Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-9343
Резолютивная часть определения объявлена 9 декабря 2015 г.
Определение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Завьяловой Т.В.
судей Попова В.В. и Першутова А.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело N А73-7842/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "Транслэнд" (далее - общество "Транслэнд") к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:050604:6 площадью 38 600 кв.м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 94, в размере его рыночной стоимости в сумме 14 645 000 руб., определенном в отчете оценщика от 14.03.2014 N 43/5,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, администрации г. Хабаровска, Правительства Хабаровского края
по кассационной жалобе общества "Транслэнд" на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2015 по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7842/2014
с участием в судебном заседании представителя общества "Транслэнд" - Герасимова И.А. по доверенности,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Попова В.В., выслушав объяснения представителя общества "Транслэнд" - Герасимова И.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
решением суда первой инстанции от 17.10.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2015, названные судебные акты отменены, в иске отказано.
Общество "Транслэнд" обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда кассационной инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемым судебным актом его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В судебное заседание не явились представители кадастровой палаты, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, администрации г. Хабаровска и Правительства Хабаровского края.
В соответствии с частью 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления.
Правительство Хабаровского края представило письменный отзыв, в котором указывает на то, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить все судебные акты по данному делу и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, письменный отзыв, выслушав в судебном заседании выступление представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами при рассмотрении настоящего спора были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Судами установлено, что обществу "Транслэнд" на праве собственности принадлежит земельный участок с разрешенным использованием - под объекты торговли и объекты административно-производственной деятельности, кадастровая стоимость которого определена на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края, результаты которой утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию на 01.01.2007 и составила 120 644 686 руб.
По заявлению истца обществом "Дальневосточное агентство оценки имущества" подготовлен отчет об оценке от 14.03.2014 N 43/5, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 14 645 000 руб. На указанный отчет 13.02.2014 получено положительное заключение экспертно-консультационного комитета N 56/14 Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков, согласно которому, отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", величина рыночной стоимости объекта оценки является достоверной.
Общество "Транслэнд", заявив требование по настоящему делу, ссылается на несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007. В обоснование своего требования общество "Транслэнд" указывает на нарушение его прав и законных интересов как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Руководствуясь статьей 65, пунктами 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 12, 17.1, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), пунктами 1, 2 статьи 3, пунктом 11 части 2 статьи 7, статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, отметив, что она должна применяться в измененном виде с момента вступления в законную силу судебного акта.
Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд округа исходил из того, что постановление Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр утратило силу в связи с принятием Правительством Хабаровского края постановления от 02.07.2014 N 205-пр, которым утвержден новый удельный показатель кадастровой стоимости для спорного земельного участка.
Поскольку утверждение новых результатов кадастровой оценки исключает применение кадастровой стоимости, установленной постановлением от 25.11.2008 N 273-пр, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, указав, что определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утратило свое правовое значение и не повлечет правовых последствий.
В кассационной жалобе общество "Трансленд" выражает несогласие с указанными выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа, полагая, что они сделаны без учета положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, норм Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), а также Налогового кодекса Российской Федерации, ссылается на то, что являясь собственником спорного земельного участка, вправе оспорить результаты определения его кадастровой стоимости, поскольку размер такой стоимости затрагивает его права и обязанности, учитывая, что в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения.
Судебная коллегия, проверяя доводы заявителя, пришла к следующим выводам.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридическое лицо - обладатель ограниченного вещного права, так же как и собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности обществу "Транслэнд", с кадастровым номером 27:23:050604:6 площадью 38 600 кв.м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 94, по состоянию на 01.01.2007.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края по состоянию на 01.01.2012, в том числе земельного участка с кадастровым номером 27:23:050604:6, которая действует с 01.01.2015.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку общество обратилось в арбитражный суд с требованием по настоящему делу 23.06.2014 и на момент вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ заявление истца рассмотрено не было, а также на момент обращения с иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой в 2014 году, то на основании статей 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, пункта 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций проверили отчет и экспертное заключение и признали отчет об определении рыночной стоимости N 43/5 надлежащим доказательством по делу. Доказательств, свидетельствующих о том, что отчет и заключение содержат недостоверные выводы, а также, что выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, представлено не было.
В силу изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа подлежит отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, а судебные акты судов первой и апелляционной инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.04.2015 по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7842/2014 отменить.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2014 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 оставить в силе.
Председательствующий судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
В.В. Попов |
Судья |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в суд с целью установить кадастровую стоимость участка в размере его рыночной цены.
Одна из судебных инстанций сочла, что оснований для удовлетворения требования нет.
При этом она исходила из того, что после подачи иска для спорного участка были утверждены новые результаты кадастровой оценки.
Поэтому определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утратило свое правовое значение.
СК по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с такой позицией и пояснила следующее.
По Закону об оценочной деятельности собственник вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной цены.
Поправки, действующие с 22.07.2014, определяют, как применяются сведения о кадастровой стоимости, если они установлены решением комиссии или суда.
Они применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре такой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр оспоренного значения.
Причем такой порядок действует в т. ч. в отношении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу данных поправок.
Согласно ранее сформулированным разъяснениям дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения были утверждены или внесены в кадастр результаты очередной кадастровой оценки.
Это необходимо, поскольку правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода (а для иных целей - с 1-го числа календарного года), в котором было подано заявление, но не ранее даты внесения в кадастр оспариваемого значения.
В данном случае заявление в суд было подано до вступления в силу упомянутых поправок и не рассмотрено на такую дату. На момент обращения в суд действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой в соответствующем году. Новые результаты кадастровой оценки были утверждены и действовали на следующий год.
Таким образом, установленная в размере рыночной кадастровая стоимость участка подлежала применению для целей, предусмотренных законодательством.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-9343 по делу N А73-7842/2014
Текст определения официально опубликован не был