Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Программе по улучшению
экологического состояния
города Новосибирска
на 2000 - 2005 гг.
Основные направления
и первоочередные мероприятия развития системы непрерывного экологического
образования, воспитания и просвещения населения города Новосибирска
Введение
Настоящие Основные направления и первоочередные мероприятия развития системы непрерывного экологического образования воспитания и просвещения населения города Новосибирска разработаны в соответствии с распоряжением мэра Новосибирска от 09.10.98 N 5251-р "О создании межведомственной комиссии по разработке программы развития системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения г. Новосибирска". Основные направления предполагают создание системы экологического образования и воспитания, ориентированной на природно - географические и социально - экономические особенности города Новосибирска и региона в целом. Реализацию данных мероприятий в русле выработанных Основных направлений следует рассматривать как необходимое условие экологически обоснованного, устойчивого социально - экономического развития города Новосибирска, обеспечивающего экологически комфортные условия проживания населения, сохранение природного наследия для будущих поколений, реализации политики ресурсосбережения, соблюдение природоохранного законодательства, экологически безопасного развития промышленности.
Цель, поставленная Основными направлениями - формирование экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного взаимодействия человека и Природы, базирующегося на экологическом сознании и мышлении, ответственном отношении каждого человека и социума в целом к Природе. Эта цель согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с природой.
Центральная задача - обучение человека принимать экологически грамотные решения в области природопользования, путем создания единой, непрерывной системы экологического образования, включающей систему дошкольного воспитания, образования учащихся общеобразовательных школ, подготовку специалистов в учреждениях профессионального образования, специалистов в области экологии и охраны окружающей среды со средним специальным и высшим образованием, природоохранную и экологическую подготовку специалистов различных профессий, повышение квалификации и переподготовку руководящих работников, хозяйственных специалистов и педагогических кадров в системе послевузовского образования, подготовку кадров высшей научной квалификации, а также за счет обеспечения преемственности и взаимосвязи, формального и неформального образования в этой области.
Настоящий документ состоит из частей: теоретической, содержащей концептуальные основы по образованию в области экологии и охраны окружающей среды; практической, включающей разделы, каждый из которых соответствует конкретному аспекту образования и подготовки кадров, а также план первоочередных мероприятий по их реализации.
1. Концептуальные основы.
Создание предпосылок для гармоничного сочетания благоприятных социально - экономических и экологических условий проживания людей в больших, промышленно развитых городах, таких как Новосибирск, требует непременного знания жителями особенностей города и их отчетливого понимания того, что проблемы состояния городской среды касаются каждого и требуют общественных усилий для их решения. Всеобщее непрерывное экологическое образование является одним из самых значимых и перспективных резервов для решения этой проблемы.
В Новосибирске опыт экологического образования и воспитания разнообразен и представлен широко на различных стадиях образовательного процесса. На фоне мощного образовательного потенциала города этот факт открывает большие возможности для создания устойчивой и непрерывной системы. Экологические дисциплины в различных формах преподаются в десяти ВУЗах города, ряд городских школ, гимназий, лицеев охвачены факультативами и курсами в рамках учебных программ, Новосибирским институтом повышения квалификации работников образования ведется большая работа по преподаванию экологических и природоохранных дисциплин работникам образования, по разработке образовательных методик, издания литературы экологического профиля, широкую работу ведут представители общественности, существует ряд методических разработок, пособий и авторских программ, атласов, переводных материалов международных конференций, конгрессов по вопросам экологического и природоохранного образования.
Однако, несмотря на существующие положительные тенденции и результаты, достигнутые в сфере экологического образования и воспитания г. Новосибирска, имеются и негативные факторы затрудняющие развитие и повышение эффективности данного процесса. В условиях недостаточного нормативно - правового, психолого - педагогического, информационного и кадрового обеспечения, особую важность принимают вопросы разработки общепризнанной концепции развития непрерывного экологического образования, поиска оптимальных форм управления данным видом деятельности образовательных учреждений, обеспечения координации и создания материально - технической базы.
Поэтому, перед мэрией Новосибирска встает задача по оказанию организационно - технической и методической помощи образовательным и иным учреждениям в целях поддержки и реализации программ, проектов в области экологического образования и воспитания, создания благоприятных условий для стимулирования и развития методологического обеспечения для учреждений образования.
Одним из важных направлений работы в рамках экологообразовательного и воспитательного процесса необходимо считать создание в городе эстетичных социоприродных систем на городском уровне, уровне района, микрорайона, улицы, жилого дома, как силами муниципалитета, жилищно - эксплуатационных служб, силами общественности, предприятий и учреждений, так и силами рядовых жителей. Данная мера необходима для развития ответственного отношения и развития идеи всеобщей заботы об экологически комфортных условиях проживания в городе.
Возникает необходимость в качественной смене приоритетов в работе специалистов хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных служащих, их экологической переподготовки, а также подготовки будущих руководителей в рамках специальной программы.
2. Правовые основы развития системы экологического образования, воспитания и просвещения населения города Новосибирска.
За последние годы вопросы экологического воспитания и образования населения нашли отражение во многих нормативных правовых актах.
Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, одобренных Указом Президента РФ от 04.02.94 N 236, декларировано, что одним из направлений деятельности государства, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, является экологическое воспитание и образование населения.
Законом Российской Федерации "Об образовании" предусматривается воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" предусматривается создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного образования и воспитания, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием средств массовой информации; устанавливается обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний, а в соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по экологии, охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
3. Цели, пути и методы реализации.
3.1. Организационные мероприятия, научные изыскания и эксперименты.
Цель - теоретическое обоснование и практическая разработка системы экологического образования для разных типов учебных заведений, подготовка педагогических кадров к осуществлению экологического и природоохранного образования.
Настоящая цель достигается постановкой и развитием исследований и экспериментов в разных типах учебных заведений, направленных на разработку концепции непрерывного образования в области экологии и охраны окружающей среды в соответствии с современными достижениями психолого - педагогической науки.
В целях реформирования экологической культуры жителей города, подрастающего поколения, административно - технических кадров целесообразно:
- создать координирующий орган и инфраструктуру обеспечения непрерывного экологического образования;
- в рамках Основных направлений развития системы непрерывного экологического образования и воспитания осуществить пересмотр школьных курсов с точки зрения гармоничного, экологически безопасного развития;
- создать многоуровневую систему экологической информации и распространения экологических знаний;
- создать систему практической деятельности жителей, учащихся и молодежи по улучшению качества окружающей природной среды в городе;
- создать развитую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для представителей администраций, предприятий, учреждений;
- совершенствовать систему экологической и природоохранной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- в рамках Основных направлений ориентировать учителей на возможность экологизации всех школьных курсов.
3.2. Дошкольное, школьное и внешкольное образование.
Цель - становление у дошкольников и младших школьников эмоционально - нравственного отношения к окружающей природной среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде как главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали и правовых норм современного общества.
Цель достигается:
- внесением в учебные планы разделов по воспитанию и обучению в детском саду с элементами экологического образования и воспитания для дошкольников, а также авторских экологических программ;
- введением и формированием в образовательных программах представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека;
- воспитанием эстетического и нравственного отношения к природе через непосредственное общение с ней, трудовую деятельность, направленную на сохранение природного многообразия видов, растений, животных, зеленых зон в микрорайоне, вокруг школ;
- организацией последовательной просветительской работы через систему различных альтернативных форм образования и воспитания;
- разработкой, изданием и распространением методических пособий и рекомендаций, учебно - дидактических материалов, раскрывающих содержание, формы и методы работы с детьми по данной проблеме во взаимосвязи со всем воспитательно - образовательным процессом детского сада;
- введением раздела "Экологическое воспитание дошкольников" в программы семинаров, активов методических объединений, курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных учреждений;
- обобщением и распространением передового опыта в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста;
- введением в учебные планы школ инвариантно к их типам и видам учебного предмета интегративного характера; начальная школа - "Природоведение", "Естествознание", "Я и мир вокруг", "Сельскохозяйственный труд", "Ознакомление с окружающим миром", "Окружающий мир", "Мир и человек"; полная средняя школа - "Экология", "Природопользование";
- включением в состав интегрированного предмета полевой практики, которая обеспечит формирование навыков принятия решений в реальной деятельности по изучению и охране природы своей местности и пропаганде идей охраны окружающей среды;
- введением в комплексную программу школ по воспитательной работе, деятельности учащихся эколого - научного и природоохранного характера, которая обеспечивается на основе взаимодействия школы, семьи и общественности;
- разработкой программы интегрированных курсов и классов с углубленным изучением экологии и охраны окружающей среды по выбору учащихся;
- включением в планируемые результаты обучения учащихся знаний и умений экологического и природоохранного характера;
- развитием системы внеклассной работы, обязательной и по выбору, в разных формах организации: лагеря труда и отдыха, полевые экологические практикумы, школьные лесничества, клубы юных экологов, экологические тропы, факультативы и др.;
- разработкой и внедрением психолого - педагогического и учебно - методического обеспечения по всем перечисленным направлениям;
- созданием городской сети базовых школ по экологическому образованию и воспитанию школьников;
- перестройкой целей, содержания, форм и методов деятельности внешкольных учреждений - учреждений культуры, домов детского технического и художественного творчества на основе усиления контактов учащихся с природой, вовлечения их в активную природоохранительную деятельность.
3.3. Профессиональное образование.
3.3.1. Профессионально - техническое образование.
Цель - формирование экологической компетентности будущих рабочих, как части профессиональной; освоение ими экологически приемлемой техники и технологии, воспитание у рабочей молодежи ответственного отношения к природопользованию.
Цель достигается:
- включением вопросов охраны окружающей среды и экологии в структуру учебных программ предметов и в программу профессионально - технических образовательных учреждений по воспитательной работе; введением у учащихся старших курсов предметов по природоохранным проблемам, в том числе и факультативных;
- разработкой учебных программ и материалов по вопросам экологии и охраны окружающей среды, рассчитанных на различные конкретные категории специалистов в области промышленного производства, сферы услуг и т.д., составленных c учетом их потенциального воздействия на состояние окружающей среды);
- введением новых разделов и специальных курсов в программы повышения квалификации, подготовки инженерно - педагогических кадров в техникумах и высших учебных заведениях;
- разработкой учебных программ по подготовке и переподготовке рабочих по профессиям непосредственно связанным с использованием природных ресурсов. Методическим обеспечением подготовки рабочих по этим профессиям;
- обобщением и распространением передового опыта в экологическом образовании и воспитании;
- включение природоохранных и экологических вопросов в дипломные работы выпускников учреждений профессионального образования.
3.3.2. Высшее, среднее специальное и начальное профессиональное образование.
Цель - формирование на базе научно - теоретических и практических знаний о целостной картине мира экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, ответственного отношения каждого человека к природе. Усиление природоохранного аспекта в системе высшего и среднего специального образования.
Цель достигается:
- эффективной реализацией в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении комплексного плана (программы) обучения и воспитания студентов и учащихся в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды, а в системе педагогического образования - профессиональной подготовкой преподавателей к осуществлению поставленных задач в данной области;
- формированием у специалиста знаний, умений и навыков, необходимых для постановки и решения задач по контролю и управлению качеством окружающей среды, созданию малоотходных и безотходных производств, а также по планированию и организации среды, создаваемой человеком;
- формированием экологической культуры производства у специалистов, усвоением ими технико - технологических, экономических и правовых аспектов ресурсосбережения и охраны окружающей среды в отраслях народного хозяйства, ознакомлением их с передовым отечественным и зарубежным опытом рационального использования сырьевых, топливно - энергетических и других ресурсов для повышения эффективности производства и сохранения окружающей среды.
3.3.3. Послевузовское образование.
Цель - обеспечение приобретения и углубления экологических и природоохранных знаний, как теоретической базы природоохранной подготовки руководящих работников и специалистов, включая мировоззренческие, социально - правовые и технологические аспекты проблемы.
Цель достигается:
- развитием междисциплинарного и многодисциплинарного подходов к образованию в области организационной и инженерной защиты окружающей среды в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, позволяющих специалистам любого профиля овладеть проблематикой взаимодействия природы и общества и комплексно, с учетом экологических требований, подходить к решению производственных и хозяйственных задач;
- развитием и укреплением специальных факультетов, осуществляющих переподготовку кадров по направлению "Экология и повышение эффективности использования природных ресурсов", "Экологический менеджмент", "Управление охраной окружающей среды на промышленном предприятии", "Экологическое право" и пр.;
- усилением взаимодействия спецфакультетов и факультетов переподготовки кадров, с одной стороны, и отраслями народного хозяйства - с другой;
- введением элементов образования в области окружающей среды во все виды и формы повышения квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих кадров;
- обеспечением контроля со стороны природоохранных служб за наличием экологической подготовки у руководителей и специалистов предприятий и организаций.
3.4. Информационная система.
Цель - создание городской системы информации и обмена опытными данными, касающимися экологического образования, воспитания и просвещения.
Цель достигается внедрением системы обеспечения быстрого и систематического сбора результатов исследований в области окружающей среды и другой соответствующей информации по образованию в области экологии и охраны окружающей среды и их распространением среди педагогических научно - исследовательских организаций, а также улучшением обмена информацией между учебными заведениями и специалистами, занимающимися подготовкой кадров в названной области.
3.5. Воспитание населения и развитие общественного сознания.
Цель - содействие формированию экологического сознания различных групп населения г. Новосибирска с учетом изменяющейся хозяйственной деятельности и экологической ситуацией в интересах выживания и благополучного развития, а также пропаганде активной социальной позиции на основе глубокого осознания личной ответственности жителей города за его экологическое благополучие.
Цель достигается:
- развитием комплексной системы распространения экологических знаний посредством общественных организаций и средств массовой информации на основе дифференцированного подхода к различным группам населения;
- обеспечением преемственности и взаимосвязи экологического формального и неформального образования;
- поиском новых эффективных форм пропаганды знаний в области охраны окружающей среды;
- обеспечением заинтересованности и массовости в пополнении знаний населения;
- разработкой учебных программ, касающихся экологии и охраны окружающей среды, распространяемых средствами массовой информации;
- улучшением информированности и профессиональной активности в названной области журналистов, специалистов телекоммуникаций.
4. Координация и задачи органов местного самоуправления, учреждений и организаций города в системе экологического воспитания и образования.
Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования всех слоев населения города позволит существенно изменить отношение человека к окружающей природной среде, рациональнее использовать ее ресурсы.
Организационно - правовым, методическим документом, механизмом реализации этой цели выступают настоящие Основные направления развития системы непрерывного экологического образования воспитания и просвещения населения г. Новосибирска.
Суть координации заключается в согласованности, установлении целесообразного соотношения финансовых средств, планов мероприятий, методических подходов, действий по выполнению задач органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными организациями, занимающимися экологическим воспитанием и образованием населения.
Основными задачами, выполняемыми мэрией Новосибирска, являются:
- принятие организационно - правовых документов, регламентирующих порядок финансирования, механизм реализации системы экологического воспитания и образования населения города;
- утверждение и контроль выполнения Основных направлений развития системы непрерывного экологического образования воспитания и просвещения населения города Новосибирска и других аналогичных документов и планов мероприятий.
Мэрия Новосибирска осуществляет общее руководство и финансирование мероприятий по экологическому воспитанию и образованию населения, всесторонне содействует выполнению настоящих Основных направлений.
Межведомственный Совет по образованию, воспитанию и просвещению населения города Новосибирска, в области экологии и охраны окружающей среды, привлекая к выполнению положений и мероприятий Основных направлений развития системы непрерывного экологического образования воспитания и просвещения населения города Новосибирска органы местного самоуправления и иные организации, не подменяя их и не вмешиваясь в их внутренние дела, осуществляет следующие задачи:
- координация деятельности организаций системы образования и других отраслей в части экологического образования и воспитания, информации, пропаганды;
- всестороннее содействие организациям города в реализации принципа всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования населения;
- организационно - методическая помощь муниципальным учреждениям, учебным заведениям и другим организациям в выполнении положений и мероприятий настоящих Основных направлений;
- разработка и согласование программ различных конференций, семинаров, слетов, школ по экологическому образованию и воспитанию населения;
- организация разработки методических материалов, пособий, средств пропаганды и распространения их в детских учреждениях и учебных заведениях, на предприятиях и в других организациях;
- осуществление внешних связей с подобными организациями других городов, регионов, республик, зарубежных государств;
- анализ деятельности организаций города по экологическому образованию и воспитанию населения области;
- подготовка информационно - справочных материалов и других документов для мэрии города с целью принятия соответствующих решений.
Учреждения и организации, профилем деятельности которых является образование и воспитание детей и взрослого населения, выполняют следующие задачи:
Управление образованием мэрии:
- формирование концептуальной основы и политики органов образования в области экологического воспитания и образования детей и юношей;
- организационно - методическая помощь и управление подведомственными учебными заведениям по выполнению Программы;
- разработка и контроль исполнения нормативных документов, обеспечивающих процесс экологического образования и воспитания;
- организация разработки и внедрения научно - методических материалов по экологическому воспитанию и образованию;
- формирование системы информационного и методического обеспечения экологического образования;
- аттестационная работа с подразделениями эколого - образовательного профиля;
- содействие проведению учебно - просветительских мероприятий, обмену научным и практическим опытом в области окружающей природной среды.
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (по согласованию):
- целевое обучение педагогических работников основам экологии и природопользования;
- введение во все учебные программы института теоретических вопросов и практических знаний по экологии и природопользованию;
- разработка, тиражирование и распространение информационно - методических материалов по экологическим вопросам;
- оказание методической помощи школам, другим учебным заведениям и отдельным специалистам по вопросам экологии и природопользованию;
- изучение, обобщение и распространение опыта экологического воспитания и образования в школах и других учебных заведениях;
- проведение учебно - просветительских мероприятий, конференций и семинаров по экологической и природоохранной тематике.
Общеобразовательные учреждения:
- введение учебных дисциплин по основам экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- введение в вариативную часть учебных планов образовательных учреждений дисциплин по основам экологии и природопользования;
- поэтапная экологизация общеобразовательных дисциплин;
- стажировка и повышение квалификации преподавателей в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования либо в других учреждениях, в области экологии и охраны окружающей среды;
- развитие у детей и учителей потребности общения с природой, участия в ее изучении и охране, сохранения своего и общественного здоровья;
- ознакомление детей и учителей с фундаментальными понятиями экологии, путями и методами защиты природы от вредных воздействий;
- формирование системы нравственно - эстетической, ценностной ориентации; уважения к законам и нормам, регулирующим отношение человека с природой;
- выработка у детей и учителей практических умений по использованию экологических знаний в повседневных делах, бережного отношения к окружающей среде и к человеку;
- пропаганда учителями и учащимися экологических, природоохранных знаний среди взрослого населения, в семье, быту;
- участие в различных природоохранных общественных мероприятиях, проведение "Дня Земли" и "Дня охраны окружающей среды".
Учреждения дополнительного образования детей и подростков:
- организация различных форм экологического воспитания и образования детей и юношей во внеурочное время;
- разработка программ, методик, пособий по дополнительному образованию:
- тиражирование и распространение методических материалов, информации о практическом опыте дополнительного экологического образования;
- развитие школьных лесничеств, садов, учебно - опытных участков, заказников, экологических лагерей;
- проведение экскурсий, экспедиций по родному краю, устройство экологических троп;
- участие в практических работах по изучению и охране природной среды, в организации массовых мероприятий: районных (городских) и областных слетов юных экологов, натуралистов;
- проведение тематических выставок, конкурсов, смотров;
- участие в "зеленом" движении города, области, России;
- съемка и демонстрация видеофильмов о природе и на другие экологические темы;
- консультирование педагогов, студентов, школьников по проведению различных мероприятий, выращиванию растений и животных и иным вопросам.
Высшие учебные заведения (по согласованию):
- создание по возможности в высших учебных заведениях специализированных кафедр по экологии и экологических центров;
- экологизация содержания всего учебно - воспитательного процесса студентов путем введения в учебные планы всех специальностей базового курса экологического профиля и экологизация основных общенаучных и общетехнических дисциплин, практических занятий, курсовых и дипломных работ студентов;
- разработка системы естественно - научного образования специалистов в области экологии, системы природоохранного образования для специалистов технического и педагогического профиля, преподавателей государственных вузов и негосударственных высших учебных заведений;
- подготовка инженеров - экологов, экономистов - экологов, юристов - экологов, экологов широкого профиля для предприятий, госучреждений, учебных и воспитательных заведений и других сфер на базе городских высших учебных заведений;
- оказание методической помощи преподавателям техникумов, школ, специалистам предприятий и других организаций по проблемам экологии и природопользования;
- разработка программ, методик, учебных пособий, учебно - методических комплексов, иных материалов по вопросам экологии и природопользования, их издание и распространение;
- изучение и обобщение опыта по экологическому воспитанию и образованию, пропаганда его в средствах массовой информации, на семинарах, конференциях и симпозиумах, организация экспедиций, полевых исследований, иных мероприятий по изучению природных ресурсов и социально - экологических проблем;
- организация и проведение межвузовских студенческих семинаров, семинаров - тренингов, телеконференций, телемостов по вопросам экологии и охраны окружающей среды, внедрение интерактивных форм обучения.
Средние специальные и начальные профессиональные учебные заведения (по согласованию):
- экологизация содержания учебного и воспитательного процесса путем введения в учебные планы курса по основам экологии и природопользования, а в основные дисциплины - соответствующих экологических разделов;
- практические занятия, курсовые и дипломные работы с экологической тематикой;
- проведение различных традиционных мероприятий (семинаров, конференций и т. п.) по вопросам экологии, сбережения природных ресурсов, их охране.
Учреждения повышения квалификации специалистов (по согласованию):
- введение в учебные программы теоретических вопросов и практических занятий по экологии и природопользованию;
- проведение учебно - методических семинаров и конференций по вопросам экологии и охраны окружающей среды;
- разработка и распространение информационно - методических материалов по экологической проблематике.
Новосибирский муниципальный зоологический парк:
- воспитание любви к природе, гармонии с ней путем показа зоологических коллекций, проведения экскурсий и бесед, выставок;
- создание благоприятного места отдыха для людей, приближенного к условиям естественной природной среды;
- распространение знаний о природе, взаимодействии человека с природой путем издания различной рекламы, листовок, брошюр;
- привлечение специалистов, студентов, школьников, пенсионеров и др. категорий населения к изучению природы, участию в работе в зоопарке;
- организация юннатских клубов, лекториев, научно - исследовательских работ с участием студентов;
- проведение стажировок и практических занятий, встреч школьников, студентов.
Средства массовой информации города Новосибирска (по согласованию):
- пропаганда принципов экологического мировоззрения, формирование природоохранительного общественного мнения;
- широкое использование экологической и природоохранительной тематики, ведение целевых и постоянных экологических рубрик, разделов и т. п.;
- экологизация информационных и публицистических программ;
- организация городских телевизионных экологических лекториев;
- оперативное оповещение населения города о состоянии окружающей природной среды, происшествиях в этой области, а также о принимаемых мерах органами государственной власти, местного самоуправления.
Областная и городские районные организации Всероссийского общества охраны природы:
- формирование общественного мнения по важнейшим экологическим и природоохранным проблемам города;
- вовлечение широких слоев населения в общественную природоохранную деятельность;
- издание и распространение различных рекламно - просветительских материалов;
- неформальное экологическое воспитание населения;
- содействие развитию любительского движения по естественным природным направлениям;
- формирование экологического сознания у населения посредством реализации конкретных социально - экологических проектов и мероприятий;
- координация работы неформальных экологических организаций на добровольной основе.
Общественные организации, занятые экологическим воспитанием населения (по согласованию):
- пропаганда экологических знаний и практического опыта;
- формирование общественного мнения по различным экологическим и природоохранительным проблемам;
- вовлечение населения города в общественную практическую природоохранительную деятельность;
- проведение массовых природоохранных мероприятий (сходов, митингов, пресс - конференций, шествий и т. п.);
- воздействие на народных депутатов, государственные органы, руководителей предприятий с целью принятия ими необходимых решений и проведения природоохранительных мероприятий;
- проведение независимых общественных экологических экспертиз;
- ходатайство в судебные органы по привлечению к ответственности нарушителей природоохранного законодательства;
- разработка программ, методических материалов, деловых игр, прочих мероприятий;
- тиражирование и распространение текстов лекций, методических и других материалов;
- оказание методической помощи специалистам и преподавателям основ экологии;
- проведение научно - исследовательской работы в области экологического образования и воспитания и выдача рекомендаций органам по охране природных ресурсов и другим организациям, занимающимся данной проблемой.
Учреждения и организации, не являющиеся образовательными структурами, но в функции которых входит экологическое воспитание населения:
Городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов:
- методическая помощь организациям по выполнению комплексной программы экологического воспитания и образования;
- организационная помощь "Межведомственному Совету по образованию, воспитанию и просвещению населения г. Новосибирска в области экологии и охраны окружающей среды";
- подготовка совместно с управлением образования и другими организациями проектов решений, принимаемых мэрией города;
- подготовка информационно - методических материалов по экологической обстановке в городе и распространение их среди населения;
- пропаганда экологических знаний и опыта в средствах массовой информации;
- оборудование рекламно - информационных стендов в городе Новосибирске;
- применение для экологического воспитания средств наглядной агитации;
- создание видеофильмов и сюжетов на экологическую тематику и демонстрация их населению в рамках сотрудничества с информационно - аналитической программой "Среда обитания" телекомпании НТН-12;
- материально - финансовая поддержка Программы и проектов в области экологического образования за счет средств горэкофонда;
- участие в экологических фестивалях, сборах экологов и т. п.;
- проведение конференций, семинаров, совещаний и прочих учебно - просветительских мероприятий;
- организация учебы и стажировок специалистов природоохранных органов в учебных заведениях города, России;
- проведение конкурсов на лучшие экологические материалы в периодической печати, радио и телевидения, фильмы, дипломные работы студентов;
- организация пресс - конференций, встреч руководителей и специалистов Горкомприроды и других природоохранных органов с населением;
- анализ состояния дел в городе по экологическому воспитанию и образованию населения и подготовка рекомендаций по развитию этой работы.
Комитет по культуре и искусству:
- оказание организационно - методической, материальной помощи учреждениям культуры в экологизации их деятельности;
- содействие проведению массовых экологических и природоохранных мероприятий: фестивалей, конкурсов, праздников, Дней охраны окружающей среды, новогодних елок с экологической тематикой и т. п.
- организация работы по экологическому образованию и воспитанию, формирование литературно - информационного фонда в городских библиотеках по данной тематике.
Комитет по делам молодежи:
- финансирование экологических и природоохранных программ и мероприятий детских и подростковых дворовых клубов и летних оздоровительных лагерей;
- оказание организационно - методической помощи районным комитетам по делам молодежи по проведению экологических и природоохранных мероприятий;
- организационная и материальная помощь детским и молодежным организациям и движениям, осуществляющим экологические и природоохранные программы и мероприятия.
Комитет по физической культуре и спорту:
- пропаганда различных форм физической культуры с учетом местных условий природной среды;
- формирование экологической культуры граждан путем проведения природооздоровительных походов, оборудования благоустроенных мест отдыха туристических баз и пунктов, экологических лагерей, наглядной агитации с учетом экологических и природоохранных требований.
Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел города Новосибирска:
- использование в пропаганде безопасности движения природоохранной тематики;
- содействие усилению природоохранного и экологического аспекта в учебном процессе в автошколах;
- показ населению в средствах массовой информации и наглядной агитации вредных воздействий на природную среду неисправной транспортной техники, ДТП, некорректного отношения водителей транспортных средств к природной среде, а также мер, принимаемых ГИБДД к нарушителям правил дорожного движения и природоохранного законодательства.
Городская прокуратура:
- пропаганда природоохранного законодательства;
- выступления в средствах массовой информации по вопросам привлечения к уголовной и иной ответственности нарушителей природоохранного законодательства.
Городской центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в г. Новосибирске:
- пропаганда санитарного и природоохранного законодательства, здорового образа жизни;
- регулярное оповещение населения о санитарном состоянии питьевой воды, продуктов питания, окружающей среды, чрезвычайных происшествиях, эпидемиях, здоровье населения, о мерах безопасности жизнедеятельности.
Научно - исследовательские организации:
- стажировка специалистов учебных заведений, предприятий и организаций;
- практическое воздействие на экологическое мышление и образ жизни путем разработки и внедрения экологически чистых, малоотходных, технологических процессов, создание прогрессивных информационных систем об экологической обстановке в городе, иных разработок и исследований, направленных на улучшение экологической обстановки;
- пропаганда передового опыта и научных достижений в области экологии и природопользования;
- участие в выставках по экологической и природоохранной тематике, конкурсах проектов, конференциях, семинарах и в различных мероприятиях, проводимых государственными и общественными организациями.
Службы охраны окружающей среды на городских предприятиях и в организациях:
- проведение инструктажа по экологической безопасности поступающих на предприятие (в организацию);
- организация систематического экологического и природоохранного обучения рабочих и специалистов;
- ознакомление коллективов с документами, публикациями в периодической печати, литературой и другими материалами, передовыми достижениями, прогрессивной технологией по вопросам экологии и природопользования;
- организация подписки на издания экологической и природоохранной ориентации;
- организация Дня Земли, Дня охраны окружающей среды и других массовых экологических мероприятий на предприятиях и в других организациях, а также субботников на закрепленных городских, лесопарковых и других территориях;
- отдельные работы, связанные с экологическим воспитанием, выполняемые по заказам природоохранных, учебных и других организаций.
Главное управление благоустройства и озеленения и организации жилищно - коммунального хозяйства:
- проведение разъяснительной работы с жильцами по должному санитарному поддержанию жилых и других сооружений, территорий микрорайонов;
- оборудование зеленых мест отдыха, детских игровых площадок с экологической и природоохранной тематикой;
- организация озеленения жилых микрорайонов и поддержание зеленых насаждений в сохранности;
- содействие государственной инспекции по безопасности дорожного движения, органам охраны окружающей среды и другим организациям в наведении чистоты и порядка в городе;
- оформление наглядной агитации и пропаганды идей охраны окружающей среды среди неорганизованного населения;
- создание общественных экологических объединений среди неорганизованного населения, участие их в "зеленом" экологическом движении;
- организация сходов жителей микрорайонов по природоохранным вопросам;
- организация лекций и бесед специалистов в области охраны окружающей среды с жителями микрорайонов.
Каждая организация, выполняя вышеперечисленные задачи, вносит определенный вклад в общее дело по формированию экологической культуры населения и улучшению экологической ситуации в городе Новосибирске.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.