Представление Счетной палаты Российской Федерации
от 31 августа 2015 г. N ПР12-192/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведена проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (г. Москва), по результатам которой выявлены следующие нарушения и недостатки, подлежащие устранению ФОМС.
1. В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в составе расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС, Фонд) формируется нормированный страховой запас.
В 2014 году в форме N 0503117 "Отчет об исполнении бюджета" по целевой статье 73 3 9999 "Реализация направления расходов в рамках формирования нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" ФОМС были отражены бюджетные назначения согласно уточненной бюджетной росписи по графам "Утвержденные бюджетные назначения" и "Неисполненные назначения" в сумме 89 379,2 млн. рублей. Однако в пояснительной записке к Отчету об исполнении бюджета ФОМС за 2014 год по форме N 0530160 указан остаток средств НСЗ в размере 90 782,87 млн. рублей.
Учитывая, что Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, отдельный код бюджетной классификации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по учету остатков денежных средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) Фонда не предусмотрен, соответственно отдельный лицевой счет по учету средств НСЗ на едином счете бюджета ФОМС в Федеральном казначействе не открыт, проверить изменение остатков денежных средств НСЗ в 2014 году и подтвердить достоверность информации по формированию и расходованию средств НСЗ, указанной в Отчете об исполнении бюджета ФОМС и в пояснительной записке к указанному Отчету, не представляется возможным.
Так, например, в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью и уточненными лимитами бюджетных обязательств, утвержденными Председателем Фонда, на 31 января 2014 года НСЗ установлен в сумме 111 505,74 млн. рублей. При этом в соответствии со справкой о свободном остатке средств бюджета (форма N 0531859) за 31 января 2014 г. свободный остаток средств на едином счете бюджета ФОМС на конец дня составлял только 97 359,1 млн. рублей.
Таким образом, Председателем Фонда 31 января 2014 г. был утвержден размер НСЗ, превышающий реально имеющиеся остатки средств на едином счете бюджета Фонда на 14 146,64 млн. рублей.
Такие же несоответствия установлены на 28 февраля 2014 года (превышение уточненных лимитов бюджетных обязательств над имеющимися остатками на 21 601,26 млн. рублей), 31 марта 2014 года (на 15 723,0 млн. рублей), 30 апреля 2014 года (на 9 133,52 млн. рублей), 31 мая 2014 года (на 0,45 млн. рублей), 31 октября 2014 года и 30 ноября 2014 года уточненные лимиты бюджетных обязательств в части НСЗ, утвержденные Председателем Фонда, превышали остатки средств на едином счете бюджета Фонда на 65 544,45 млн. рублей и на 73 801,98 млн. рублей соответственно.
2. В нарушение пункта 3.1.1.2. Соглашения об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 31 декабря 2010 года N АД-30-32/09сог/6547/20-1, заключенного Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации с 2011 года отчетность о задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование ежеквартально в ФОМС не передавал. При этом Фондом мер по получению указанной отчетности не принималось.
3. В нарушение Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем финансовом году, утвержденного приказом ФОМС от 21 января 2014 года N 4, в кассовом плане ФОМС на 2014 год не были учтены кассовые выплаты с единого счета бюджета ФОМС, произведенные при размещении денежных средств на депозиты в коммерческие банки в размере 68 392,5 млн. рублей сроком на 62 дня.
4. В расчете размера временно свободных денежных средств ФОМС не была учтена сумма денежных расходов на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в объеме 26 344,2 млн. рублей, предусмотренных Уточненной росписью расходов ФОМС, что привело к необоснованному завышению суммы временно свободных денежных средств и формированию в октябре и ноябре 2014 года кассового разрыва в бюджете ФОМС, который был компенсирован за счет средств нормированного страхового запаса.
5. Средства ФОМС в суммарном размере 35 000,0 млн. рублей размещены в банковские депозиты с нарушением требований подпункта "ж" пункта 4 Правил размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1225 (далее - Правила размещения временно свободных средств). Фондом были размещены в депозиты в ОАО "Промсвязьбанк" и "ФК "Открытие" по 17 500,0 млн. рублей, что на 401,87 млн. рублей больше допустимого максимального расчетного объема денежных средств, размещаемых в одной кредитной организации, который не может превышать 25% совокупного объема временно свободных средств ФОМС.
6. Требования к кредитным организациям, где могут размещаться на банковские депозиты временно свободные денежные средства ФОМС, установленные пунктом 5 Правил размещения временно свободных средств, не позволяют полноценно оценить финансовую устойчивость банков, вследствие чего высок риск невозврата временно свободных денежных средств ФОМС, размещенных в банковские депозиты. Так, коммерческий банк "Судостроительный банк" (ООО) (лицензия Банка России N 2999), вернувший 10 декабря 2014 г. сумму депозита ФОМС в размере 500,0 млн. рублей и причитающиеся проценты в сумме 10,19 млн. рублей, был лишен лицензии через два месяца после исполнения обязательств перед ФОМС приказом Банка России от 16 февраля 2015 года N ОД-366.
7. В нарушение требований пункта 3 Правил размещения временно свободных средств при возникновении кассового разрыва в октябре и ноябре 2014 года в сумме 2 400,0 млн. рублей и 7 500,0 млн. рублей соответственно ФОМС досрочно не изъял размещенные в банках временно свободные средства в объеме, покрывающем временный кассовый разрыв.
8. Письмом от 15 декабря 2014 года Минздрав России совместно с ФОМС направили органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для использования "Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" в части перехода на оплату медицинской помощи по единой системе клинико-статистических групп.
Указанные методические рекомендации были подготовлены на основании материалов, подготовленных Международным банком реконструкции и развития (1818 Н Street, NW, Вашингтон, ОК 20433 США) на основании Соглашения с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о предоставлении платных консультационных услуг от 19 декабря 2013 года D147128, на оплату которых в 2014 году ФОМС направлено 12,8 млн. рублей.
При этом анализ представленных Фондом в ходе проверки документов свидетельствует о том, что работа в рамках Соглашения специалистами МБРР ограничивалась только детализацией и уточнением клинико-статистических групп и коэффициентов затратоемкости данных групп. Реальные расходы медицинских организаций не анализировались, потребность в финансовых средствах для оказания медицинской помощи надлежащего качества не оценивалась, неэффективные финансовые расходы не определялись.
Необходимо отметить, что проведенная МБРР работа могла быть выполнена российскими научными организациями в рамках выполнения научно-исследовательских работ, что могло привести к экономии средств бюджета ФОМС.
9. На основании данных ФОМС в реестре Роскомнадзора на сайте www.rkn.gov.ru были указаны сведения о финансировании создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы Фонда ГИС ОМС в сумме 93,2 млн. рублей, в то время как по данным бухгалтерского учета ФОМС балансовая стоимость (без учета амортизации) информационных систем и объектов информационной инфраструктуры в составе ГИС ОМС по состоянию на 31 декабря 2014 года составляла 799,1 млн. рублей, т.е. данные в реестре Роскомнадзора занижены в 8,6 раза. Указанная информация подтверждена Роскомнадзором (письмо от 6 августа 2015 г. N 09ПА-69927).
10. В ходе контрольного мероприятия выявлены факты повторного включения одного и того же гражданина в регистр застрахованных лиц, а также несоответствие данных о числе застрахованных лиц, отраженных в информационной системе "Единый регистр застрахованных лиц", с данными субъектов Российской Федерации, что в дальнейшем может повлиять на полноту и достоверность формирования бюджета ФОМС на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в части расчета размера субвенций, передаваемых бюджетам территориальных фондов ОМС на организацию ОМС, который основан на численности застрахованных лиц.
По состоянию на 31 декабря 2014 года расходы на создание и модернизацию информационной системы "Единый регистр застрахованных лиц" составили 222,4 млн. рублей, однако выявленные несоответствия ставят под сомнение продуктивность функционирования указанной информационной системы.
11. Проверка данных на сайте www.zakupki.gov.ru об электронном аукционе N 0273100001114000041 на право заключения государственного контракта от 18 ноября 2014 года N 2014.339369 на поставку автомобилей для нужд ФОМС показала, что в разделе "Информация о контракте N 0273100001114000094" (карточка контракта) вместо электронной версии государственного контракта ошибочно прикреплен документ формата PDF "ГК 2014.339369 от 18 ноября 2014 года Автомашины N 02731000011140000940002", который представляет из себя Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (основные положения)".
12. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 321-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлен исчерпывающий перечень направлений средств НСЗ в 2014 году.
Вместе с тем в ходе проверки установлены факты направления средств НСЗ в кредитные организации, как временно свободных средств, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Так, на 9 октября 2014 года остаток средств на едином счете бюджета ФОМС составлял 127 366,3 млн. рублей, из которых, исходя из бюджетных назначений по Уточненной Росписи расходов ФОМС, НСЗ составлял 88 266,058 млн. рублей, прочие остатки средств - 39 100,24 млн. рублей. Фондом 9 и 10 октября 2014 года были размещены на счетах в кредитных организациях в депозиты сроком на 62 дня средства в размере 68 392,5 млн. рублей. Учитывая остатки средств на едином счете бюджета ФОМС, в данном объеме средств, размещенных в кредитных организациях, средства НСЗ составляли не менее 29 292,2 млн. рублей (расчетно).
13. Расходование средств, выделенных в 2014 году на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации, по итогам 2014 года не превысило 10,83%, в том числе средств субсидий ФОМС, перечисленных субъектам Российской Федерации на указанные цели - 8,3%. Семи субъектами Российской Федерации (Кабардино-Балкарской Республикой, Красноярским и Ставропольским краями, Смоленской, Ленинградской, Псковской и Ульяновской областями) субсидии, перечисленные ФОМС, в течение 2014 года не расходовались.
По состоянию на 1 января 2015 года из 30 субъектов Российской Федерации, в которых осуществляются мероприятия по строительству перинатальных центров, мероприятия I этапа работ по проектированию перинатального центра не завершены в 3 регионах: Республика Саха (Якутия), Сахалинская и Челябинская области. В Кабардино-Балкарской Республике, Красноярском крае (г. Ачинск) и Ленинградской области на 1 января 2015 года заключены контракты на строительство перинатального центра, строительные работы не начаты, не заключены контракты на строительство перинатальных центров в Красноярском крае (г. Норильск), Ставропольском крае и Смоленской области.
Это создает риски неисполнения в установленные сроки (2016 год) мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
Низкие показатели в части расходования средств, предусмотренных на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, а также выявленные факты задержки сроков выполнения работ по строительству перинатальных центров могут свидетельствовать о ненадлежащем контроле со стороны ФОМС за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, включая мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, и за реализацией указанных мероприятий, предусмотренном частями 14 и 15 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
14. В ходе контрольного мероприятия установлено, что на момент проверки отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФОМС на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, дом 37, корпус 4А.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" предлагается:
1. Принять меры по открытию в Федеральном казначействе отдельного лицевого счета по учету средств нормированного страхового запаса в составе единого счета бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также рассмотреть вопрос о включении порядка учета нормированного страхового запаса в состав Учетной политики Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. Обеспечить выполнение Порядка составления и ведения кассового плана исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем финансовом году, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21 января 2014 г. N 4, в части отражения всех проводимых кассовых выплат с единого счета бюджета ФОМС.
3. При размещении Федеральным фондом обязательного медицинского страхования временно свободных денежных средств в банковские депозиты обеспечить соблюдение требований Правил размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1225, в части соблюдения положений о допустимом объеме денежных средств, размещаемых в одной кредитной организации.
4. Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Правила размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1225, в части включения дополнительных требований к кредитным организациям, в которых на банковские депозиты могут размещаться временно свободные средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, позволяющих наиболее объективно оценить финансовую устойчивость банков.
5. Совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей реализации Соглашения о предоставлении платных консультационных услуг N D147128, заключенного 19 декабря 2013 года между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования с Международным банком реконструкции и развития, и об обеспечении прозрачности работы в части перехода на оплату медицинской помощи по единой системе клинико-статистических групп.
6. Привести в соответствие данные по затратам на создание, эксплуатацию и модернизацию государственной информационной системы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в электронном паспорте, размещенном на сайте Роскомнадзора www.rkn.gov.ru, с данными бухгалтерского учета Фонда.
7. Провести анализ данных информационной системы "Единый регистр застрахованных лиц" на предмет действительности полисов старого и нового образца, оформленных в отношении одного и того же лица, принять меры по недопущению повторного включения застрахованного лица в регистр застрахованных лиц, а также устранить выявленные несоответствия данных численности застрахованных лиц, включенных в региональные сегменты информационной системы "Единый регистр застрахованных лиц".
8. В соответствии с частями 14 и 15 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обеспечить надлежащий контроль за исполнением в установленные сроки (2016 год) мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
9. Обеспечить осуществление государственной регистрации права оперативного управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, дом 37, корпус 4А.
10. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные выше нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 27 августа 2015 г. N 37К(1048).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации по пунктам предложений в течение 30 дней со дня его получения, а по пунктам 4 и 9 предложений - в течение 180 дней со дня получения представления.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N ПР12-192/12-03
Текст представления официально опубликован не был