Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 5-АПГ15-125
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению закрытого акционерного общества "Московский завод торгового оборудования" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 20 июля 2015 г., которым заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя закрытого акционерного общества "Московский завод торгового оборудования" Лялину О.Н., генерального директора закрытого акционерного общества "Московский завод торгового оборудования" Падальца А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В Перечень включено здание с кадастровым номером 77:09:0001028:1155 общей площадью 5 461,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, 2-й Лихачевский переулок, д. 7, стр. 1 (пункт 4972), принадлежащее закрытому акционерному обществу "Московский завод торгового оборудования" (далее - ЗАО "МЗТО", общество) на праве собственности.
Общество обратилось в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела заявлением о признании недействующим пункта 4972 Перечня с даты принятия постановления Правительства Москвы N 700-ПП.
Заявленные требования обоснованы тем, что включенное в названный пункт Перечня здание не обладает признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данного здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 20 июля 2015 г. заявление ЗАО "МЗТО" удовлетворено частично. Пункт 4972 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 700-ПП признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный объект недвижимого имущества, по смыслу статьи 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, не является объектом налогообложения налога на имущество организации, чья налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права и процессуального права, по неправильно определенным обстоятельствам дела, при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также ссылается на то, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд вышел за пределы заявленных требований, а также рассмотрел дело в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы (далее - Департамент), который не был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Правительство Москвы полагает, что выводы суда о незаконности включения указанного здания в Перечень основаны на доказательствах, которые не относятся к делу, а иным доказательствам о фактическом использовании здания в целях делового, административного и коммерческого назначения суд оценки не дал.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура города Москвы представила возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с названными положениями НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения указанных объектов.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2. Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Основанием для включения в пункт 4972 Перечня здания с кадастровым номером 77:09:0001028:1155 послужил акт Госинспекции от 22 сентября 2014 г. N 9099014, из которого следует, что 100% общей площади здания фактически используется для размещения офисов.
В связи с несогласием с указанным актом ЗАО "МЗТО" обратилось в Госинспекцию с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания. После обследования Госинспекция в акте от 18 июня 2015 г. N 9091902 отразила, что помещения в этом здании фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Довод апелляционной жалобы о том, что обследование здания, проведенное в 2015 году, являлось не повторным, а очередным (ежегодным) мероприятием по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества и не является относимым доказательством, опровергается материалами дела.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции инспектор Госинспекции Грушецкий А.В. подтвердил, что акт от 18 июня 2015 г. N 9091902 составлен им по результатам повторного обследования, проведенного по заявлению ЗАО "МЗТО".
Как установлено судом первой инстанции, спорное здание используется в производственных целях. При этом суд первой инстанции правомерно принял в качестве надлежащего доказательства акт Госинспекции от 18 июня 2015 г. N 9091902, поскольку данные, указанные в нем, подтверждаются фотоматериалами, экспликацией и поэтажным планом указанного здания, а также показаниями свидетеля Грушецкого А.В., который пояснил, что первичный осмотр здания поводился путем внешнего осмотра указанного здания, а при последующем осмотре фактически исследовались все помещения в здании.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку представленным сторонами реестрам помещений и арендаторов, гарантийным письмам, справкам, сведениям с сайта Федеральной налоговой службы о юридических лицах, имеющих адрес, соответствующий адресу здания. Указанные доказательства исследовались судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, поскольку не подтверждают, что более 20 процентов общей площади здания используется для размещения офисов или объектов торгового и бытового обслуживания.
Не нашел своего подтверждения довод Правительства Москвы о рассмотрении дела в отсутствие и без извещения Департамента.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 20 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 5-АПГ15-125
Текст определения официально опубликован не был