Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "МФС-6" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФГБОУ высшего образования "Всероссийская академия внешней торговли, Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении ФГБОУ высшего образования "Всероссийская академия внешней торговли (далее -Заказчик), Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на Реконструкция и строительство комплекса учебных зданий федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации" (г. Москва, ул. Пудовкина, владение 4а (номер извещения 0373100036215000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, отклонившей неправомерно заявку Заявителя.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 264 432 620 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 21.10.2015.
5) победителем Конкурса признано ООО "ХОЛЛ-ИНВЕСТ" с предложением о цене контракта 4 245 050 000 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки от 21.10.2015 N ПРО1 заявка с порядковым номером "1" отклонена так как характеристики основных применяемых товаров, а также виды работ, поименованные в предложении в отношении объекта закупки заявки участника не соответствуют требованиям к товарам и видам работ, указанным в Конкурсной документации.
По пунктам 2 "Плитка гранитная", 32 "Панели для подвесных потолков", в Конкурсной документации установлено следующие требования: "Технические характеристики: Плотность: не менее 3,10 г/см3, Объемная масса: не более 3 г/см3, Предел прочности при сжатии в водонасыщенном состоянии: 550 кг/см2, в сухом состоянии - 604 кг/см2, Водопоглощение: 0,2%, Коэффициент снижения прочности: 0,9, Твердость по Моосу: не менее 6, Истираемость: 1,4 г/см2м, Толщина не менее 25 мм",
"Панели должны иметь гладкую, шероховатую поверхность с микроотверстиями, Состав - минераловолокно с биологической обработкой предотвращающей рост бактерий, размеры плиты - 600х600 мм, Толщина не менее 12 мм, Звукопоглощение не менее - 0.10 NRC, ослабление звука: не менее - 34 Дб, светоотражение: не менее - 90%, влагостойкость: не менее - 95%; теплопроводность - 0.052-0.057 Вт/м°C".
В разделе IV "Описание объекта закупки" Конкурсной документации по 1-му этапу (строительство учебного корпуса) установлены в том числе работы: монтаж монолитных железобетонных колонн; возведение железобетонных лестниц; монтаж перекрытий железобетонных монолитных; устройство монолитных железобетонных конструкций лифтовых шахт, работы по наружной отделке фасадов, по внутренней отделке помещений, Монтаж сантехнических приборов, монтаж системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС), монтаж системы мониторинга конструкций здания (СМИК)
В Предложении в отношении объекта закупки (форма 2) заявки Заявителя отсутствуют вышеуказанные виды работ, а также сведения, представленные таблице 2 "характеристики основных применяемых товаров (материалов), в том числе: по пункту 10 "сетка тканая" не указано конкретное значение покрытия сетки (в заявке - без покрытия, оцинкованная), по пункту 32 "панели для подвесных потолков" не указаны конкретные характеристики поверхности, что не соответствует требованиям Конкурсной документации о предоставлении конкретного показателя по данному параметру.
Таким образом, довод Заявителя о том, что действия Конкурсной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
2. Пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентирует, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, устанавливает, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии.
Согласно пункту 29.1 Конкурсной документации "государственный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается Государственный контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере обеспечения исполнения Государственного контракта, указанном в п. 29.1 Информационной карты ИУЗ. В качестве обеспечения исполнения Государственного контракта может быть представлена банковская гарантия, выданная банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Способ обеспечения исполнения Государственного контракта из указанных в настоящем пункте способов определяется таким участником конкурса самостоятельно".
Согласно пункту 18.1. проекта государственного контракта Конкурсной документации "Государственный контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Государственному контракту".
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что из положений Конкурсной документации невозможно установить конкретный срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения по государственному контракту.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации срок окончания действия банковской гарантии, соответствующий Закону о контрактной системе, нарушают пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: Цена Государственного контракта - значимость критерия 100 баллов, Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 100 баллов; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 100 баллов.
По нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ", состоящий из числа предложенных "Действий", согласно которому заявке, содержащей в "Детализированном предложении о качестве работ" (Форма 3 Раздела V конкурсной документации) наилучшие условия исполнения Государственного контракта - наибольшее число Действий (элементов производственной деятельности, отдельных выполняемых исполнителем функций, раскрывающих технологию выполнения каждого вида работ), использование которых позволит в полном объеме и в соответствии с технологией, предусмотренной проектной документацией, выполнить детализируемый вид работ, присваивается максимальное значение показателя. Действия, не относящиеся к технологии выполнения работ, не будут учитываться комиссией при оценке заявок.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с Формой 2 "Предложение в отношении объекта закупки" предложение в отношении объекта закупки должно содержать: "Раздел 1. Общие сведения о выполняемых работах: наименование работ (в соответствии с предметом Государственного контракта), виды работ (в соответствии с разделом IV "Описание объекта закупки), срок выполнения работ по Государственному контракту (в соответствии с графиком выполнения работ). Раздел 2. Сведения о включенных в цену Государственного контракта расходах".
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе и положения Конкурсной документации не позволяют определить, какие условия и параметры являются существенными для Заказчика, а также на основании каких документов и сведений следует подготовить указанные предложения.
Следовательно, отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяет надлежащим образом подать заявку на участие в Конкурсе и определить, что именно требуется участникам Конкурса предложить в составе заявки, в части предложения в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 21.10.2015 N ПРО1 на участие в Конкурсе подано три заявки, заявка с порядковым номером "1" отклонена так как характеристики основных применяемых товаров, а также виды работ, поименованные в предложении в отношении объекта закупки заявки участника не соответствуют требованиям к товарам и видам работ, указанным в Конкурсной документации, победителем признан участник, предложивший наименьшую цену контракта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "МФС-6" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 4, 9, 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 23.10.2015 по делу N К-1408/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2015 г. N К-1484/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был