Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая информация об очистке сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях
В экономике Российской Федерации ежегодно используется около 62,5 воды. Свыше 90% общего объема использования водных ресурсов приходится на тепловую и атомную энергетику (37%), агропромышленный комплекс (24%), а также жилищно-коммунальное хозяйство (18%), добывающую и обрабатывающую промышленность (12%).
Водоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 2,4 . руб., что значительно превышает аналогичные показатели стран - лидеров в области ресурсосбережения.
В водные объекты Российской Федерации в год сбрасывается до 52 сточных вод, из которых 19,2 подлежат очистке. Свыше 72% сточных вод, подлежащих очистке (13,8 ), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными*, 17% (3,4 ) - загрязненными без очистки и только 11% (2 ) - очищенными до установленных нормативов.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн. т. загрязняющих веществ. На долю промышленности приходится 25% общего объема сброса загрязненных сточных вод.
В каждом гидрографическом районе преобладают предприятия разных видов промышленности, имеющих значительное водопотребление и, соответственно, значительные расходы сбрасываемых сточных вод. К таким предприятиям относятся прежде всего нефтеперерабатывающие, металлургические, целлюлозно-бумажные, химические, металлообрабатывающие, машиностроительные, рудодобывающие, пищевые предприятия, а также предприятия легкой промышленности, энергетики, сельского хозяйства.
К основным загрязняющим веществам, содержащимся в большинстве промышленных сточных вод, относятся взвешенные вещества, масла и нефтепродукты, ионы тяжелых металлов, а также органические загрязнения, характеризующиеся показателем БПК, и химические загрязнения, характеризующиеся показателем ХПК. Указанные вещества не следует рассматривать как маркерные, поскольку для каждой отрасли промышленности специфичны различные загрязняющие вещества, определенные в качестве маркерных в соответствующих отраслевых справочниках.
На многих предприятиях очистные сооружения пришли в негодность из-за значительного срока эксплуатации; имеются предприятия, на которых промышленная канализация принимает хозяйственно-бытовые и фекальные стоки; существуют предприятия, на которых отсутствует локальная очистка с повторным использованием очищенной воды и утилизацией выделенных полезных компонентов. Отсутствие локальной очистки с объединением сточных вод, имеющих разные загрязнения, часто делает невозможной или затруднительной очистку общего потока сточных вод перед его сбросом в городской коллектор или водоем.
На многих предприятиях (например, целлюлозно-бумажных, металлургических, нефтеперерабатывающих, химических, горнодобывающих) отсутствуют сооружения по обработке осадков, выделенных на очистных сооружениях, с последующей их утилизацией. При этом отходы направляются в шламонакопители, которые занимают большие площади и имеют открытую поверхность, что приводит к значительному негативному воздействию на окружающую среду.
Кроме того, значительное воздействие на водные объекты оказывают рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, также занятых отвалами, шламонакопителями и свалками с отходами промышленного производства, и трансграничные загрязнения.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
На рисунке 1 показана интегральная схема Российской Федерации с отображением доли загрязненных сточных вод в общем объеме водоотведения в поверхностные водные объекты для каждого субъекта, ранжированные по категориям, за 2013 г.
"Рисунок 1 - Доля загрязненных сточных вод в общем объеме водоотведения в поверхностные водные объекты в 2013 г."
Одним из существенных факторов, определяющих величину негативного воздействия на водные объекты, является необеспечение достаточного уровня очистки всего объема образующихся сточных вод, что показано в таблице 1.
Таблица 1 - Водоотведение по видам ОКВЭД (данные Росводресурсов)
Объем сточных вод, млн /год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Общий объем сточных вод, в том числе: |
49191,3 |
48095,44 |
45525,71 |
42895,53 |
- в земледелии, лесоводстве и рыболовстве (р. A+B ОКВЭД) |
5078,09 |
4623,03 |
3986,43 |
3620,39 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
4342,37 |
4220,59 |
4068,2 |
3729,5 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
35713,9 |
35333,19 |
33503,19 |
31516,56 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. C+F...Q ОКВЭД) |
4056,94 |
3918,63 |
3967,89 |
4029,08 |
Общий объем загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных) сточных вод, в том числе: |
16515,83 |
15966,07 |
15678,34 |
15189,24 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р. A+B ОКВЭД) |
932,05 |
947,25 |
899,16 |
872,93 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
3055,88 |
3077,73 |
2881,83 |
2710,45 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
9204,81 |
8778,98 |
8730,9 |
8407,75 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. C+F...Q ОКВЭД) |
3323,09 |
3162,11 |
3166,45 |
3198,1 |
Объем загрязненных сточных вод, сброшенных без очистки, в том числе: |
3416,61 |
3298,39 |
3084,9 |
2962,96 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р. А+B ОКВЭД) |
887,41 |
910,31 |
867 |
836,92 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
554,31 |
578,3 |
456,38 |
425,81 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
1270,14 |
1170,15 |
1151,31 |
1098,36 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. С+F...Q ОКВЭД) |
704,75 |
639,63 |
610,21 |
601,87 |
Доля загрязненных сточных вод, сброшенных без очистки в общем объеме стоков (%), из нее в: |
6,95 |
6,86 |
6,78 |
6,91 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р. А+B ОКВЭД) |
17,48 |
19,69 |
21,75 |
23,12 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
12,77 |
13,7 |
11,22 |
11,42 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
3,56 |
3,31 |
3,44 |
3,49 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. С+F...Q ОКВЭД) |
17,37 |
16,32 |
15,38 |
14,94 |
Сброшено нормативно-очищенной на сооружениях очистки воды в том числе: |
1877,74 |
1839,87 |
1709,87 |
1709,14 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р. А+B ОКВЭД) |
19,68 |
20,95 |
29,91 |
28,9 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
305,55 |
332,63 |
276,44 |
209,38 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
1258,72 |
1154,22 |
1055,68 |
1081,26 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. С+F...Q ОКВЭД) |
293,79 |
332,07 |
347,84 |
389,6 |
Доля нормативно-очищенной на сооружениях очистки воды в общем объеме стоков (%), из нее в: |
3,82 |
3,83 |
3,76 |
3,98 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р. А+B ОКВЭД) |
0,39 |
0,45 |
0,75 |
0,8 |
- в обрабатывающих производствах (р. D ОКВЭД) |
7,04 |
7,88 |
6,8 |
5,61 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р. E ОКВЭД) |
3,52 |
3,27 |
3,15 |
3,43 |
- в остальных видах экономической деятельности (р. С+F...Q ОКВЭД) |
7,24 |
8,47 |
8,77 |
9,67 |
Общий объем водоотведения (сбросов сточных вод) в поверхностные водоемы составил в 2011 г. 48095,56 млн . Доля нормативно очищенных сточных вод составила 1840 млн , загрязненных сточных вод - 15966,17 млн .
Сброс неочищенных или недостаточно очищенных производственных сточных вод является основной причиной возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, вызванных периодическим накоплением в одной среде большого набора загрязняющих веществ.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации, регламентируется путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые определяются нормами статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В развитие положений указанных документов были разработаны методические документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С 1 января 2014 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который обязывает предприятия обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием локальных очистных сооружений. В рамках закона ответственность промышленных компаний четко установлена, и, таким образом, обеспечен основной принцип природоохранного законодательства "загрязнитель платит".
За сбросы сточных вод в канализационные сети предприятия должны платить как за сброс напрямую в водный объект. Законом предусмотрено, что предприятия, сбрасывающие в централизованные системы водоотведения не менее 200 сточных вод в сутки, должны утвердить в Росприроднадзоре нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы водоотведения, и планы строительства локальных очистных сооружений. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработаны дополнения к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, позволяющие рассчитать такие нормативы. Хотя количество предприятий, сбрасывающих более 200 сточных вод в сутки, невелико (в Москве и Санкт-Петербурге - около 100, в других крупных городах - 20 - 30, в небольших городах такие предприятия отсутствуют), они вносят существенный вклад в загрязнение водных объектов.
В то же время, несмотря на развитую нормативную базу в области водоотведения, адекватного повышения эффективности рационального использования водных ресурсов не происходит вследствие:
- применения устаревших водоемких производственных технологий;
- высокого уровня потерь воды при транспортировке;
- недостаточной степени оснащенности водозаборных сооружений системами учета;
- отсутствия эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды;
- низкой платы за водопользование.
К российским предприятиям предъявляются избыточно жесткие требования в отношении сбросов сточных вод на уровне ПДК для водных объектов рыбохозяйственного назначения, в то время как в европейских странах требования к очистке сточных вод при их сбросе в водные объекты и канализационные сети оказываются значительно более мягкими, несмотря на зачастую более высокий уровень технологического развития. Нормативы едины на всей территории Российской Федерации, и их применение не зависит от природно-климатических, геохимических, гидрохимических и гидрологических особенностей водоемов. Это приводит к тому, что нормативы распространяются на водные объекты, в которых естественные фоновые концентрации веществ могут превышать установленный ПДК в десятки раз. При этом гидробионты этих водоемов не теряют способности к размножению и нормальному развитию. В существующем законодательстве предусмотрено установление региональных нормативов качества водных объектов, однако порядок утверждения таких нормативов не регламентирован, и тем более такие нормативы не могут быть выше нормативов , что делает разработку последних нецелесообразной. Требование очищать стоки до значений концентрации показателей ниже аналогичных естественных фоновых значений приводит к ситуации, когда стоки с более низким содержанием загрязнителей, чем в водном объекте, практически питьевого качества, учитываются как недостаточно очищенные.
Поскольку технологии, необходимые для достижения установленных требований, в большинстве случаев отсутствуют, а остальные имеют очень высокую стоимость, наметился ряд отрицательных для российской экономики тенденций:
- отношение ко всем нормативным требованиям как к невыполнимым;
- предоставление в контролирующие органы заведомо недостоверной информации с искажением фактических данных о загрязненности сбрасываемой воды - начиная от показателей проектов, которые не согласовывались без декларации соблюдения нормативов , и заканчивая данными химико-аналитического контроля работы очистных сооружений;
- отказ ответственных и профессиональных компаний от участия в создании очистных сооружений в условиях предъявления нереализуемых требований;
- доминирование на рынке недобросовестных компаний, готовых заключать контракты на установку очистных сооружений, предусматривающих очистку сточных вод до заведомо недостижимых нормативов .
Это приводит к нарушению конкурентной среды, снижению конкурентоспособности добросовестных российских предприятий и в конечном итоге к ухудшению качества поверхностных вод.
Выходом из сложившейся ситуации является внедрение системы нормирования на основе НДТ в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который совершенствует систему экологического нормирования, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших реально используемых и доступных технологий.
В контексте настоящего справочника НДТ следует учитывать, что технологические подходы к очистке сточных вод, применяемые в Российской Федерации, не только не отличаются от подходов, внедренных за рубежом, но в отдельных случаях имеют более высокую экологическую результативность и экономическую эффективность. Многие НДТ, разработанные и используемые в государствах - членах ЕС, уже успешно применяются на российских предприятиях.
Настоящий справочник НДТ создает информационную основу для внедрения системы нормирования на основе НДТ, стимулирует российские предприятия к снижению антропогенного воздействия на водные объекты, помогает российским компаниям вернуть утраченные за счет неоптимальной системы нормирования конкурентные позиции на мировом рынке и устранить искажения рыночной среды, способствуя импортозамещению посредством внедрения хорошо зарекомендовавших себя отечественных технологий в области очистки сточных вод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.