Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 65-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по заявлению прокурора Еврейской автономной области
о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Еврейской автономной области от 23 января 2015 г. N 647-ОЗ "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015-2016 годы"
по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Еврейской автономной области
на решение суда Еврейской автономной области от 10 августа 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
законом Еврейской автономной области от 23 января 2015 г. N 647-ОЗ "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015-2016 годы" (далее - Закон от 23 января 2015 г.), опубликованным 28 января 2015 г. в издании "Биробиджанская звезда", N 5, определён минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2015-2016 годы на 1 кв.м общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц в следующих размерах: городской округ "Город Биробиджан" - 5,0 руб. на 2015 год, 5,5 руб. на 2016 год; Биробиджанский муниципальный район - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; Смидовичский муниципальный район: сельские населённые пункты - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год, городские населённые пункты - 4,0 руб. на 2015 год, 4,5 руб. на 2016 год; Ленинский муниципальный район - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; Облученский муниципальный район: г. Облучье - 5,0 руб. на 2015 год, 5,5 руб. на 2016 год; сельские населённые пункты - 3,5 руб. на 2015 год, 4,0 руб. на 2016 год; городские населённые пункты - 4 руб. на 2015 год, 4,5 руб. на 2016 год.
Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона от 23 января 2015 г. ввиду его противоречия пункту 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен без применения методических рекомендаций, утверждённых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом, как это предписано федеральным законодателем.
По мнению прокурора, оспариваемый региональный нормативный правовой акт влечёт нарушение жилищных прав граждан.
Решением суда Еврейской автономной области от 10 августа 2015 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Законодательное Собрание Еврейской автономной области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Еврейской автономной области представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещённых источников финансирования.
В целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми, в частности, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 1 статьи 167 ЖК РФ).
На территории Еврейской автономной области вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Еврейской автономной области от 28 июня 2013 г. N 324-ОЗ "О создании системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Еврейской автономной области", согласно части 4 статьи 2 которого минимальный размер взноса устанавливается законом области на трёхлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам.
Приведённые законоположения подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемый региональный Закон принят компетентным органом в пределах его полномочий с соблюдением правил опубликования.
Правомерно заключение суда первой инстанции о наличии оснований для признания недействующим Закона от 23 января 2015 г., поскольку в нарушение предписаний жилищного законодательства минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - минимальный размер взноса) определён в нарушение установленного законодательством порядка.
Федеральный законодатель в части 8.1 статьи 156 ЖК РФ предписал субъектам Российской Федерации устанавливать минимальный размер взноса региональным нормативным правовым актом в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 505 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности" является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, приказом от 7 февраля 2014 г. N 41/пр утвердило Методические рекомендации по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, разработанные в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации).
Минимальный размер взноса определяется на основе оценки общей потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в перечень названных услуг и (или) работ, предусмотренный частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и принятым в соответствии с частью 2 указанной статьи нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и на основе оценки необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учётом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов (пункт 1.1.1 Методических указаний), а изменение его размера в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта должно приводить к сокращению потребности в предоставлении финансовой бюджетной поддержки (пункт 1.1.4 Методических рекомендаций).
Минимальный размер взноса на первый год реализации региональной программы капитального ремонта может быть равным рассчитанному значению необходимого размера взноса на капитальный ремонт (определяется путём деления удельной стоимости капитального ремонта i-того типа многоквартирного дома в i-том муниципальном образовании на общий срок региональной программы, исчисленный в календарных месяцах по приведённой в пункте 3.5 формуле) при условии, что размер такого взноса не превышает значения предельного размера взноса на капитальный ремонт (пункт 5.2.1), а также равным или максимально близким к рассчитанному значению предельного размера взноса на капитальный ремонт в случае, если необходимый размер взноса на капитальный ремонт не удовлетворяет критерию доступности для граждан (пункты 5.2.1 и 5.2.2).
Между тем, как следует из материалов дела, приведённые правовые предписания не были учтены при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Судом первой инстанции установлено, что до принятия Закона от 23 января 2015 г. действовало Постановление правительства Еврейской автономной области от 26 ноября 2013 г. N 624-пп "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Еврейской автономной области на 2014-2016 годы", согласно которому минимальный размер взноса определён на 2014 год - 6,00 руб., на 2015 год - 6,40 руб., на 2016 год - 6,70 руб. без какой-либо дифференциации.
Из содержания оспариваемого Закона следует, что установленные им размеры минимального взноса определены в зависимости от места расположения многоквартирных домов: 5,0 руб. и 5,5 руб. на 2015 и 2016 годы соответственно для многоквартирных домов, расположенных в городах, 4 руб. и 4,5 руб. - для многоквартирных домов, расположенных в городских населённых пунктах, 3,5 руб. и 4 руб. - для многоквартирных домов, расположенных в сельских населённых пунктах.
Законодательным Собранием Еврейской автономной области, на которое законом возложена обязанность доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не представлено доказательств установления минимального размера взноса в соответствии с приведённым федеральным законодательством.
Более того, как усматривается из протокола судебного заседания, представитель административного ответчика не оспаривал, что расчёт минимального размера взноса в соответствии с Методическими рекомендациями не производился. Рабочей группой Законодательного Собрания Еврейской автономной области принято решение об уменьшении на 30% ранее установленного Постановлением правительства Еврейской автономной области от 26 ноября 2013 г. N 624-пп размера минимального взноса на 2015 год.
При таком положении решение суда первой инстанции является законным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции Законодательного Собрания Еврейской автономной области в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, с которой Судебная коллегии не может не согласиться ввиду её аргументированности и соответствия нормам материального права.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение суда Еврейской автономной области от 10 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 ноября 2015 г. N 65-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был