Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Си Ти Эс" (далее - Заявитель) на действия Федеральное агентство по туризму (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке и внедрению программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" (номер извещения 0173100006515000075) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснения положений Конкурсной документации, не отвечающие по существу поданных запросов от участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте - 09.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.11.2015.
1. Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Как следует из информации, опубликованной на Официальном сайте, Заказчиком 21.10.2015, 22.10.2015, 23.10.2015 размещены на Официальном сайте запросы разъяснений положений Конкурсной документации, а также разъяснения положений Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчик некорректно сформировал ответ на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: цена контракта (значимость критерия - 30%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 65%), квалификация участников закупки (значимость критерия - 5%).
По нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ", согласно которому, в том числе:
Составляющая показателя
Обозначение показателя (диапазон) |
Правила (условия) оценки |
Макс. Кол-во баллов |
Кол-во баллов |
|
Качество оформления предложения согласно требованиям конкурсной документации, формы I.3.3, |
|
|
Критерий С1 |
Отсутствует перечень принятых сокращений; или индексы стандартов указаны без регистрационного номера; или неоднократно нарушены иные требования по оформлению предложения, изложенные в требованиях формы I.3.3 конкурсной документации. |
0 |
4 |
Оформление предложения в целом соответствует требованиям, изложенным в формы I.3.3 конкурсной документации за исключением невыполнения одного из пунктов: |
|
|
|
- перечень принятых сокращений не полный; |
|
|
|
- неоднократное применение иностранных слов при наличии равнозначных слов в русском языке и при наличии сокращения слов, не установленных правилами орфографии и пунктуации; |
2 |
|
|
Оформление предложения соответствует требованиям, изложенным в формы I.3.3 конкурсной документации |
4 |
|
|
Качество комментарий Участника к разделу "Общие сведения" в предложении, |
|
|
|
Критерий С2 |
Участник закупки не предоставил комментариев хотя бы к одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
- Основания для выполнения работ; |
|
|
|
- Перечень нормативных, технических и методических документов, используемых в работе |
0 |
4 |
|
Участник закупки не прокомментировал повышение эффективности деятельности Заказчика при получении результатов работ или не четко указал общий подход по работе с перечнем нормативных, технических и методических документов. |
2 |
|
|
Участник закупки прокомментировал повышение эффективности деятельности Заказчика при получении результатов работ и четко указал общий подход по работе с перечнем нормативных, технических и методических документов. |
4 |
|
|
Качество комментарий Участника по разделу "Цели и решаемые задачи", |
|
|
|
Критерий С3 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о невозможности достижения целей работ и решения поставленных задач Участником или непониманием Участника целей и решаемых задач. |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов или разъяснил их не четко: |
|
|
|
- перечень необходимых действий для достижения заявленной цели; |
|
|
|
- ссылки на государственные программы по развитию Туризма с пояснениями; |
|
|
|
- краткое описание задач и сути предлагаемых решений; |
|
|
|
- выводы по достижению целей и решению задач предлагаемым подходом. |
4 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- перечень необходимых действий для достижения заявленной цели; |
|
|
|
- ссылки на государственные программы по развитию Туризма с пояснениями; |
|
|
|
- краткое описание задач и сути предлагаемых решений; |
|
|
|
- выводы по достижению целей и решению задач предлагаемым подходом. |
8 |
|
|
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка техно-рабочего проекта Системы, представляющей единый программный комплекс мобильного приложения Туриста и информационно-цифровой платформы, обеспечивающей информационно-цифровое, адресное взаимодействие Туриста с другими субъектами туристской сферы (Туроператор, Турагент, Ростуризм, другими органами государственного управления), в том числе между органами исполнительной власти (ОИВ). Техническое проектирование необходимо произвести в соответствии с Приложением 1 "Техническое задание на Разработку и внедрение программного обеспечения, предназначенного для информационной поддержки туристов и информационного взаимодействия с ИС "Электронная путевка" |
|
|
|
Критерий С4 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
10 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
|
- понимание положений конкретных стандартов и нормативной документации по технорабочему проекту; |
|
|
|
- перечень работ в составе технорабочего проектирования; |
|
|
|
- понимание стадий, этапов или блоков работ. |
5 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- понимание положений конкретных стандартов и нормативной документации по технорабочему проекту; |
|
|
|
- перечень работ в составе технорабочего проектирования; |
|
|
|
- понимание стадий, этапов или блоков работ. |
|
|
|
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка программного обеспечения мобильного приложения Туриста на платформах под управлением операционных систем iOS и Android, в соответствии с техническим заданием и техническим проектом, оформление соответствующей проектной документации", |
10 |
|
|
Критерий С5 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
|
- перечень этапов работ; |
|
|
|
- перечень модулей ПО для каждого из этапов; |
|
|
|
- описание работ по тестированию; |
|
|
|
- описание работ по вводу в действие; |
|
|
|
- описание испытаний; |
|
|
|
- экранные формы мобильного приложения для отдельных режимов в виде графических образов; |
|
|
|
- архитектура программного обеспечения. |
4 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- перечень этапов работ; |
|
|
|
- перечень модулей ПО для каждого из этапов; |
|
|
|
- описание работ по тестированию; |
|
|
|
- описание работ по вводу в действие; |
|
|
|
- описание испытаний; |
|
|
|
- экранные формы мобильного приложения для отдельных режимов в виде графических образов; |
|
|
|
- архитектура программного обеспечения. |
8 |
|
|
Качество комментарий Участника по составу работ: "Разработка программного обеспечения информационно-цифровой платформы взаимодействия Туриста с другими субъектами туристской сферы (Туроператор, Турагент, Ростуризм, другие органы государственного управления), в том числе между органами исполнительной власти (ОИВ), в соответствии с техническим заданием и техническим проектом), оформление соответствующей проектной документации", |
|
|
|
Критерий С6 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
8 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
|
- перечень этапов работ; |
|
|
|
- перечень модулей ПО для каждого из этапов; |
|
|
|
- описание работ по тестированию; |
|
|
|
- описание работ по вводу в действие; |
|
|
|
- архитектура программного обеспечения. |
4 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- перечень этапов работ; |
|
|
|
- перечень модулей ПО для каждого из этапов; |
|
|
|
- описание работ по тестированию; |
|
|
|
- описание работ по вводу в действие; |
|
|
|
- архитектура программного обеспечения. |
8 |
|
|
Качество комментарий Участника по составу работ: "Услуги по подключению информационно-цифровой коммуникационной платформе системы к внешним источникам данных Ростуризма и других ФОИВ. Допускается использование имитирующих программ при отсутствии реального тракта передачи данных с внешними источниками данных. Разработка имитирующей программы возлагается на Исполнителя создания Системы при непосредственном участии Заказчика", |
|
|
|
Критерий С7 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
4 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
|
- перечень субъектов с которыми взаимодействует Ростуризм; |
|
|
|
- пояснения Участника по перечню субъектов для подключения информационно-цифровой платформы и обоснование. |
2 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- перечень субъектов с которыми взаимодействует Ростуризм; |
|
|
|
- пояснения по перечню субъектов для подключения информационно-цифровой платформы и обоснование. |
4 |
|
|
Качество комментарий Участника по составу работ: "Подготовить необходимые материалы и документы для размещения программного обеспечения мобильного приложение Турист в электронных магазинах Google Play и Apple App Store", |
|
|
|
Критерий С8 |
Комментарии отсутствуют или из представленных комментарий можно сделать вывод о непонимании Участником работы по данному подразделу |
0 |
4 |
Участник закупки не представил комментарии хотя бы по одному из нижеприведенных пунктов: |
|
|
|
- порядок процедур размещения мобильных приложений в электронных магазинах Google Play и Apple App Store"; |
|
|
|
- перечень необходимых документов для размещения в магазине Google Play с пояснениями; |
|
|
|
- перечень необходимых документов для размещения в магазине Apple App Store с пояснениями. |
2 |
|
|
Участник закупки представил следующие материалы и четкие разъяснения: |
|
|
|
- порядок процедур размещения мобильных приложений в электронных магазинах Google Play и Apple App Store"; |
|
|
|
- перечень необходимых документов для размещения в магазине Google Play с пояснениями; |
|
|
|
- перечень необходимых документов для размещения в магазине Apple App Store с пояснениями. |
4 |
|
По нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника закупки".
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлен следующий порядок оценки: "наличие квалифицированного персонала в таких специальностях как: креативный директор, дизайнер, web-дизайнер, копирайтер, аналитик, программист, ведущий программист и т.п. Максимум 100 баллов
Данный показатель оценивает наличие дипломов и документов, подтверждающих возможность участия специалиста в выполнении работ/оказании услуг
Подтверждением квалификации трудовых ресурсов считается наличие комплекта на одного специалиста, состоящего из копии диплома (на русском языке или нотариально заверенной копии перевода с иностранного языка на русский язык) и копии документа, подтверждающего факт привлечения специалиста к выполнению работ: копия приказа о назначении или копия трудовой книжки или копия заключенного трудового договора".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, а также не раскрыто содержание, определяющее область отраслевых наград, благодарственных писем, почетных грамот.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 2.2 "Разъяснение положений конкурсной документации" Конкурсной документации, установлено следующее:
"2.2.1. При проведении конкурса какие-либо переговоры Государственного заказчика или Единой комиссии с Участником не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Заказчик может давать разъяснения положений конкурсной документации.
2.2.2. Любой Участник вправе направить Государственному заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации в письменной форме. Разъяснения положений конкурсной документации и внесение в нее изменений осуществляются Государственным заказчиком в соответствии со статьей 50 Закона. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса Государственный заказчик направляет в письменной форме разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
2.2.3. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу Участника такое разъяснение размещается Государственным заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.".
Таким образом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам закупок разъяснений положений Конкурсной документации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Си Ти Эс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 27.10.2015 по делу N К-1420/15, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.10.2015 по делу N К-1420/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2015 г. N К-1459/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был