Постановление Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 309-АД15-13237
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алешка плюс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2015 по делу N А47-4021/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алешка плюс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 02.04.2015 N 105 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Алешка плюс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как следует из судебных актов, в ходе проведения внеплановой документарной проверки контроля и надзора за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива, сидра, пуаре и медовухи) в отношении общества установлено, что ООО "Алешка плюс" в нарушение требований Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815), пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) не представлена декларация N 11 за 4 квартал 2014 года, о чем составлен акт проверки от 13.03.2015.
Административным органом по данному факту составлен протокол от 13.03.2015 N 112 об административном правонарушении и вынесено постановление от 02.04.2015 N 105 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктами 15 и 16 указанных Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Декларация N 11 за 4 квартал 2014 года должна быть представлена заявителем не позднее 20.02.2015, однако в нарушение пункта 15 Правил N 815 и положений статей 14 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ декларация обществом не представлена
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи и установив, что декларация об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 4 квартал 2014 года обществом не представлена, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, суды признали доказанным наличие в действиях общества события и состава вменяемого правонарушения.
При рассмотрении спора суды не установили объективных препятствий для соблюдения обществом обязательных требований в части представления декларации за 4 квартал 2014 года, а равно принятие обществом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Суды отклонили доводы общества об отсутствии деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции и, соответственно, об отсутствии обязанности по предоставлению декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2014 года с указанием на то, что в 4 квартале 2014 года заявитель имел лицензию на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия до 26.08.2015, в связи с чем на него были возложены определенные обязательства, в том числе по представлению декларации за 4 квартал 2014 года в установленный законом срок - не позднее 20.02.2015. При этом отсутствие деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции не освобождает организацию, имеющую соответствующую лицензию, от обязанности по представлению деклараций в установленные законом сроки с отражением в них отсутствия деятельности.
При этом судами учтено, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Таким образом, нарушение установленного государством порядка и сроков декларирования видов и объемов алкогольной продукции посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства и не может быть признано малозначительным с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено.
Доводы общества, изложенные в жалобе, в том числе о неверном применении судом первой инстанции редакции статьи 15.13 КоАП РФ не свидетельствует о существенных нарушениях, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, при том, что в оспариваемом постановлении статья 15.13 КоАП РФ применена в редакции, действующей на момент совершения правонарушения. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.06.2015 по делу N А47-4021/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алешка плюс" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 309-АД15-13237 по делу N А47-4021/2015
Текст постановления официально опубликован не был