Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 5-АПГ15-122
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Московского городского суда от 31 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании незаконными и отмене в части постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года N 129 "Об инициативе по проведению референдума города Москвы", решения Московской городской избирательной комиссии от 25 июня 2015 года N 110/1 "Об инициативной группе по проведению референдума города Москвы".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Биджева М.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Московской городской Думы и Московской городской избирательной комиссии Соминой Е.И. и Реута Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Московскую городскую избирательную комиссию с инициативой проведения референдума города Москвы по вопросам:
1. Поддерживаете ли Вы "Реформу системы образования", проводимую правительством Москвы путем слияния учреждений среднего и дошкольного образования города Москвы в образовательные комплексы?
2. Поддерживаете ли Вы "Реформу системы здравоохранения", проводимую правительством Москвы путем укрупнения медицинских учреждений города Москвы, приведшую к закрытию 26 больниц и сокращению нескольких тысяч медицинских работников?
3. Считаете ли Вы необходимым восстановить на Лубянской площади города Москвы памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому?
Постановлением Московской городской Думы от 24 июня 2015 года вопросы 1 и 2 признаны не соответствующими требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве", вопрос 3 признан соответствующим требованиям статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11.
На основании данного постановления решением Московской городской избирательной комиссии от 25 июня 2015 N 110/1
зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума города Москвы по вопросу "Считаете ли Вы необходимым восстановить на Лубянской площади города Москвы памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому?", в регистрации инициативной группы по вопросам 1 и 2 отказано.
Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными постановления Московской городской Думы в части признания вопросов 1 и 2 не отвечающими требованиям закона и решения Московской городской избирательной комиссии в части отказа в регистрации инициативной группы по данным вопросам.
Решением Московского городского суда от 31 июля 2015 года в удовлетворении заявленных Московским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" требований отказано.
В апелляционной жалобе Московское городское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичными по содержанию частями 1 и 5 статьи 5 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года N 11 "О референдумах в городе Москве" на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, если они не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. Вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно указал в решении на то, что вопросы 1 и 2 порождают неопределенность правовых последствий решений, которые могут быть приняты на референдуме.
Положительный или отрицательный ответ на вопросы 1 и 2 не повлечет правовых последствий, так как не указывает на необходимость принятия каких-либо правовых актов Москвы или управленческих решений, и не повлияет на изменение правового статуса реорганизованных учреждений и их работников.
Из содержания указанных вопросов видно, что они сводятся исключительно к реорганизации образовательных и медицинских учреждений и проводимых организационно-штатных мероприятий.
Между тем на территории Российской Федерации действуют государственные программы, регламентирующие развитие образования и здравоохранения в Российской Федерации, определяющие основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, включая оптимизацию деятельности образовательных и медицинских учреждений, в том числе путём их реорганизации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемых постановления Московской городской Думы от 24 июня 2015 года и решения Московской городской избирательной комиссии от 25 июня 2015 года N 110/1.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии протокола судебного заседания опровергается материалами дела, в которых имеется составленный и подписанный 10 августа 2015 года судьей и секретарем судебного заседания протокол судебного заседания от 31 июля 2015 года. Поэтому оснований полагать, что в деле отсутствует протокол судебного заседания, у судебной коллегии не имеется.
Нарушение срока изготовления протокола судебного заседания процессуальным нарушением, влекущим отмену решения суда, не является, поскольку это обстоятельство не могло привести к принятию судом по делу неправильного решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 31 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Московского городского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 5-АПГ15-122
Текст определения официально опубликован не был