Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Аэлита" (далее - Заявитель) на действия Федерального казначейства (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку (приобретение) программно-аппаратных средств защиты информации от несанкционированного доступа (электронных замков) для нужд территориальных органов Федерального казначейства (номер извещения 0173100003015000029) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе содержится излишнее требование о соответствии поставляемых программно-аппаратных средств защиты информации требованиям по защите от несанкционированного доступа.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 76 106 500 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о соответствии поставляемых программно-аппаратных средств защиты требованиям документов по защите конфиденциальной информации, утративших силу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 1.3 Раздела II документации об Аукционе установлено:
"Поставляемые Товары должны соответствовать следующим требованиям по сертификации:
- защита от несанкционированного доступа (далее - НСД) к информации в соответствии с требованиями руководящего документа "Защита от НСД к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" - по уровню не ниже 2-ого, а также может использоваться при создании автоматизированных систем до класса защищенности не ниже 1Б включительно.
- возможность использования для защиты информации в информационных системах персональных данных не ниже 1 класса при выполнении ограничений по эксплуатации, указанных в паспорте Товара.
- выполнение требований по сертификации должно подтверждаться копиями действующих сертификатов ФСТЭК России.
Указанные копии сертификатов должны быть представлены Поставщиком при поставке Товаров".
По мнению Заявителя, указанная классификация для защиты информации в информационных системах персональных данных (далее - ИСПД) не ниже 1 класса отменена, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к поставляемым программно-аппаратным средствам защиты.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что ранее Заказчиком проведена классификация, а так же аттестация по требованиям безопасности ряда информационных систем персональных данных Федерального казначейства, для которых по объявленному Аукциону должны быть поставлены средства защиты информации от НСД, до вступления в действие. На основании разъяснения ФСТЭК России от 15.07.2015 N240/22/2637, ИСПД повторной аттестации в связи с изданием указанных нормативных правовых актов не нуждается. Для защиты информации в этих ИСПД могут использоваться ранее сертифицированные требования безопасности средств защиты информации от НСД, срок действия сертификатов на которые не истек.
При этом, действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" не содержит требования по защите информации в информационных системах персональных данных не ниже 1 класса при выполнении ограничений по эксплуатации, указанных в паспорте Товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, неправомерно установил требования по сертификации, в виде возможности использования для защиты информации в информационных системах персональных данных не ниже 1 класса при выполнении ограничений по эксплуатации, указанных в паспорте Товара, являются излишними, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом, вышеуказанное нарушение, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием для отказа в допуске участникам закупки к участию в Аукционе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки.
Согласно пункту 2.1 Раздела II.2 документации об Аукционе, установлено:
"- блокировка доступа к Защищаемому объекту должна осуществляться как минимум двумя способами:
> путем принудительной автоматической перезагрузки Защищаемого объекта с помощью стандартной процедуры Reset. Для блокировки питания должен использоваться входящий в комплект поставки Электронного замка соединительный кабель для механизма сторожевого таймера;
> путем принудительного автоматического выключения питания (в случае отсутствия в Защищаемом объекте разъема Reset). Для блокировки питания должно использоваться входящее в комплект поставки Электронного замка специальное устройство блокировки питания;".
По мнению Заявителя, вышеуказанное требование не является надежным способом блокировки доступа, что ограничивает число потенциальных участников Закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что принудительное автоматическое выключения питания является надежным способом блокировки доступа к защищаемому объекту, так как указанный способ предотвращает пути обхода защиты защищаемого объекта подключенного к питанию.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Аэлита" обоснованной в части установления излишнего требования к поставляемому товару.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 09.11.2015 по делу N К-1491/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2015 г. N К-1491/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был