Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Примеры
А.1 Пример 1 - Последовательный анализ серий испытаний по методу треугольника: решается вопрос о принятии или отклонении принятия двух стажеров в группу экспертов
А.1.1 Предыстория
Руководитель работ по органолептическому анализу намерен обосновать решение о принятии или об отклонении двух стажеров из комиссии экспертов, участвовавших в тесте по методу треугольника с использованием обычной пары пищевых продуктов. Каждый из стажеров проводил серию треугольных тестов. Интервалы времени между последовательными тестами были достаточно продолжительными - чтобы исключить эффект сенсорной усталости.
А.1.2 Порядок проведения оценки
Количество тестов, необходимых для того, чтобы принять или отклонить стажера, определяют путем последовательного анализа с использованием графика, показанного на рисунке А.1. Для того, чтобы установить границы принятия решений (т.е. определить две прямые линии на рисунке А.1). нужно присвоить количественные значения каждому из четырех исходных параметров ,
,
и
. В случае треугольного теста
= 1/3 (т.е. вероятность правильной догадки,
= 0). Обычно минимальный приемлемый уровень обнаружения устанавливают равным
= 50%, и это дает:
.
Если желательно уменьшить число серий треугольных тестов, необходимых для принятия решения, то можно установить более низкий минимально приемлемый уровень обнаружения, например, считать = 40%; это даст:
и т.д.
Примечание - В данном примере - это не доля людей (в популяции испытателей данной квалификации), которые способны ощутить разницу в образцах продукта, а скорее, доля попыток, в процессе которых данный эксперт действительно ощутил разницу d образцах продукта.
Руководитель испытаний выбирает следующие значения параметров:
- = 0,05 - вероятность выбрать неподходящего стажера;
- = 0,10 - вероятность забраковать подходящего стажера;
- = 1/3 - максимальная возможность неприемлемости (т.е. р-величина для нулевой гипотезы в треугольном тесте);
- = 2/3 - минимальная возможность приемлемости (т.е. вероятность обнаружения непарного образца, когда
= 0,50).
А.1.3 Анализ и интерпретация результатов
По завершении каждого теста по методу треугольника его результаты наносят на диаграмму, приведенную на рисунке 1, так, как сказано ниже. Наносят результат первого испытания: если он верный, то как точку с координатами (х, у) = (1,1), а если неверный, то как точку с координатами (х, у) = (1,0). При завершении каждого последующего этапа теста увеличивают значение координаты х на 1, а координаты у - на 1 в случае получения правильного ответа или увеличивают значение координаты х на 1, а координаты у - на 0 в случае получения неправильного ответа. Продолжают испытания до тех пор, пока нанесенная точка не коснется или не пересечет какую-либо из границ областей принятия решений. Делают соответствующее заключение (т.е. принимают решение о приемке или отклонении данного стажера).
Стажер А давал правильные ответы во всех тестах и был принят после проведения пяти тестов. Стажер В в первом тесте дал неверный ответ, во второй и третьей попытках дал правильный ответ, но затем снова дал неверные ответы в каждом последующем тесте и был отклонен после восьмого теста.
Параметры теста |
|
|
Граничные линии |
Нижняя: Нижняя: Нижняя: |
|
Верхняя: Верхняя: Верхняя: |
"Рисунок А.1 - Использование последовательного анализа при оценках по методу треугольника - Пример 1: Выбор двух стажеров"
А.2 Пример 2 - Последовательный анализ в серии тестов дуо-трио-Флейвор повторно разогретого продукта в пирожках с мясом после их хранения
А.2.1 Предыстория
Заводская дегустационная комиссия определяла флейвор повторно разогретого продукта, проявляющийся в мясных пирожках, разогретых после их хранения в течение 5 дней в охлажденном состоянии. Руководитель проекта хочет установить, каков максимально допустимый срок хранения этих пирожков в охлажденном состоянии.
А.2.2 Порядок проведения работы
Предварительные оценивания показали, что мясные пирожки, хранившиеся 5 дней, приобретают сильный флейвор повторно разогретого продукта, в то время как пирожки, хранившиеся 1 день, этого флейвора не имеют. Руководитель работы решает провести серию тестов по методу дуо-трио с использованием пирожков, хранившихся 1, 3 и 5 дней. Каждый из этих образцов продукта необходимо сравнивать с контрольным образцом - свежеприготовленным продуктом, не подвергавшимся хранению в охлажденном состоянии.
В каждом отдельном тесте предлагают к опробыванию по три образца (один контрольный и два пирожка 1-дневного хранения, один контрольный и два пирожка 3-дневного хранения, один контрольный и два пирожка 5-дневного хранения). Свежепожаренный контрольный образец продукта используют как постоянный эталон во всех трех тестах. По мере того, как каждый из испытателей завершает тест, его результат добавляют к ответам, полученным на предыдущих этапах испытаний, и накопленную сумму правильных ответов наносят на график - как показано на рисунке А.2. Серию тестов продолжают до тех пор. пока не будет получено основание дня заявления, что бывший в хранении образец продукта либо подобен контрольному продукту, либо отличается от него.
Руководитель испытаний выбирает следующие величины для параметров теста:
- = 0,10 - вероятность хорошей оценки (приемки) "дефектного" продукта:
- = 0,10 - вероятность плохой оценки (забраковки) "годного" продукта;
- = 0,50 - вероятность получения правильного ответа, когда ощутимое различие между образцами не существует (т.е. это - р-величина для нулевой гипотезы в тесте дуо-трио);
- = 0,70 - вероятность того, что будет найдено, что подвергавшийся хранению образец продукта отличается от контрольного, если
= 0,40 (т.е.
= 0,40 + (1 - 0,40)(0,50) = 0,70).
А.2.3 Анализ и интерпретация результатов
Для тех значений величины ,
,
и
, которые были выбраны руководителем испытаний, уравнения для определения пограничных пиний для областей принятия решений, указанные в разделе 5. имеют вид:
и
. Эти линии нанесены на график рисунка А.2 вместе с точками, представляющими собой накопленные суммы правильных ответов в каждом последующем тесте, для трех видов хранившихся образцов продукта.
Параметры теста |
|
|
Граничные линии |
Нижняя: Нижняя: Нижняя: |
|
Верхняя: Верхняя: Верхняя: |
Таблица А.1 - Результаты, полученные в примере 2: последовательный анализ серии дуо-трио тестов: определение постороннего флейвора в мясных пирожках, подвергавшихся хранению
Испытатель |
Тест А (1 день хранения) |
Тест В (3 дня хранения) |
Тест С (5 дней хранения) |
|||
Результаты |
Подсчет |
Результаты |
Подсчет |
Результаты |
Подсчет |
|
1 |
Н |
0 |
Н |
0 |
П |
1 |
2 |
Н |
0 |
П |
1 |
П |
2 |
3 |
Н |
0 |
Н |
1 |
П |
3 |
4 |
П |
1 |
П |
2 |
П |
4 |
5 |
Н |
1 |
Н |
2 |
Н |
4 |
6 |
П |
2 |
П |
3 |
П |
5 |
7 |
Н |
2 |
Н |
3 |
П |
6 |
8 |
П |
3 |
П |
4 |
П |
7 |
9 |
Н |
3 |
П |
5 |
Н |
7 |
10 |
П |
4 |
П |
6 |
П |
8 |
11 |
Н |
4 |
П |
7 |
П |
9 |
12 |
|
|
Н |
7 |
П |
10 |
13 |
|
|
П |
8 |
|
|
14 |
|
|
П |
9 |
|
|
15 |
|
|
П |
10 |
|
|
16 |
|
|
П |
11 |
|
|
17 |
|
|
Н |
11 |
|
|
18 |
|
|
Н |
11 |
|
|
19 |
|
|
П |
12 |
|
|
20 |
|
|
П |
13 |
|
|
21 |
|
|
Н |
13 |
|
|
22 |
|
|
Н |
13 |
|
|
23 |
|
|
Н |
13 |
|
|
24 |
|
|
П |
14 |
|
|
25 |
|
|
Н |
14 |
|
|
26 |
|
|
П |
15 |
|
|
27 |
|
|
П |
16 |
|
|
28 |
|
|
П |
17 |
|
|
29 |
|
|
П |
18 |
|
|
30 |
|
|
П |
19 |
|
|
Примечание - Результаты: Н - неправильный ответ, П - правильный ответ, Подсчет - накопленная сумма правильных ответов. |
После проведения 11 тестов по методу дуо-трио заявлено, что пробы продукта, хранившегося 1 день, подобны пробам свежеприготовленного продукта. После проведения 12 тестов заявлено, что пробы продукта, хранившегося 5 дней, отличаются от свежеприготовленного контрольного продукта. Что касается продукта, хранившегося 3 дня, то после проведения 30 тестов не представляется возможным сделать заключение либо о подобии проб контрольному образцу, либо о наличии ощутимого различия между испытуемыми и контрольными образцами продукта.
"Рисунок А.2 - Использование последовательного анализа при оценках по методу дуо-трио - Пример 2: Появление флейвора повторного разогревания в мясных пирожках в процессе их хранения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.