящего Соглашения в состав комиссии по рассмотрению тарифов на воду, стоки, ведомственное теплоснабжение.
Работодатели:
1.16. Принимают действенные меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, созданию и развитию системы трудового соревнования.
1.17. Принимают участие в разработке и реализации городских программ социально-экономического развития.
1.18. Обеспечивают обновление технологического парка предприятий.
Профсоюзы:
1.19. Принимают участие в разработке городских программ социальноэкономического развития, целевых программ развития отраслей и предприятий, содействуют их реализации, осуществляют открытое гласное выражение своей позиции по важнейшим социально-экономическим вопросам.
1.20. Содействуют проведению организационной работы в трудовых коллективах, направленной на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда и качества продукции, на создание и развитие системы трудового соревнования.
1.21. Оказывают содействие в погашении задолженности Правительства Российской Федерации за выполненные государственные заказы.
2. В области формирования рынка труда и сдерживания безработицы
Стороны совместно:
2.1. Сдерживают скоординированными действиями уровень официально регистрируемой безработицы, не допуская превышения критического уровня официальной безработицы более чем 4 %.
2.2. Обеспечивают максимальную занятость населения с учетом его профессиональной подготовки и в соответствии с социально-экономическими задачами развития города.
2.3. При привлечении в город на работу иностранной рабочей силы обеспечивают безусловный приоритет при трудоустройстве городских работников.
Мэрия:
2.4. Разрабатывает и обеспечивает выполнение Программы содействия занятости населения г. Новосибирска.
2.5. Оказывает содействие в профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости.
2.6. Оказывает практическую помощь работодателям в подборе специалистов необходимой квалификации.
2.7. Осуществляет мероприятия по трудовой адаптации молодежи.
2.8. Содействует трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
2.9. Представляет сторонам Соглашения ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, способствует ее публикации в средствах массовой информации.
2.10. Проводит социальную экспертизу инвестиционных и иных проектов, реализация которых ведет к изменению уровня занятости.
Работодатели:
2.11. Не допускают задержек при перечислении страховых взносов в Фонд занятости населения.
2.12. Предоставляют в службу занятости населения полную и объективную информацию о наличии вакантных рабочих мест.
2.13. В соответствии с законодательством Российской Федерации информируют службу занятости населения и профсоюзы о предстоящем высвобождении работников.
2.14. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.15. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, их модернизации, сохранению и созданию новых рабочих мест.
2.16. Не допускают экономически необоснованного сокращения рабочих мест.
2.17. Определяют потребность в специалистах в целях опережающей подготовки и переподготовки кадров и предоставляют информацию в органы по труду. Организуют и финансируют повышение квалификации работающих.
2.18. Обеспечивают на договорных началах соблюдение квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.
2.19. Создают во взаимодействии со службой занятости населения временные рабочие места для проведения общественных работ и организации летней занятости молодежи и подростков.
Профсоюзы:
2.20. В соответствии с условиями отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров предприятий и организаций добиваются:
сохранения и увеличения объемов работ, числа рабочих мест;
создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
предоставления льгот и компенсаций, установленных законодательством, работникам, высвобождаемым из организаций и с предприятий;
заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени, развития системы наставничества;
создания дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите.
2.21. Предоставляют бесплатные консультации и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и трудовых отношений.
Профсоюзы и работодатели:
2.22. Принимают участие в разработке и реализации Программы занятости населения г.Новосибирска.
2.23. При угрозе массового высвобождения работников принимают согласованные меры, направленные на уменьшение числа работников, подлежащих увольнению.
2.24. В целях популяризации рабочих профессий среди молодежи организовывают конкурсы профессионального мастерства, проводят профориентационную работу в школах, училищах, ссузах и вузах города.
3. В области оплаты труда и создания благоприятных условий труда
Стороны совместно:
3.1. Проводят согласованную политику в области оплаты труда и доходов работников, исходя из следующих принципов:
- восстановления оплаты труда как основного источника доходов и важнейшего стимула трудовой активности граждан;
- повышения реальной заработной платы;
- соответствия оплаты труда его результатам и сложности;
- приближения минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума;
- переориентации системы потребительских бюджетов с физиологического минимума на уровень, достаточный для поддержания работоспособности, жизнедеятельности и здоровья человека;
- соблюдения законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда.
3.2. Принимают к исполнению региональное тарифное соглашение Новосибирской области на 2000 - 2001 гг.
Мэрия:
3.3. Осуществляет контроль за соблюдением предприятиями и организациями законодательно установленных минимального размера оплаты труда, ставки первого разряда ЕТС и условий оплаты труда, оговоренных региональным, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
3.4. Осуществляет контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из бюджета города.
3.5. Регулирует оплату труда руководителей муниципальных унитарных предприятий через систему контрактов.
3.6. Производит социальные выплаты низкооплачиваемым работникам организаций, учреждений бюджетной сферы в пределах средств, определенных городским бюджетом.
3.7. Принимает меры по приближению средней заработной платы работников бюджетной сферы к уровню 85 % средней заработной платы в промышленности.
Работодатели:
3.8. Осуществляют регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров, а также на основании регионального и отраслевых тарифных соглашений. На предприятиях, где заработная плата ниже прожиточного минимума, разрабатывают совместно с профсоюзами программы ее поэтапного увеличения.
3.9. Своевременно выплачивают заработную плату работникам, принимают меры по погашению имеющейся задолженности.
3.10. Производят индексацию заработной платы в порядке и размерах, определенных соглашениями и коллективными договорами.
3.11. Обеспечивают на предприятиях и в организациях безопасные и здоровые условия труда. Включают в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда, предусмотрев их достаточное финансирование.
3.12. Проводят аттестацию рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда, обеспечивают по ее результатам предоставление соответствующих льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.
3.13. Организуют обучение работников по вопросам охраны труда и техники безопасности.
3.14. Содействуют созданию на предприятиях совместных общественных комитетов по охране труда.
3.15. Обеспечивают условия, необходимые для своевременного прохождения работниками предприятий профилактических медицинских осмотров за счет средств предприятий.
Профсоюзы:
3.16. Продолжают активную деятельность по ликвидации задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности, применяя различные методы и формы, предусмотренные законодательством.
3.17. В соответствии с условиями отраслевых и территориального соглашений, коллективных договоров добиваются:
- установления минимальной оплаты труда работающим не ниже бюджета прожиточного минимума;
- повышения оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни, обеспечивающей в конкретные и реальные сроки восстановление покупательной способности заработной платы;
- соблюдения сроков выплаты заработной платы и конкретного механизма компенсации ее потерь в случае задержки по вине работодателя.
3.18. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду.
3.19. Предоставляют сторонам настоящего Соглашения информацию об организациях, нарушающих коллективные договоры в части оплаты труда работников.
3.20. Избирают на предприятиях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивая с их помощью общественный контроль за охраной труда.
4. В области социальной защиты населения
Стороны совместно:
4.1. Содействуют инициативе создания и принятия Социального кодекса Российской Федерации.
Мэрия:
4.2. Разрабатывает Программу социальной поддержки населения, обеспечивает ее финансирование.
4.3. Совершенствует систему долгосрочных поставок товаров (продукции) от производителей в торговую сеть на основе заключенных договоров, с привлечением местных товаропроизводителей.
4.4. Осуществляет поддержку социально значимых видов торговли (хлеб, молоко, детские товары), а также предприятий торговли, обслуживающих социально незащищенные слои населения.
4.5. Обеспечивает контроль за качеством продовольственных и промышленных товаров, лекарств и соблюдением санитарных правил на предприятиях независимо от формы собственности.
4.6. Предоставляет льготы, утвержденные решениями городского Совета для социально незащищенных категорий населения:
на коммунально-бытовые, транспортные услуги;
на медицинское обслуживание, приобретение лекарственных препаратов и санаторно-курортное лечение;
на питание (дотации) гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий, больных сахарным диабетом (детей и инвалидов 1 и 2 групп), детей с онкологическими заболеваниями.
4.7. Оказывает содействие в обеспечении горожан землей под посадку картофеля.
4.8. Организует в школах бесплатное питание детей из особо нуждающихся семей.
4.9. Обеспечивает летний отдых детей, в первую очередь, детейинвалидов, опекаемых, детей-сирот, детей из многодетных семей.
4.10. Разрабатывает и реализует программу льготного предоставления жилья работникам бюджетной сферы.
4.11. Предоставляет льготы по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях семьям, особо нуждающимся в социальной защите.
4.12. Обеспечивает финансирование муниципальной системы здравоохранения. Совершенствует ее работу путем приоритетного развития амбулаторно-поликлинической помощи, дальнейшего развития высокотехнологичных и социально значимых видов медицинской помощи.
4.13. Осуществляет своевременное финансирование городского транспорта, обеспечивает его надежную и бесперебойную работу.
4.14. Принимает меры по погашению задолженности по выплате детских пособий за 1996 - 1997 гг. работникам бюджетной сферы из средств бюджета города.
4.15. Осуществляет проведение жилищно-коммунальной реформы:
снижением издержек производителей услуг;
обеспечением условий проживания, отвечающих стандартам качества;
смягчением процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг населению при переходе отрасли на самоокупаемость путем совершенствования социальной защиты населения, упорядочения существующей системы льгот, расширения адресного предоставления жилищных субсидий.
Работодатели:
4.16. Предусматривают при заключении коллективных договоров отчисление денежных средств профсоюзным органам в размере 0,15 % от фонда оплаты труда на культурно-массовую работу в трудовых коллективах.
4.17. Предусматривают дотации на удешевление оплаты путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря для детей.
4.18. Принимают меры по полной и своевременной уплате ежемесячных страховых взносов в Государственный фонд социального страхования, Государственный пенсионный фонд, территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Профсоюзы:
4.19. Участвуют в реализации городских программ, направленных на социальную защиту малообеспеченных категорий населения.
4.20. Добиваются выделения необходимых средств предприятиями и организациями на медицинское обслуживание, оздоровление детей и трудящихся, развитие физической культуры и спорта, культурно-массовую работу, контролируют расходование этих средств.
4.21. Принимают долевое участие в финансировании оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях.
4.22 Оказывают помощь в развитии личных подсобных хозяйств, садоводческих товариществ, а также в выделении земли под посадку картофеля.
5. В области развития системы социального партнерства
Стороны совместно:
5.1. Внедряют в практику совместное обсуждение коллективных договоров на уровне администраций районов города с привлечением руководителей предприятий и профсоюзов.
5.2. Организуют и проводят городской конкурс на звание "Лучшее предприятие по организации социального партнерства".
Мэрия:
5.3. Обеспечивает функционирование Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.4. Обеспечивает в установленном законом порядке уведомительную регистрацию коллективных договоров предприятий и организаций, отраслевых и территориальных соглашений, организует контроль за их выполнением.
5.5. Содействует урегулированию, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.6. Оказывает консультационную и методическую помощь работодателям, профсоюзам и представителям трудовых коллективов при подготовке коллективных договоров и соглашений.
5.7. Рассматривает возможность частичного финансирования обучения в Региональном учебном центре профсоюзов представителей работников бюджетной сферы по вопросам трудового законодательства, охраны труда, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
Работодатели:
5.8. Участвуют в работе Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.9. Руководители бюджетных организаций предоставляют профсоюзам информацию о целевом использовании бюджетных средств в рамках выполнения коллективных договоров.
5.10. Участвуют в работе по заключению отраслевых территориальных соглашений, обеспечивают подготовку и заключение коллективных договоров в организациях, входящих в сферу действия настоящего Соглашения, и регистрируют в органах по труду.
5.11. Содействуют предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
Профсоюзы:
5.12. Не выступают организаторами и не участвуют в забастовках в случае выполнения мэрией и работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также в отраслевых соглашения и коллективных договорах.
5.13. Обеспечивают заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях города, где имеются профсоюзные организации.
5.14. Осуществляют меры по предотвращению коллективных трудовых споров, способствуют организации и деятельности на предприятиях комиссий по трудовым спорам.
5.15. Организуют обучение профсоюзного актива по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, трудового законодательства и охраны труда.
6. Действие соглашения, обеспечение контроля за
ходом его выполнения и ответственность сторон
6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до заключения нового, но не более трех лет.
Текст настоящего Соглашения в течение двух недель после его подписания доводится до сведения работников, руководителей предприятий и организаций, администраций районов города.
6.2. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет Новосибирская городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Ход реализации настоящего Соглашения рассматривается комиссией два раза в год.
6.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
До истечения срока действия настоящее Соглашение может быть изменено или дополнено. При необходимости внесения изменений (дополнений) заинтересованная сторона вносит соответствующее представление.
6.4. В течение месяца стороны, получившие представление, обязаны приступить к переговорам по существу представления.
Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по решению Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.5. Включенные в настоящее Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
После подписания настоящего Соглашения предприятия и организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.
6.6. Стороны будут добиваться распространения действия настоящего Соглашения на все предприятия и организации города.
Стороны (лица), виновные в уклонении от участия в переговорах, невыполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.7. Объединения профсоюзов, другие представительные органы трудящихся, работодатели, не имеющие своих представителей в составе Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации всех или части его положений.
Процедура присоединения к настоящему Соглашению оформляется по установленному комиссией порядку.
Настоящее Соглашение подписано:
Председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области |
Председатель Совета Новосибирского Союза руководителей предприятий и работодателей |
Мэр Новосибирска | ||
В.В.Бабаков ------------------- |
--- |
Н.Н.Рычков ------------------------ |
--- |
В.Ф.Городецкий ----------------- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.