Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 207-КГ15-6
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.
при секретаре Носенко Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) Бакотина Е.Н. на определение судьи Читинского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г., оставленное без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 7 апреля 2015 г., об оставлении без движения апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Центральной жилищной комиссии ФСО России Никифорова С.В. и Михайлова И.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
определением Читинского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 7 апреля 2015 г., оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины апелляционная жалоба представителя Центральной жилищной комиссии ФСО России на решение Читинского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2014 г. об удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части ... старшины запаса Овчинникова В.В., в котором он просил признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России об отказе в принятии его с членами семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 15 июля 2015 г. представителю Центральной жилищной комиссии ФСО России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе представитель Центральной жилищной комиссии ФСО России Бакотин Е.Н., указывая на наделение Директором ФСО России Центральной жилищной комиссии полномочиями по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, что свидетельствует о приравнивании названной комиссии к государственным органам, которые на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины, просит обжалуемые судебные постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Аналогичная норма содержалась в указанной норме закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
При вынесении обжалуемого определения судья указал, что положения названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации на Центральную жилищную комиссию ФСО России не распространяются, в связи с чем при подаче кассационной жалобы представителем жилищной комиссии должна быть уплачена государственная пошлина.
Между тем судьей оставлено без внимания, что решение Центральной жилищной комиссии в отношении заявителя было принято в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Директором ФСО России в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России, утвержденной приказом ФСО России от 13 ноября 2002 г. N 362 (далее - Инструкция), и Положении о жилищных комиссиях федеральных органов государственной охраны, утвержденном приказом ФСО России от 24 июня 2010 г. N 307 (далее - Положение).
Согласно пп. 2, 4 и 5 Положения Центральная жилищная комиссия ФСО России образуется приказом ФСО России в целях рассмотрения жилищных вопросов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц гражданского персонала федеральных органов государственной охраны, принятия решений о предоставлении им жилых помещений и о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции, которая определяет порядок ведения в ФСО России учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала ФСО России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения жилых помещений, а также принятия решений по жилищным вопросам.
Из изложенного следует, что Центральная жилищная комиссия наделена Директором ФСО России организационно-распорядительными полномочиями в области реализации прав военнослужащих органов государственной охраны на обеспечение их жилыми помещениями, носящими в отношении них обязательный характер, то есть полномочиями, которыми наделена Федеральная служба охраны Российской Федерации как орган государственной власти в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1997 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", пп. 68 п. 12 и пп. 41 п. 16 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 57-ФЗ следует читать как "от 27 мая 1996 г."
Таким образом, на Центральную жилищную комиссию ФСО России, действующую на основании полномочий ФСО России, в полной мере распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав административного ответчика.
Это обстоятельство в силу ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов и направления материалов дела в Читинский гарнизонный военный суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
определение судьи Читинского гарнизонного военного суда от 29 января 2015 г. об оставлении без движения апелляционной жалобы на решение Читинского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2014 г. по заявлению Овчинникова В.В. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 7 апреля 2015 г. в связи с существенным нарушением норм процессуального права отменить, направить материалы дела в Читинский гарнизонный военный суд для выполнения требований ст. 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.Н. Замашнюк |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. N 207-КГ15-6
Текст определения официально опубликован не был