Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 74-АПГ15-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям публичного акционерного общества "Якутскэнерго", открытого акционерного общества "Водоканал" о признании недействующими подпунктов "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112, по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2015 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго", открытое акционерное общество "Водоканал" обратились в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими подпунктов "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Республики Саха (Якутия) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применении судом первой инстанции норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (часть 3).
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 г. 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" постановлением от 16 апреля 2015 г. N 112 Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Порядок предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги согласно приложению к этому постановлению (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок).
Порядок устанавливает категории для отбора организаций, имеющих право на получение субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, цели, условия и порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидии, и положение об обязательной проверке распорядителем бюджетных средств, представляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления субсидий к организациям, имеющим право на получение субсидии, относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, поставляющие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг населению, проживающему в жилищном фонде через исполнителей либо непосредственно; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, поставляющие электрическую энергию (мощность) от дизельных электростанций и иных гарантирующих поставщиков населению и юридическим лицам за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, включая сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на низком уровне напряжения в случае превышения экономически обоснованного тарифа над тарифом основного гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия).
Условия предоставления субсидий предусмотрены пунктом 4.1 Порядка предоставления субсидий.
Согласно подпункту "г" пункта 4.1 Порядка одним из таких условий является работа организаций в единой интегрированной информационной аналитической системе по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги (ЕИИАС ЖКУ) (с 01 июля 2015 года).
Подпунктом "ж" пункта 4.1 Порядка определено, что условием предоставления субсидий является наличие в договорах на поставку коммунальных ресурсов между организацией и исполнителем, и (или) в агентских договорах с платежными агентами обязательств исполнителей и (или) агентов о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей в разрезе лицевых счетов, внесенных платежах и дебиторской задолженности льготной категории потребителей.
Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" и открытое акционерное общество "Водоканал" являются ресурсоснабжающими организациями и имеют право на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
По мнению заявителей, оспариваемые пункты Порядка препятствуют получению такой субсидии, поскольку устанавливают требования, не предусмотренные действующим законодательством.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции указал, что требование, установленное подпунктом "г" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий, об обязательном участии организации, которая претендует на получение субсидии, в работе Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЕИИАС ЖКУ) с 1 июля 2015 г., противоречит федеральному законодательству, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют обязательное предоставление информации в ЕИИАС ЖКУ со стороны ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, суд первой инстанции указал, что используемый термин "работа организаций в ЕИИАС ЖКУ" является неопределенным по своему содержанию. Подпункт "ж" пункта 4.1 Порядка, по мнению суда первой инстанции, неправомерен, поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе понуждать организации для получения субсидий включать в гражданско-правовые договора условия, не соответствующие федеральным законам.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об информации информационные системы включают в себя в том числе государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании таких информационных систем.
Из статьи 14 указанного закона следует, что государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях, создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Правительством Республики Саха (Якутия) распоряжением от 23 декабря 2010 г. N 1331-р утверждена Концепция создания и внедрения Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги.
Из названной концепции следует, что формирование ЕИИАС ЖКУ позволит полно и оперативно координировать деятельность органов исполнительной власти, муниципальных образований, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, служб начисления субсидий, поставщиков услуг в данной сфере, создавать благоприятные условия для обмена информацией и ее анализа, проводить согласованную политику в различных сферах процесса начисления и сбора платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с изменениями в процессах сбора и начисления платежей, адресного субсидирования, существовавшие программы начисления и сбора платежей граждан претерпели существенные изменения, которые у каждого пользователя различны, следствием чего появилась необходимость в создании единой программы.
Актуальность Концепции создания и внедрения ЕИИАС ЖКУ заключается в том, что анализ информационных процессов в сфере начисления и сбора платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги доказывает необходимость их комплексной автоматизации.
Целью создания и внедрения ЕИИАС жилищно-коммунальные услуги согласно данной Концепции являются: предоставление исчерпывающей информации для принятия управленческих решений для повышения уровня собираемости платежей граждан с учетом ее тенденции спада в связи с реформированием отрасли, приведшей к созданию многочисленных управляющих компаний и ТСЖ; повышение качества координации и взаимодействия головной организации отрасли жилищно-коммунального хозяйства - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) с органами местного самоуправления, и через них с управляющими компаниями, ТСЖ, поставщиками услуг, кассовыми агентами в вопросах повышения уровня собираемости платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги; повышение качества планирования и фактического освоения средств бюджета по субсидиям на компенсацию убытков организаций коммунального комплекса, субсидий гражданам.
Во исполнение распоряжения от 23 декабря 2010 г. N 1331-р "Об утверждении Концепции создания и внедрения Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги" Правительством Республики Саха (Якутия) издан приказ от 22 июля 2015 г. N 317-п "О переходе организаций коммунального комплекса на работу в подсистему "Биллинговый центр" в составе Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения Республики Саха (Якутия) за жилищно-коммунальные услуги".
Названным приказом утвержден график перевода организаций коммунального комплекса на работу в указанную подсистему, а также предусмотрены условия работы в ЕИИАС ЖКУ с учетом использования модуля "Субсидии юридическим лицам" подсистемы "Агентство субсидий" в составе ЕИИАС ЖКУ: подача заявления на предоставление государственной услуги в электронной форме, загрузка всех необходимых документов согласно утвержденному перечню, внесение информации о льготных и экономически обоснованных тарифах, внесение информации о полезном отпуске коммунальных ресурсов (услуг), формирование актов начисления платы льготной категории потребителей.
Таким образом, создание и внедрение ЕИИАС ЖКУ обусловлено действующим федеральным законодательством в сфере информации и информационных технологий, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и отвечает целям государственного регулирования в данной сфере, устраняет разрозненность системы информационного обеспечения на территории субъекта Российской Федерации и способствует обеспечению актуальности, достоверности и полноты информации об объектах управления и контролируемых объектах.
Употребление в оспариваемом пункте Порядка предоставления субсидий слова "работа" не содержит какой-либо правовой неопределенности, поскольку подразумевает оперативное участие организаций коммунального комплекса в ЕИИАС ЖКУ и выполнение предусмотренных этой системой задач, в том числе предоставление информации по начислению и сбору платежей для последующего размещения.
Кроме того, между государственным казенным учреждением Республика Саха (Якутия) "Агентство субсидий" и "Энергосбыт" ОАО АК "Якутскэнерго" заключено соглашение от 23 декабря 2014 г. N 0613-14-3 о предоставлении данных в ЕИИАС ЖКУ по муниципальному образованию "Намский улус" Республики Саха (Якутия) (т. 1, л.д. 94-97), то есть во исполнение оспариваемого подпункта "г" Порядка предоставления субсидий заявитель представляет информацию для размещения в ЕИИАС ЖКУ.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно подпункта "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий, которым определено условие предоставления субсидий: наличие в договорах на поставку коммунальных ресурсов обязательств исполнителей о предоставлении поставщику коммунальных ресурсов (услуг) данных о фактических объемах поставки коммунальных ресурсов (услуг) и начисленных платежей льготной категории потребителей.
Судебная коллегия отмечает, что соответствующие условия договора предусмотрены как общими положениями федерального законодательства, так и нормами специального закона в сфере регулируемой деятельности.
Так, согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения (пункт 1).
Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Существенные условия договоров теплоснабжения и водоснабжения определены федеральными нормативными правовыми актами в данной сфере.
Из части 8 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что договор теплоснабжения должен определять объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем.
Порядок осуществления учета поданной воды является существенным условием договора водоснабжения в силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Договоры горячего и холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовыми договорами горячего и холодного водоснабжения, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 643 и от 29 июля 2013 г. N 645 (часть 8 названной нормы).
В данных типовых договорах предусмотрен раздел "Порядок осуществления учета поданной (полученной) воды", в соответствии с которым определяются объем поданной (полученной) горячей воды исходя из объема потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета (или расчетным способом) и количество поданной холодной воды в соответствии с данными учета фактического потребления ресурса по показаниям приборов учета (или расчетным способом).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 N 124, одним из условий договора ресурсоснабжения называют обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
С учетом изложенного названное условие предоставления субсидии не противоречит федеральному законодательству и предусмотрено его нормами и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Судебная коллегия также отмечает, что Республика Саха (Якутия) в лице государственного казенного учреждения Республика Саха (Якутия) "Агентство субсидий" заключила с публичным акционерным обществом "Якутскэнерго" и открытым акционерным обществом "Водоканал" соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги на 2 полугодие 2015 г. - 1 полугодие 2016 г. от 28 сентября 2015 г. N 72 и от 28 сентября 2015 г. N 73-ц, от 2 сентября 2015 г. N 32. Условия предоставления субсидий, предусмотренные Порядком, в том числе подпунктами "г" и "ж" пункта 4.1, заявителями соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2015 г. отменить, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
В удовлетворении заявлений публичного акционерного общества "Якутскэнерго", открытого акционерного общества "Водоканал" о признании недействующими подпунктов "г", "ж" пункта 4.1 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2015 г. N 112, отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 74-АПГ15-32
Текст определения официально опубликован не был