Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета
от 11 мая 2000 г. N 325
Программа
по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2000 - 2005 гг.
Введение
В условиях реформирования экономики, глубокого спада производства, сокращения отчислений субъектами хозяйственной деятельности на реализацию природоохранных мероприятий вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение.
Необходимость формирования настоящей Программы вызвана сложностью экологической ситуации в городе Новосибирске, оцененной через систему объективных критериев качества объектов окружающей среды (предельно допустимые концентрации вредных веществ, индексы загрязнения и т.п.), обязанностью органов исполнительной власти всех уровней обеспечения населению города экологически благоприятных условий проживания, обусловленной Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области", Уставом города Новосибирска.
Срок действия настоящей Программы 2000 - 2005 гг. Настоящая Программа является самостоятельной и может быть включена в областную программу по улучшению экологического состояния Новосибирской области.
Принципы, определяющие цели и задачи программы:
- разумное сочетание экологических и экономических интересов при приоритетном направлении в области охраны жизни и здоровья человека;
- открытость программы по составу участников, направлениям и подходам;
- учет решений частных хозяйственных задач и реализации мероприятий других целевых программ (например, программ газификации и энергосбережения), дающих косвенный экологический эффект.
Цель настоящей Программы - создание технических и технологических условий, обеспечивающих снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и повышение экологической безопасности горожан.
Реализация мероприятий Программы позволит:
В экологической сфере:
- сократить эмиссию вредных веществ в окружающую среду;
- изменить качество воздуха, воды, почв в сторону приближения к экологическим стандартам;
- создать предпосылки для рационального и эффективного использования городских лесов.
В социальной сфере:
- повысить экологическую безопасность горожан;
- улучшить рекреационные условия (лесопарковое устройство городских лесов);
- углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение, воспитание и просвещение населения;
- формировать экологическое сознание и природосберегающее поведение населения.
1. Пояснительная записка
1.1. Экологическая обстановка на территории города.
Уровень загрязнения атмосферы города Новосибирска, как и любого другого города, зависит не только от количества выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ, но и от наличия неблагоприятных метеорологических условий - штилей, инверсий температур, туманов, способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое воздуха, определяя тем самым ассимилирующие способности атмосферы. Обычно, при неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях происходит рост концентраций окислов азота, оксида углерода, сажи, пыли. Кроме того, при температуре воздуха свыше 22 - 24 градусов Цельсия и ее незначительном изменении в течение суток происходит увеличение содержания формальдегида в городской атмосфере. В целом рассеивающие способности атмосферы в районе Новосибирска выше чем, например, в Кузбассе и Восточной Сибири, но существенно ниже по сравнению с европейской территорией России, что и отражает повышенный метеопотенциал загрязнения атмосферы (ПЗА = 2,7 - 3,6).
По наблюдениям Центра мониторинга загрязнения природной среды ЗапСибгидромета уровень загрязнения атмосферы города Новосибирска высокий. В 1998 году индекс загрязнения атмосферы по пяти приоритетным веществам (ИЗА5 <1>, методика оценки) составил без учета бензапирена 7,67; в 1997 году ИЗА5 составлял 8,23 (также без учета бензапирена). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками за последние годы (1993 - 1998) уменьшились более чем на 60 тыс. т/год, или приблизительно на 40 %, но загрязнение атмосферы продолжает оставаться высоким.
<1> Индекс загрязнения атмосферы по пяти приоритетным примесям рассчитывается по формуле:
5 ki
ИЗА5 = SUM(q / ПДК ) ,
i=1 cpi cci
где k = 0,9; 1; 1,3; 1,5 соответственно для веществ 4, 3, 2 и 1
класса опасности
/----------------------------------------------------------------\
|Величина ИЗА5 | 0-5 | 5-7 | 7-14 | 14-21 |
|--------------+-------+----------+--------------------+---------|
|Категория |низкая |повышенная| высокая | очень |
|загрязнения | | | | высокая |
|атмосферы | | | | |
|--------------+-------+----------+--------------------+---------|
|Пример | | |г. Санкт - Петербург|г. Москва|
\----------------------------------------------------------------/
Воздух Новосибирска в 1998 г. был более всего загрязнен формальдегидом (среднегодовая концентрация 2,4 ПДК), пылью (1,1 ПДК), фенолом (ИЗА = 1,11), аммиаком (1,3 ПДК). Подавляющий вклад в загрязнение воздуха внесли: автотранспорт, выбросы которого составляют 187 тыс. т, городские электростанции (77,739 тыс. т), котельные, находящиеся на балансе промышленных предприятий и коммунального хозяйства (11,7 тыс. т), и непосредственно сами предприятия (14,0 тыс. т). Существующая статистика не включает выбросы от печей частных домовладений (12 - 15 тыс. т/год). Выбросы вредных примесей источниками теплоснабжения всех видов составляют 85 % от массы загрязняющих веществ, вносимых стационарными источниками.
В первую очередь на объемах выбросов сказывается сложившаяся структура топливного баланса, с преобладанием в нем твердых топлив (порядка 75 %), незначительной доли природного газа и жидкого топлива (порядка 20 и 5 % соответственно). Для большинства предприятий города характерно наличие устаревшего и физически изношенного газоочистного оборудования, что также способствует дополнительному загрязнению воздуха.
Вклад автотранспорта в суммарный объем выбросов по городу в 1998 году составил, по меньшей мере 187 тыс. т/год, а в перечень веществ - основных загрязнителей городской атмосферы прочно входят химические компоненты отработавших газов автомашин <2>. Рост числа автомобилей на улицах Новосибирска за последние три года составил более 25 %. По существующим прогнозам рост числа автомобилей в Новосибирске в ближайшее десятилетие будет продолжаться. С ростом городского автопарка будет происходить и увеличение объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
<2> Проведенные исследования атмосферного воздуха на отдельных "средненапряженных" городских магистралях показали присутствие в воздухе таких ингредиентов отработавших газов автотранспорта, как оксид углерода, оксиды азота, формальдегид, свинец и др., в концентрациях превышающих допустимые в 1,2 - 10 и более раз, причем на некоторых магистралях число проб с повышенным содержанием вредных веществ составило от 40 до 100 %.
Оставалось напряженным в 1998 году состояние водных объектов города Новосибирска. Результаты наблюдений за качеством поверхностных вод показывают, что хотя все водные объекты загрязнены выше допустимых рыбохозяйственных нормативов, причем малые реки города в большей степени, чем река Обь, в 1998 году вода рек Обь, Иня и Тула оставалась загрязненной (4-й класс качества), индекс загрязнения воды (ИЗВ) <3> соответственно 2,79 - 3,61, 3,31 и 3,19. Вода р. Ельцовка-1, р. Каменка, р. Ельцовка-2 была - грязной (5 класс качества), ИЗВ = 5,42 - 4,58 - 5,54 соответственно. Наиболее характерными для пересекающих город водных объектов загрязняющими веществами являются нефтепродукты, азот аммония, нитриты, фенолы, хром шестивалентный.
<3> Индекс загрязнения воды рассчитывается по формуле:
6
ИЗВ = SUM(qi / ПДКi) / 6
i=1
/----------------------------------------------------------------\
| 1 класс качества |Очень чистая вода |ИЗВ менее или равен 0,3 |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 2 класс качества | Чистая вода |ИЗВ более 0,3 - 1 |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 3 класс качества | Умеренно |ИЗВ более 1 - 2,5 |
| |загрязненная вода | |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 4 класс качества | Загрязненная |ИЗВ более 2,5 - 4 |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 5 класс качества | Грязная |ИЗВ более 4 - 6 |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 6 класс качества | Очень грязная |ИЗВ более 6 - 10 |
|--------------------+------------------+------------------------|
| 7 класс качества | Чрезвычайно |ИЗВ более 10 |
| | грязная | |
\----------------------------------------------------------------/
Однако если в случае с р.р. Обью и Иней "приходится иметь дело" преимущественно с транзитом загрязнения "от сопредельных территорий", высокий уровень загрязнения малых рек города (по сравнению с рекой Обь) связан с объемами сброса сточных вод от объектов города, причем объемами вполне сравнимыми с малой водностью рек, а также другими видами техногенного воздействия, обусловленными исторически сложившимся размещением в бассейне их водосбора крупных промышленных предприятий и всевозможных объектов, самовольных построек и свалок промышленных и бытовых отходов. Особенно тяжелое положение складывается на рр. Каменка и Плющиха, принимающих существенные объемы бактериально опасных хозбытовых сточных вод, в том числе от исправительно - трудовых учреждений. Заключение рр. Каменка, Ельцовка-1 в коллекторы уменьшает водосборную площадь, нарушает естественный отток подземных вод, питающих реки, и вызывает подъем горизонта подземных вод и подтопление подвалов зданий.
Почвы и грунты городской территории Новосибирска характеризуются, в целом, поликомпонентным загрязнением, более интенсивным для правобережной части города. Территориально характер загрязнения, как правило, отражает структуру и мощность источников выбросов. Так как почвы города не вовлечены в обширный сельскохозяйственный оборот, проблема загрязнения почв не является первоочередной.
Результаты наблюдений за качеством объектов окружающей среды свидетельствуют о продолжающемся превышении эмиссии вредных веществ от производственной деятельности ассимилирующих способностей окружающей среды и, следовательно, сохраняющейся неудовлетворительности экологических условий.
Вследствие необеспечения условий для сбора и удаления бытовых отходов от частного сектора практически ежегодно производится ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов в индивидуальном жилом секторе в одних и тех же местах: в 1997 году ликвидировано 78 свалок, в 1998 - 110.
Особый вопрос: радиоэкологическая обстановка в городе Новосибирске, которая определяется двумя основными факторами: воздействием природных радионуклидов, т.к. восемь из десяти районов города расположены в пределах гранитного массива, и техногенным загрязнением от действующих и ранее существовавших предприятий.
Перекрытые маломощным чехлом рыхлых отложений гранитные породы характеризуются повышенными концентрациями естественных радиоактивных элементов - урана, тория, калия и сопряженных с ними радия и радона. Развитая тектоника, наличие глубинных разломов, дренирующих подземные воды с высокими содержаниями радона (400 - 4000 Бк/л), в совокупности с повышенной радиоактивностью пород создают потенциальную опасность облучения населения города Новосибирска от природных источников и, следовательно, при необходимости осуществление специальных мероприятий по защите от воздействия природных радионуклидов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
На территории города разведано более десятка проявлений и месторождений радоновых вод. Для различных хозяйственных нужд пробурено большое количество скважин с содержаниями радона в подземных водах, превышающими допустимые значения (более 120 Бк/дм3). Неправильная их эксплуатация, аварийное состояние скважин приводят к загрязнению радоном верхних горизонтов и ухудшению радиоэкологической обстановки.
Радиоэкологическую обстановку в городе усугубляют хозяйственная деятельность и наличие предприятий, использующих в производстве радиоактивное сырье (НЗХК, Оловокомбинат), карьерная разработка активных гранитов. Начиная с 1988 г. в пределах города было выявлено 229 участков радиоактивного загрязнения (УРЗ), абсолютное большинство которых к настоящему времени дезактивировано. Наибольшее количество участков радиоактивного загрязнения было выявлено в Калининском районе.
Одним из важнейших факторов, положительно влияющих на экологическую обстановку в городе, являются внутригородские искусственные зеленые насаждения, городские и пригородные леса, средообразующая и средозащитная роль которых незаменима.
За последние 50 лет в процессе своего развития город значительно потеснил городские леса, что привело к сокращению площади городских лесов и зеленых насаждений. В итоге, если в 1930 г. на каждого жителя Новосибирска приходилось 0,7 га лесов (в границах зеленой зоны), то в 1940 году - 0,2 га; в 1950 - 0,06 га; в 1990 - 0,02 га. Это в пять раз меньше, чем в среднем по России.
Существующая система зеленых насаждений города характеризуется низкими количественными и качественными показаниями. На одного жителя города приходится около 9 кв. м. зеленых насаждений, что почти в 2,5 раза ниже требуемых.
Малая плотность насаждений усугубляется неравномерностью их распределения по территории города (так, в Центральном и Железнодорожном районах на одного жителя приходится всего 3 м2), неполнотой функциональной номенклатуры, бедностью дендрологического ассортимента.
Озеленение города осуществляется бессистемно, как с точки зрения размещения и функционального назначения территории, так и в аспекте учета почвенно - растительных условий, микроклиматической, экологической и другой его эффективности. Таким образом, происходит не приращение, а постоянное сокращение озелененных территорий.
Сложившаяся в последние годы практика уплотнения застроенных жилых территорий за счет участков, предназначенных для зеленых насаждений (придомовых территорий, участков учебных заведений, организаций и предприятий), включение в жилые образования чуждых им зон и объектов (автостоянок, гаражей и др.) резко снижает экологическую эффективность озеленения и в целом ухудшает и без того напряженную экологическую ситуацию в городе.
В городе нет полноценного водоохранного, санитарно - защитного и другого озеленения специального назначения (ветро-, снего-, шумо-, пылезащитного). Рекреационное озеленение находится в бесхозном состоянии (лесопарки) или отсутствует (гидро-, луго-, и другие парки).
Вместе с тем, отсутствие соответствующего нормативного документа, который учитывал бы комплекс местных специфических условий садово - паркового и зеленного строительства затрудняет эффективную деятельность в этой области. Этот же документ должен стать основным и при осуществлении контрольных функций уполномоченных на то организаций, им могли бы руководствоваться все причастные к формированию городской системы зеленых насаждений ведомства, организации, учреждения от проектировщиков до лесоводов.
В связи с изложенным, необходима разработка научно - обоснованных предложений и рекомендаций по формированию системы озеленения города и создания, в последующем, на этой основе конкретной программы реализации этой системы.
1.2. Экологическая ситуация и здоровье населения.
Влияние уровня загрязнения объектов окружающей среды на медицинские показатели всегда волновало и продолжает волновать общественность города. Нередко эклектичное сопоставление разнозначных данных (например, масса выбросов и демографическая пирамида) становится предметом спекуляций в средствах массовой информации. Чтобы выделить значимость "экологического фактора" в проявлениях демографической ситуации в 1993 - 98 гг. Новосибирским НИИ гигиены с привлечением специалистов практического здравоохранения по договору с комитетом охраны окружающей среды проведено обследование более 5500 детей в различных районах города. Выбор объекта исследования не случаен: исключены факторы профзаболеваемости, вредных привычек, присущих взрослому населению, четче проявляется "территориальность".
Результаты работы показали проявление болезненных изменений в организме детей, особенно - в возрасте 10 - 12 лет, предположительно обусловленных особенностями экологической обстановки на различных территориях города (по показателям загрязнения атмосферного воздуха).
Наиболее неблагополучные данные по комплексу показателей роста и развития отмечены в Кировском районе - в зоне Оловокомбината, а также в Дзержинском районе: наименьшие показатели длины и массы тела, повышенное число детей с дефицитом массы тела, нарушение возрастно - половых закономерностей соотношения длинны и массы тела. Отмечено также большое число детей с выраженными формами отклонений со стороны нервной системы и желудочно - кишечного тракта. К данным по этим районам приближаются результаты обследования детей в Октябрьском районе. Выявленные изменения в показателях здоровья могут быть обусловлены воздействием повышенных уровней загрязнения воздуха тяжелыми металлами (цинк, свинец, ртуть) и мышьяком.
Неблагополучны также Заельцовский, Центральный, Железнодорожный и Ленинский, Первомайский районы. Более благоприятная комплексная оценка изучавшихся показателей дана детям в Калининском районе, где негативное влияние экологических факторов в течение многих предыдущих лет сдерживалось лучшими по сравнению с другими районами социально - гигиеническими условиями проживания и медицинского обслуживания детей. Наименее выраженная степень отклонений показателей роста и развития выявлена среди обследованных детей в правобережной части Советского района с наименьшим суммарным загрязнением атмосферного воздуха.
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что неудовлетворительные показатели здоровья школьников в определенной мере обусловлены спецификой экологического неблагополучия территорий города на фоне негативных проявлений происходящих социально - экономических преобразований.
В целом, выявленные нарушения закономерностей роста и развития детей позволяют прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния здоровья населения, что обусловит высокие затраты общества в целом и отдельных лиц за счет ограничения возможностей выбора профессии, повышенных затрат на медицинские и другие социальные услуги.
1.3. Экологическое образование, воспитание и просвещение.
Повышение культуры и грамотности населения в вопросах охраны окружающей среды является одним из наиболее перспективных и значимых резервов для решения экологических проблем.
Рассматривая сложившуюся систему экологического образования в городе Новосибирске, можно сказать, что в последнее время существенно активизировались процессы ее развития. Ведется большая работа в этом направлении в городских библиотеках, большую заинтересованность и хорошую организацию демонстрируют детские сады, хотя и далеко не массово, очень важную и настойчивую работу ведут некоторые общественные организации, ведется серьезная работа учреждениями культуры. В среднем образовании в ряде школ производится экологизация отдельных предметов (биология, химия, география), ведутся факультативные занятия, интегрированные курсы, введена региональная компонента и пр.
Однако, налицо неоднородность этих процессов, существуют значительные различия в подходах и направлениях, нет единой концепции. Преподаванием экологических дисциплин, ведением факультативов и экологизированных предметов в подавляющем большинстве занимаются преподаватели биологии, химии и географии, лишь за редким исключением предмет ведет эколог. Очевидно, что уровень, качество и объем преподавания экологических дисциплин в отдельной школе напрямую зависит от позиции ее руководства, наличия энтузиастов среди преподавательского состава, наличия кадров и материально - технической базы, словом складывается довольно стихийно.
Вузовский этап представляется более организованным. Это связано с тем, что в ВУЗах характер преподавания охраны окружающей среды и экологии напрямую зависит от ведомственной принадлежности и специализации ВУЗа. Послевузовский этап (этап повышения квалификации и переподготовки кадров) является наименее разработанной областью экологического образования в городе Новосибирске. В городе пока еще недостаточно развита система экологической переподготовки и повышения квалификации кадров (кроме преподавательских).
1.4. Цели и задачи программы, приоритетные направления и ожидаемые результаты
На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, июнь 1992 года) особо рассматривались проблемы, связанные с урбанизированными территориями. В информационном обзоре, посвященном конференции <4>, отмечено, что "высокая плотность населения в городах, создающая сегодня серьезные проблемы, открывает в то же время при надлежащем управлении широкие возможности для создания устойчивой инфраструктуры охраны окружающей среды (водоснабжение, санитария, канализация, удаление твердых отходов), развитию и поддержанию которой следует уделять особое внимание. Тесно примыкает к этому вопросу проблема создания в населенных пунктах надежных экологически приемлемых систем энергетики и транспорта". Именно эти задачи необходимо будет решать в рамках Программы, имея целью создание условий для формирования благоприятных условий жизни на территории города, для гармоничного сочетания экологических и социально - экономических интересов населения, снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и достижения норм допустимых нагрузок на нее, обеспечивающих соответствие между влиянием хозяйственной деятельности на окружающую среду и ее ассимилирующими способностями. Исходя из вышеизложенного, а также из ограниченности финансовых ресурсов, представляется приоритетным решение задач, результаты решения которых позволяют достичь наиболее ощутимого эффекта, в следующих сферах городского хозяйства:
В.А. Коптюг, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де - Жанейро, июнь 1992 года), Новосибирск, 1992.
1.4.1. Тепло - энергетический комплекс.
Как уже было указано выше, подавляющее количество загрязняющих веществ от стационарных источников в воздушный бассейн города вносят энергопредприятия АО "Новосибирскэнерго" и ведомственные котельные.
Предприятия ОАО "Новосибирскэнерго" превалируют над прочими стационарными источниками загрязнения окружающей среды в городе. По данным статотчетности выброс загрязняющих веществ остается высоким - 77,739 тыс. т в 1998 г., в водоемы города ежегодно сбрасывается около 250 млн. м сточных вод, около 246 га городской территории отчуждено под размещение золошлакоотвалов.
Несмотря на осуществление ряда природоохранных мероприятий, как следует из материалов комплексных проверок, ежегодно проводимых Горкомприроды, руководство акционерного общества не уделяет должного внимания вопросам природоохранной деятельности своих предприятий. Срываются сроки ввода в эксплуатацию сооружений для очистки сточных вод, по переводу систем ГЗУ на оборотное водоснабжение. Неудовлетворительно выполняются мероприятия по повышению реконструкции систем золоулавливания, фактически заморожена программа по внедрению стационарных приборов инструментального контроля за выбросами загрязняющих веществ.
Допускаются нарушения требований ПТЭ электростанций и сетей, других руководящих технических документов при работе как основного технологического оборудования, так и оборудования, сооружений природоохранного назначения. В связи с невыполнением требований нормативных документов в части учета количества и контроля качества используемого топлива, недостаточной представительности данных по эффективности золоулавливающих установок (включая новые и модернизированные образцы) невозможно оценить фактическую величину выбросов загрязняющих веществ.
На учете в городском комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов находится 228 ведомственных котельных. По данным анализа статистической отчетности 2-тп (воздух) и справочным материалам о количестве использованного топлива, инструментальным измерениям, доля котельных в общем валовом выбросе оснащенных ими предприятий находится на уровне 70 - 80 %.
С учетом характера рассеивания выбросов, расположения котельных в жилых массивах и вблизи них, оказываемое ими негативное экологическое воздействие очень велико и вызывает массовые жалобы населения. Большинство котельных относится к категории малых (тепловая мощность менее 10 Гкал/час), использует твердое топливо, имеет физически и морально устаревшее оборудование. Из 160 котельных на твердом топливе лишь около 60 оборудованы золоулавливающими установками, эксплуатационная эффективность которых не превышает 70 - 80 %.
Значительное количество котельных не оборудовано системами водоподготовки, а там, где они имеются, эксплуатация их ведется с нарушением установленных правил.
Все это приводит к перерасходу топлива на единицу вырабатываемой тепловой энергии и повышенным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду. Наряду с этим, причинами повышенных выбросов загрязняющих веществ является низкая технологическая и производственная дисциплина персонала котельных, отсутствие необходимой эксплуатационной документации и режимно - наладочных испытаний. В целом, перерасход топлива по вышеуказанным причинам оценивается на уровне 20 %.
Основными направлениями снижения неблагоприятного воздействия объектов теплоэнергетики на атмосферу города на ближайшую перспективу, видимо, останутся повышение технологической дисциплины, перевод мощностей на использование природного газа <5>, совершенствование газоочистного оборудования.
<5> Начиная с 1993 г. переведены на газ 9 котельных: АО "Сиблитмаш", АО "Русич", АО "Мелькомбинат N 1", Сельский стройкомбинат, Автокомбинат N 1 и др.; переведены на газ по одному котлу на котельных ТОО "Фирма "Кондитер" и Новосибирского жирового комбината, расположенных в центральной части города. Реализация программы газификации Первомайского района, например, позволит сократить выбросы загрязняющих веществ в районе на 2,5 тыс. т/год и коренным образом улучшить экологическую ситуацию.
Кроме того, важным резервом улучшения экологической ситуации в городе может явиться реализация программы энергосбережения, которая учитывает широкий ряд аспектов: обеспечение управления энергосбережением (экономическими мерами); снижение прямых потерь тепла, энергоресурсов, топлива; перестройку стройиндустрии; проведение энергетической паспортизации предприятий; организацию контроля и учета топлива, потребляемой теплоэнергии; создание АСУТП - теплом; разработку на каждом предприятии соответствующих программ экономии топливно - энергетических ресурсов; создание информационного банка энергосберегающих технологий; разработку положения экономического стимулирования предприятий за активное проведение энергосберегающей политики.
1.4.2. Автомобильный транспорт.
Учитывая тенденцию роста парка автотранспортных средств, низкие темпы его обновления, слабые перспективы на быстрые темпы развития альтернатив (метрополитен, например), крайне важно задействовать имеющиеся резервы для снижения отрицательного воздействия автопарка как на текущую экологическую обстановку в городе, так и на длительную перспективу.
Одним из главных таких резервов является перевод автомобилей на использование экологически более чистых марок топлива. 03.10.97 городским Советом города Новосибирска принято решение N 77 "Об исключительном применении на территории города Новосибирска неэтилированного бензина и экологически чистого дизельного топлива", предусматривающее запрет с 01.01.99 на продажу и использование в городе Новосибирске этилированного бензина и дизельного топлива с содержанием серы выше 0,05 %. Во исполнение этого решения принято соответствующее постановление мэра от 13.08.98 N 773. Эффект - прекращение выбросов в зоне дыхания людей свыше 30 тонн соединений свинца и сокращение на 480 тонн выбросов диоксида серы.
Существенный экологический эффект может обеспечить перевод автотранспорта на компримированный природный газ: сокращение выбросов оксида углерода в 5 раз, окислов азота и углеводородов - вдвое, канцерогенных углеводородов (в первую очередь бенз(а)пирена) - в 100 раз. В абсолютных величинах только от муниципального транспорта сокращение составит почти 18 тыс. тонн (в том числе оксида углерода - свыше 15 тыс. т, углеводородов - свыше 1,5 тыс. т, оксидов азота - около 750 т).
Одним из важнейших факторов, определяющих уровень токсичности отработавших газов автомобиля, является его техническое состояние. Результаты ежегодно проводимых операций "Чистый воздух" подтверждают, что свыше половины личных автомашин и до 20 % автомобилей автопредприятий и автохозяйств по выбросу оксида углерода не удовлетворяют существующим нормам.
Мэром принято постановление от 10.11.97 N 993 "О мерах по соблюдению требований ГОСТов по токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств", которым с 1998 г. введен новый порядок прохождения экологического контроля автотранспорта с выдачей владельцам автотранспорта талонов токсичности автотранспортного средства. Данная административная мера, направленная на приведение транспортных средств в Новосибирске в соответствие экологическим требованиям и нормативам, в случае ее успешной реализации, по экспертным оценкам позволит уменьшить массу выброса загрязняющих веществ в атмосферу города на 30 - 40 тысяч тонн в год.
1.4.3. Коммунальное хозяйство.
Коммунальное хозяйство - большой комплекс объектов, оказывающих разнонаправленное влияние на природную среду как непосредственно, так и посредством решения проблем отведения и очистки сточных вод населения, промпредприятий, с городских автодорог и территорий, вывоза и размещения образующихся отходов жилого сектора и предприятий соцкультбыта, поддержания территории города в надлежащем санитарном состоянии.
В этом смысле природоохранное значение существующей системы канализации для города трудно переоценить: сбор хозяйственно - фекального, части ливневого и промышленного стока в систему городской канализации, общая протяженность которой в однотрубном измерении составляет 906,5 км, позволяет исключить сброс в городской черте более чем 265 млн. м3 загрязненных и бактериально опасных сточных вод. В 1982 г. были построены крупнейшие в Сибири очистные сооружения с полной биологической очисткой общегородского стока.
Основной природоохранной проблемой для города на текущий момент и перспективу в области водоотведения являются вопросы снижения аварийности, строительства новых и реконструкции старых инженерно - технических объектов, обеспечивающих устойчивую работу городской системы канализования. Например, из 906,5 км канализационных сетей 175 км подлежат замене по причине износа, недостаточны мощности ряда силовых объектов городской канализации - канализационно - насосных станций и т. д. Острой общегородской проблемой является необходимость строительства канализационных коллекторов для ликвидации сбросов хозяйственно - фекальных сточных вод в реки Каменка и Плющиха. Начатое в 80-х годах строительство канализационного коллектора N6, предназначенного для отведения сточных вод от объектов НИИАП, НАПО, СИБНИИА, ИЗ 52/1, жилого сектора Дзержинского района, заморожено, и в р. Каменка продолжает сбрасываться ежегодно более 1 млн. 600 тыс. м3 загрязненных, бактериально опасных сточных вод, в р. Плющиха отводятся хозяйственно - фекальные стоки от объектов НВТК, УФ 91/9 и УФ 91/10 общим объемом около 170 тыс. м3 год.
Большое влияние на состояние водных ресурсов города оказывают загрязняющие вещества, смываемые с городских территорий через систему ливневой канализации МП "Горкоммунавтодор", МДЭСП Кировского и Ленинского районов. В городе находится более 40 выпусков таких сточных вод. Особенностью ливневых сточных вод является их сезонность (в теплый период), высокая неравномерность отведения, загрязненность взвешенными веществами, органическими веществами, нефтепродуктами и соединениями свинца, смываемыми с дорожных покрытий и прилегающих к ним территорий. Ежегодно в р. Обь с ливневыми водами сбрасывается более 270 тыс. тонн взвешенных веществ (85 % загрязнений), 10 тыс. т. органических веществ (68 % загрязнений), 1 тыс. тонн нефтепродуктов (76 % загрязнений). Существующие в городе на ряде предприятий сооружения по очистке ливневого стока, как правило, не работают или имеют низкую эффективность очистки (Метродепо, Молкомбинат-1, АО Новосибирск - Лада, и др.).
Бытовые и допущенные к совместному с ними складированию промышленные отходы города Новосибирска размещаются на полигонах складирования, ни один из которых не имеет проекта, которым должен предусматриваться целый комплекс мер по обеспечению сангигиенической и экологической безопасности. Обустройство, технология эксплуатации и оборудование полигонов не соответствуют современным требованиям: отсутствует гидроизоляция, система отвода и очистки талых и ливневых вод, обустроенная санитарно - защитная зона, не устроены технологические карты, не производится ежедневная изолирующая отсыпка и т.д. Как следствие - полный набор отрицательных для окружающей среды факторов: заражение подземных вод выщелоченными продуктами, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание отходов, бесконтрольное образование метана, неэстетичный вид и пр.
Несовершенство системы сбора и удаления ТБО ведет к захламлению территории города: неорганизованные свалки промышленных и бытовых отходов располагаются стихийно и образуются, преимущественно, в поймах рек, оврагах, лесных массивах, частном секторе, вблизи предприятий и т. д. В городской черте их выявлено до 170 (общей площадью 12 - 14 гектаров). В целях реабилитации захламленных, загрязненных и нарушенных земель проведены работы по рекультивации несанкционированных свалок, в ходе которых с 1994 года вывезено свыше 100 тыс. м3 мусора. Только в 1998 г. ликвидировано 110 несанкционированных свалок.
Анализ технологий утилизации твердых бытовых отходов позволяет утверждать, что создать в существующих экономических условиях экологически безопасную систему обращения с ТБО вполне возможно. Учитывая необходимость крупных капитальных вложений в собственно переработку отходов (позволяющую сделать саму систему если не доходной, то по крайней мере минимизировать затраты в ней, вернуть часть затрат в виде вторичных материалов или энергии), представляется целесообразным создание такой системы в два этапа.
На первом - организовать сбор, возможно - сортировку, и прессование (брикетирование) твердых бытовых отходов, что позволит обеспечить их относительно безопасное складирование на полигонах и создаст определенный резерв времени для реализации второго этапа. Кроме того, приблизив станции прессования мусора к месту образования отходов, возможно, удастся за счет сокращения транспортных расходов уменьшить образование стихийных свалок, поскольку собственно предприятие по переработке мусора не является гарантией от таких свалок.
На втором этапе можно будет, например, организовать термическую переработку ТБО с получением товарной тепловой или электрической энергии для нужд города. При этом прессование мусора, с одной стороны, повысит энергетическую ценность ТБО как топлива за счет удаления балластной влаги, а с другой - может положительно сказаться на размещении объектов переработки ТБО, сделав их менее "привязанными" к местам образования ТБО.
Важным аспектом формирования благоприятных условий проживания населения города является развитие и реконструкция зеленых насаждений города Новосибирска как мощного средообразующего и психогигиенического фактора, а также повышение рекреационных возможностей городских лесов путем их лесопаркового устройства.
1.4.4. Основные направления снижения уровня облучения населения города Новосибирска и производственного персонала от природных и техногенных радиоактивных источников.
При разработке федеральной программы "Радон" исключительная геологическая позиция 1,5-миллионного города Новосибирска, на 70 % расположенного в пределах гранитного массива, вообще не была учтена. Принятая областная целевая программа "Радон" отражает только основные ключевые проблемы города и не конкретизирует методы решения поставленных задач. Например, в направлениях программы говорится о необходимости проведения радиационно - геологического обследования и районирования территории города Новосибирска и области с целью выявления и оконтуривания радоноопасных площадей и участков, а основные мероприятия по проведению обследования и составлению атласа предусмотрены только в целом для области. Масштаб предусматриваемых исследований (1 : 2500000) также совершенно не применим для города: ни с точки зрения геодезической точности - в 1 мм 2,5 км, ни с точки зрения плотности сети наблюдений.
В целях защиты населения от воздействия природных радионуклидов, основываясь на статьях Федерального закона "О радиационной безопасности населения" и рекомендациях постановления Правительства РФ от 06.07.94 N 809 "О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994 - 1996 гг.", на основании распоряжения мэра Новосибирска от 04.02.97 N 382-р "Об обеспечении радиационной безопасности населения от воздействия природных радионуклидов", в рамках федеральной и областной программ "Радон" выработаны основные направления снижения уровня облучения населения города Новосибирска и производственного персонала от природных и техногенных радиоактивных источников. В первую очередь необходимо создание постоянно пополняемого атласа радиоэкологической обстановки территории города Новосибирска, общегородского и порайонного банка данных (городского регистра), которые позволят целенаправленно выполнять мероприятия по улучшению радиоэкологической обстановки в городе и обеспечению радиационной безопасности населения. Работы носят постоянный долгосрочный характер с проведением ежегодного анализа выполненных работ, определения приоритетности задач и корректировки, по мере необходимости, выполняемых мероприятий.
Предполагается реализация комплекса мероприятий, призванных решить следующие основные задачи:
1. Районирование территории по степени опасности от воздействия природных радионуклидов.
2. Районирование территории по степени опасности от воздействия техногенного радиоактивного загрязнения.
3. Санитарно - гигиеническая оценка радиационного воздействия на население.
4. Выработка конкретных инженерных, эколого - гигиенических и медицинских мероприятий по улучшению радиационной обстановки в городе.
Для выполнения поставленных задач должна быть сформирована сеть организаций - исполнителей, включая и головную. Методическое обеспечение по отдельным видам работ в ряде случаев требует дополнительной разработки.
1.4.5. Образование.
Значимость формирования в обществе психологических и поведенческих установок экологической целесообразности подчеркивается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента от 01.04.96 N 440, в "Основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", одобренных Указом Президента от 04.01.94 N 236. В Законе Российской Федерации "Об образовании" предусматривается, что государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.
В связи с вышеизложенным необходима организация самого активного участия в формировании нравственного и осознанного отношения к окружающей природной среде и здоровью семьи, школы, средств массовой информации, общественности, учреждений науки и культуры и органов власти всех уровней, в частности органов местного самоуправления.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" к ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды отнесены экологическое воспитание, образование, просвещение и обеспечение населения необходимой экологической информацией. При этом Законом устанавливается всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. В частности, в ее содержательной части указывается, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации.
Решением в данной сфере должна стать организация работы и реализация мероприятий согласно Основным направлениям и первоочередным мероприятиям развития системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения (приложение 2 к настоящей Программе), что позволит разработать учебные предметно - экологические и экологизированные программы с учетом регионального компонента, провести переподготовку преподавательского состава, включая гуманитарно - мировоззренческую, психолого - педагогическую и социально - предметную области деятельности, создать сеть базовых школ с программно - методическим обеспечением, разработать варианты моделей реализации системы экологического образования с ориентацией на различные типы образовательных учреждений. В целях реализации постановления Администрации Новосибирской области от 06.10.95 N 403 "О развитии обязательной экологической подготовки" целесообразно создание в городе Новосибирске соответствующей структуры, способной качественно осуществлять переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов.
1.4.6. Развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельности.
Важным направлением Программы является развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в городе Новосибирске и обеспечения экологического правопорядка, как одного из основных факторов обеспечения экологической безопасности горожан. Важными аспектами данного направления являются: осуществление и развитие мониторинга окружающей среды и здоровья населения, обеспечивающего информационную поддержку принятия управленческих решений, совершенствование нормативно - методической базы управления качеством окружающей среды.
2. Основные направления природоохранной деятельности
2.1. В области защиты воздушного бассейна:
- продолжить работу по изменению структуры топлива за счет увеличения доли природного газа;
- продолжить реконструкцию и совершенствование систем газопылеулавливания источников теплоснабжения;
- продолжить газификацию частного жилого сектора и внедрение локальных источников теплоснабжения на газе;
- выполнить решение городского Совета от 03.10.96 N 77 "Об исключительном применении на территории города Новосибирска неэтилированного бензина и экологически чистого дизельного топлива";
- обеспечить соблюдение экологических требований (стандартов) к автотранспортным средствам, эксплуатируемым на территории города;
- осуществить перевод муниципального автотранспорта на природный газ.
2.2. В области охраны и рационального использования водных ресурсов:
- обеспечить дальнейшее развитие и реконструкцию централизованных систем водоснабжения и канализации города Новосибирска, включая строительство и реконструкцию водоводов, насосно - фильтровальных станций, коллекторов, канализационных насосных станций;
- продолжить реализацию мероприятий по обеспечению нормативов качества сбросов сточных вод в городские водные объекты, ливневую и централизованную систему канализации от предприятий и организаций города Новосибирска;
- продолжить внедрение ресурсосберегающих технологий и проектов, предполагающих повторное использование очищенных сточных вод на производственные нужды;
- принять меры по сокращению поступления загрязняющих веществ в водные объекты в черте города с талыми и ливневыми водами;
- обеспечить соблюдение требований режима использования и застройки водоохранных зон городских рек.
2.3. В области защиты окружающей среды от отходов производства и потребления:
- организовать строительство предприятий по переработке твердых бытовых отходов; продолжить поиск перспективных экологически безопасных и экономически привлекательных технологий переработки отходов;
- продолжить работу по рекультивации стихийных свалок на территории города Новосибирска, в том числе в поймах и по берегам рек.
2.4. В области озеленения города и охраны, защиты, воспроизводства городских лесов:
- продолжить работу по озеленению города;
- определить систему управления и контроля за состоянием охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, а также парков и скверов в установленном порядке;
- обеспечить лесопарковое устройство, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов.
2.5. В области обеспечения радиоэкологической безопасности:
- районировать территорию по степени опасности от воздействия природных радионуклидов и воздействия техногенного радиоактивного загрязнения;
- дать санитарно - гигиеническую оценку радиационного воздействия на население;
- выработать конкретные инженерные, эколого - гигиенические и медицинские мероприятия по улучшению радиационной обстановки в городе;
- обеспечить дезактивацию радиоактивных аномалий.
2.6. В организации экологического образования и просвещения населения:
- обеспечить организацию работы согласно Основным направлениям и первоочередным мероприятиям развития системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения;
- реализация первоочередных и разработка перспективных мероприятий по развитию системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.
2.7. Развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельностью:
- продолжить работы по изучению влияния экологической обстановки в городе на состояние здоровья детского населения;
- обеспечить расширение мониторинга состояния объектов окружающей среды и источников эмиссии вредных веществ в окружающую среду;
- укрепление материально - технической базы природоохранных органов;
- продолжить совершенствование нормативно - методической базы управления качеством окружающей среды.
Перечень организационно - технических мероприятий на период 2000 - 2005 гг., а также перспективных мероприятий, необходимость осуществления которых за пределами 2005 года (а при изменении экономической ситуации - ранее) следует иметь в виду, изложен в приложении1 к настоящей Программе.
3. Управление и координация работ по программе
Планирование и координацию работ по настоящей Программе осуществляет муниципалитет Новосибирска:
- выполняемых муниципальными предприятиями и учреждениями - в рамках плана социально - экономического развития города;
- прочими организациями - через ежегодно разрабатываемые планы природоохранных мероприятий.
Систематический контроль хода выполнения мероприятий программы осуществляет городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
4. Финансирование работ по программе
Финансирование мероприятий настоящей Программы предполагается осуществить преимущественно за счет собственных средств предприятий (организаций) - участников, средств городского бюджета города и внебюджетных средств города.
К финансированию ряда мероприятий Программы предполагается привлечь кроме средств города также средства областного бюджета и областных внебюджетных источников, бюджета и внебюджетных источников городов Бердска и Оби, поселка городского типа Краснообск и др., осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в черте города Новосибирска или их транзит через его территорию и использование городских очистных сооружений. Конкретный механизм привлечения средств и размеры долевого участия согласовываются в каждом конкретном случае и отражаются в соответствующих статьях бюджета города и плане социально - экономического развития города Новосибирска на конкретный год.
Финансово - обеспеченные мероприятия Программы ежегодно включаются в план социально - экономического развития города в соответствии с планируемыми объемами финансирования из бюджета города и внебюджетных источников на указанные цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.