1. Об ограничении количества участников закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что в один объект закупки неправомерно объединены работы по содержанию автомобильных дорог на территории города Тюмень, расположенных в разных административно-территориальных единицах города, что приводит к укрупнению лота и ограничивает количество участников закупки.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ на автомобильных дорогах, расположенных в различных округах города, что приводит к ограничению участия в закупке. Кроме того, заказчиком не представлено сведений, указывающих на необходимость формирования лота указанным образом.
Жалоба признана обоснованной, выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 25.11.2015 N К-1611/15
(номер извещения 0167300000515001265)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один предмет закупки работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории города Тюмень, расположенных в разных административных округах города Тюмень, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчики действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 348 394 960,02 рублей;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.12.2015.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории города Тюмени в 2016-2017 годах.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе необходимо осуществить выполнение работ по содержанию различных автомобильных дорог и прилегающих к ним территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории расположенных в различных административных округах города Тюмень (Восточный административный округ, Калининский административный округ, Ленинский административный округ, Центральный административный округ).
На основании вышеизложенного, объединение в один предмет закупки выполнение работ по содержанию различных автомобильных дорог, и прилегающих к ним территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории расположенных в различных административных округах города Тюмень в 2016 - 2017 годах, расположенных в разных административных округах города Тюмень, влечет за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
2. О выборе способа осуществления закупки.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку на основании обращения с жалобой, мотивированной тем, что заказчиком неправомерно проводится конкурс вместо конкурса с ограниченным участием, а также установлено ненадлежащий порядок оценки заявок.
Комиссией установлено, в объект закупки включены работы по строительству искусственного дорожного сооружения, закупка которых в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием. Однако, заказчиком осуществляется закупка указанных работ путем проведения открытого конкурса, что не предусмотрено частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установлено, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Учитывая, что заказчиком самостоятельно принято решение об отмене закупки, предписание Комиссией не выдавалось.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 25.11.2015 N ВП-161/15
(номер извещения 0132300007515000425)
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо конкурса с ограниченным участием.
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а также в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 в рамках порядка оценки в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки копий контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
3. В нарушение Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в извещении о проведении Конкурса не соответствует наименованию объекта закупки, установленному в проекте контракта.
4. В проекте контракта Конкурсной документации не установлен конкретный размер и сроки выплаты аванса, а также не установлены конкретные сроки оплаты выполненных работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурс Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 12.11.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 187 463 002 рубля;
3) 17.11.2015 Заказчиком, Уполномоченным органом закупка отменена.
1. Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление).
Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что начальная максимальная цена контракта составляет 4 187 463 002 рубля, а также что объектом закупки являются работы по строительству искусственных сооружений, таких как, например: "В районе ПК33+00 по дороге Д-1 проектом предусмотрена транспортная развязка в разных уровнях линейного типа (по типу "труба") участка новой автомобильной дороги (съезд С-6) до Нижегородского аэропорта и проспекта Молодежный (дорога Д-1). Направление пр-т Молодёжный - Аэропорт представлено в виде путепровода N 2 (съезд С-1, 2 полосы), в обратном направлении съезд С-2 (2 полосы) в земле. Протяжённость съезда С-1 составила 772.75 м., съезда С-2 432,19м. Искусственные сооружения. Путепровод N 2. Путепровод пересекает проектируемую дорогу. Угол пересечения близок к 45 градусам. Расположен на кривой радиусом 250м плане, на выпуклой кривой радиусом 5000м", стоимость которых составляет 1 300 000 000 рублей.
Закупка вышеуказанных работ по строительству в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, Постановления осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием. Вместе с тем, Заказчиком осуществляется закупка путем проведения открытого конкурса, что не предусмотрено частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: цена контракта (значимость критерия - 60%), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 40%).
По показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено "работами сопоставимого характера и объема признаются работы по строительству и (или) реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры, включающих в себя хотя бы одно из следующих сооружений: мостовое сооружение, путепровод , эстакаду.
При оценке учитывается: количество представленных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера, выполненных участником открытого конкурса за последние 3 года (включая 2015 год), предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. При этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора) настоящего конкурса.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" вышеназванного критерия, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установление в рамках порядка оценки в Конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки копий контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема со справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Постановлением не предусмотрено при проведении открытого конкурса установление дополнительных требований к участникам закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно извещению о проведении закупки наименование объекта закупки: "проведение открытого конкурса с целью определения подрядчика и заключения с ним контракта на выполнение работ по строительству объекта Реконструкция проспекта Молодежный до Нижегородского аэропорта в Автозаводском районе, г. Нижний Новгород. Регистрационный номер закупки: ОК - 425.15".
Пунктом 1.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "по настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить собственными или привлеченными силами работы по строительству объекта "Реконструкция проспекта Молодежный до Нижегородского аэропорта в Автозаводском районе, г. Нижний Новгород", (далее - Объект), в том числе работы по разработке рабочей документации и другие связанные со строительством работы по созданию Объекта, включая возможные работы, определенно в Контракте не упомянутые, но необходимые для полного сооружения Объекта и нормальной его эксплуатации (в соответствии с п. 15.4.2 и п. 4.10 Контракта), и передать результат этих работ Заказчику".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что наименование объекта закупки, указанное в извещении о проведении закупки, соответствует предмету контракта Конкурсной документации и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено доказательств обратного.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 10 "Порядок оплаты" информационной карты Конкурсной документации установлено, что "заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 10 (десять) % от цены Контракта в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Заказчику на соответствующий финансовый год на оплату работ по настоящему Контракту, по мере доведения до Заказчика предельных объемов финансирования расходов. Аванс выплачивается в срок не позднее 90 (девяносто) календарных дней с даты доведения Заказчику лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком ежемесячно за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода на 2015 - 2017 годы на эти цели, в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком акта сдачи-приемки проектных работ (по подготовке рабочей документации), акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, на основании выставленных Подрядчиком на оплату счётов-фактур".
Пунктом 4.4 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 10 (десять) % от цены Контракта , что составляет __________(_________) руб. __ коп. в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Заказчику на соответствующий финансовый год на оплату работ по настоящему Контракту, по мере доведения до Заказчика предельных объемов финансирования расходов. Аванс выплачивается в срок не позднее 90 (девяносто) календарных дней с даты доведения Заказчику лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика".
Согласно пункту 4.5 проекта контракта Конкурсной документации "оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком ежемесячно за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода на 2015 - 2017 годы на эти цели, в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком акта сдачи-приемки проектных работ (по подготовке рабочей документации), акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, на основании выставленных Подрядчиком на оплату счётов-фактур".
Комиссия приходит к выводу, что установленные положения проекта Конкурсной документации не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 N 555/15, Комиссия решила признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 2.1 статьи 56, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом отменена закупка, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. О рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что конкурсной комиссией принято необоснованное решение о признании заявки заявителя на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Комиссией установлено, что конкурсная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки, поскольку указанная заявка не содержит требуемые документы - не содержит заверенного отметкой банка платежного поручения, подтверждающего обеспечение заявки, а также не содержит оригинала или нотариальной копии доверенности на осуществление действий от имени участника конкурса. Жалоба признана необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.11.2015 N К-1451/15
(номер извещения 0173100013915000075)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, при проведении Заказчиком, Единой Комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии принявшей необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая Комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата и время окончания подачи заявок - 16.10.2015;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 19.10.2015.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 5 частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенную банком копию этого платежного поручения либо включенную в реестр банковских гарантий банковская гарантию.
В соответствии с пунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в указанной статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
В соответствии с протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.10.2015 N ПРО1 Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе по причинам отсутствия в составе заявки платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенной в реестр банковских гарантий банковская гарантия, также в составе заявки отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица, в случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности.
Пунктом 20.3 Конкурсной документации установлено требование: "Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения".
Подпунктом "в" пункта 16 установлено в том числе: "В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности по форме N 7".
Изучив на заседании Комиссии заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя содержится копия платежного поручения от 01.10.2015 N 732603 на обеспечение заявки на участие в Конкурсе, сформированного в электронном виде с использованием системы "БАНК-КЛИЕНТ", при этом, копия платежного поручения не заверена банком.
Также заявка на участие в Конкурсе подписана ***. В заявке Заявителя содержится копия доверенности от 21.09.2015 N 85, определяющая перечень полномочий *** действовать от лица Заявителя. Вместе с тем, указанная копия доверенности не засвидетельствована в нотариальном порядке в соответствии с требованиями пункта "в" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.