Общественной палатой Российской Федерации (далее - Общественная палата) на базе Комиссии по поддержке молодежных инициатив при участии Комиссии по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни проведены общественные слушания "О запрете курения в аэропортах" (далее - общественные слушания).
Участники общественных слушаний обсудили сложившуюся практику нарушения прав пассажиров аэропортов вследствие курения в зданиях терминалов аэропортов. Установленный статьей 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) запрет курения табака в помещениях аэропортов в полной мере курильщиками не исполняется. При этом курение табака нарушителями в основном осуществляется скрытно в туалетах, что приводит к загрязнению воздуха, является причинами задымления и возникновения пожаров. Некурящие посетители аэропортов вынуждены испытывать неудобства, причиняющие вред их здоровью. Особую важность данной проблемы следует отметить в связи с тем, что посетителями аэропортов являются также дети и лица с ограничениями по здоровью. Представители аэропортов при этом указывают на объективные сложности выявления таких правонарушителей вследствие невозможности применения технических средств и ограниченных возможностей работы в данных помещениях сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности.
Основной целью Закона N 15-ФЗ является охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Однако установленный полный запрет курения табака в помещениях аэропортов приводит к вышеуказанным последствиям и не способствует в полной мере достижению целей Закона N 15-ФЗ. В связи с этим участники общественных слушаний вынесли на обсуждение предложение оборудовать помещения аэропортов специальными комнатами для курения табака, которые бы отвечали следующим требованиям:
- изоляция от всех помещений аэропорта, связанных с осуществлением рабочего процесса и конкретно обслуживанием пассажиров (регистрация, выдача багажа и пр.), обеспечивающая отсутствие проникновения запаха и дыма во вне;
- отсутствие рекламы курительных комнат и визуального контакта между лицами, находящимися в курительных комнатах в процессе курения табака и лицами, находящимися за пределами курительных комнат;
- отсутствие прямых и скрытых мотивирующих курение табака сообщений;
- содержание информации о вреде табака и возможностях реабилитации на носителях внутри комнат;
- содержание информации о штрафных санкциях за нарушение законодательства в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Представляется, что размещение в помещениях аэропортов комнат для курения табака при условии их строгого соответствия вышеуказанным требованиям, позволит в большей мере достигнуть целей Закона N 15-ФЗ, в том числе:
- исключить курение табака в туалетах и других помещениях аэропортов, не предназначенных для курения табака;
- сохранить чистоту воздуха в помещениях аэропорта, не загрязненного веществами, выделяемыми при курении табака;
- сохранить отсутствие визуального контакта посетителей аэропортов, в том числе детей, с гражданами в момент курения ими табака.
Участники слушаний отметили, что размещение курительных комнат целесообразно исключительно в стерильной зоне аэропорта, т.к. именно там у пассажиров отсутствует возможность выхода во вне. В соответствии с п. 38 Федеральных авиационных правил требования авиационной безопасности к аэропортам, утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142, стерильная зона аэропорта - это зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования. Большую долю времени пассажиры находятся именно в стерильной зоне аэропорта, особенно в случае задержки вылета самолета, которая может составлять несколько часов.
Вместе с тем, мнения участников слушаний разделились, что свидетельствует о неоднозначной позиции по рассмотренному вопросу. Некоторые участники слушаний высказали свое мнение против возврата курительных комнат, поскольку считают их вредными для здоровья пассажиров аэропортов, способствующими популяризации курения табака. Другие участники акцентировали внимание на необходимости соблюдения прав курильщиков путем создания специализированных курительных комнат в аэропортах, но исключительно при строгом соблюдении указанных в настоящих рекомендациях требований к таким комнатам, что в свою очередь обеспечило бы право на защиту здоровья некурящих граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
На основании вышеизложенного участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
Министерству здравоохранения Российской Федерации
1. Продолжить реализацию Информационно-коммуникационной стратегии по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 677), в том числе в части создания системы доступной и эффективной психолого-коррекционной и лечебно-реабилитационной помощи по отказу от курения, по лечению табачной зависимости.
Правительству Российской Федерации
1. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения наказания за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, предусмотренного статьей 6.24 Кодекса.
2. Рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения наказания за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, предусмотренного статьей 6.25 Кодекса.
3. Рассмотреть возможность увеличения ставок акцизов на табачную продукцию.
Аэропортам Российской Федерации
1. В помещениях аэропортов разместить информацию о вреде курения табака.
2. Обеспечить пассажирам аэропортов возможность спортивного досуга в аэропортах.
3. Обеспечить осуществление усиления мер контроля за исполнением пассажирами запрета курения табака в помещениях аэропортов.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
При рассмотрении законопроекта N 339287-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака":
- принять во внимание сложившуюся правоприменительную практику запрета курения в аэропортах;
- принять во внимание предложенные требования к курительным комнатам;
- отсутствие рекламы курительных комнат и визуального контакта между лицами, находящимися в курительных комнатах в процессе курения табака и лицами, находящимися за пределами курительных комнат;
- отсутствие прямых и скрытых мотивирующих курение табака сообщений;
- содержание информации о вреде табака и возможностях реабилитации на носителях внутри комнат;
- содержание информации о штрафных санкциях за нарушение законодательства в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Представляется, что размещение в помещениях аэропортов комнат для курения табака при условии их строгого соответствия вышеуказанным требованиям, позволит в большей мере достигнуть целей Закона N 15-ФЗ, в том числе:
- исключить курение табака в туалетах и других помещениях аэропортов, не предназначенных для курения табака;
- сохранить чистоту воздуха в помещениях аэропорта, не загрязненного веществами, выделяемыми при курении табака;
- сохранить отсутствие визуального контакта посетителей аэропортов, в том числе детей, с гражданами в момент курения ими табака.
Участники слушаний отметили, что размещение курительных комнат целесообразно исключительно в стерильной зоне аэропорта, т.к. именно там у пассажиров отсутствует возможность выхода во вне. В соответствии с п. 38 Федеральных авиационных правил требования авиационной безопасности к аэропортам, утвержденных приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142, стерильная зона аэропорта - это зона между любым пунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованные местами для сидения и местами общего пользования. Большую долю времени пассажиры находятся именно в стерильной зоне аэропорта, особенно в случае задержки вылета самолета, которая может составлять несколько часов.
Вместе с тем, мнения участников слушаний разделились, что свидетельствует о неоднозначной позиции по рассмотренному вопросу. Некоторые участники слушаний высказали свое мнение против возврата курительных комнат, поскольку считают их вредными для здоровья пассажиров аэропортов, способствующими популяризации курения табака. Другие участники акцентировали внимание на необходимости соблюдения прав курильщиков путем создания специализированных курительных комнат в аэропортах, но исключительно при строгом соблюдении указанных в настоящих рекомендациях требований к таким комнатам, что в свою очередь обеспечило бы право на защиту здоровья некурящих граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
На основании вышеизложенного участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
Министерству здравоохранения Российской Федерации
- принять во внимание, что размещение курительных комнат должно осуществляться на усмотрение и за счет аэропорта и целесообразно в стерильной зоне;
- предусмотреть обязательство аэропортов размещать в помещениях аэропортов оборудованные места для спортивного досуга пассажиров;
- предусмотреть обязательство аэропортов размещать в помещениях аэропортов информацию, пропагандирующую спорт и здоровый образ жизни, о вреде курения табака;
- представить в Общественную палату Российской Федерации предлагаемые требования (стандарты) к курительным комнатам на общественное обсуждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по итогам общественных слушаний Общественной палаты РФ от 27 мая 2015 г. "О запрете курения в аэропортах"
Текст документа официально опубликован не был