Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АК-Проект" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства культуры Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Заказчиком, конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия Саратовский государственный цирк, г. Саратов, ул. Чапаева, д. 61 (Ф59) (номер извещения 0173100007715001114) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии, Заказчика:
1. Протокол рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса размещен на Официальном сайте без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
2. Единой комиссией при оценке заявок участников Конкурса применен ненадлежащий порядок оценки, в связи с чем, Единой комиссией неправомерно присвоена низкая балльная оценка заявке Заявителя по показателю качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия, Заказчик, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 17.07.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 096 437,29 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки - 26.10.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "Зодчие Северо-Запада" с предложением о цене контракта 28 131 900 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя протокол рассмотрения и оценки заявок участников на участие в конкурсе с ограниченным участием от 26.10.2015 N ПРО2 размещен на Официальном сайте без приложений с информацией о предложениях участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что 27.10.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 26.10.2015 N ПРО2 с приложением предложений участников Конкурса.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что информация, содержащаяся в размещенных Заказчиком на Официальном сайте предложениях участников Конкурса, не раскрывает содержание этих предложений, а носит лишь декларативный характер, а именно:
- Цена государственного контракта в рублях (цифрами и прописью)
- Технология работ: имеется;
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем размещении предложений участников Конкурса, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Единой комиссией при оценке заявок участников Конкурса применен ненадлежащий порядок оценки, в связи с чем, Единой комиссией неправомерно присвоена низкая балльная оценка заявке Заявителя по показателю качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Приложением N 1 к части II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
N п/п |
Наименование критерия |
Значимость критерия |
1 |
Цена контракта |
40% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (включает 1 показатель) |
50% |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (включает 2 показателя) |
10% |
Согласно Конкурсной документации критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" содержит следующий порядок оценки:
"Значимость критерия оценки (%): 50.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,5.
Применяемые показатели данного критерия: качество работ.
Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия- 1.
Порядок оценки показателя: комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 3 "Описание качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупок" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Предмет оценки: качество работ, выраженное в представленных участником конкурса сведениях и предложениях, описывающих применяемые технологии выполнения работ по контракту.
Под описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации подразумевается описание реализации функций на выполнение проектных работ на объекте культурного наследия в соответствии с техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией к государственному контракту.
Описанная участником технология выполнения работ по контракту должна отображать все без исключения виды работ, указанные в техническом задании.
Порядок определения баллов по показателю "качество работ":
100 баллов - приведенная технология выполнения работ по контракту содержит полное описание порядка выполнения всех работ по контракту.
20 баллов - приведенная технология выполнения работ по контракту содержит неполное описание порядка выполнения всех работ по контракту.
0 баллов - отсутствует описание технологии выполнения работ по контракту.
Под полным описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается: приведено полное описание выполнения проектных работ по контракту на объекте культурного наследия в соответствии с условиями, установленными техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией, действующим законодательством, нормативно-методическими документами.
Под неполным описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается: приведено не полное описание выполнения проектных работ по контракту на объекте культурного наследия в соответствии с условиями, установленными техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией, действующим законодательством, нормативно-методическими документами.
Сведения, подлежащие представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по показателю "качество работ": содержащие описание технологии выполнения работ по контракту, представляются участником в составе заявке на бумажном носителе в произвольной форме.
Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "качество работ" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю) (пункт 26 Правил оценки).
, где:
- количество баллов, присуждаемое по критерию (показателю) заявке (предложению) участника закупки;
- значение в баллах, присуждаемое каждым членом комиссии заявке (предложению) участника закупки по критерию (показателю).
n - количество членов комиссии".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не позволяют определить исчерпывающий перечень технологий выполнения работ, а также определение полноты описания таких технологий, подлежащие оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Также, в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая, что порядок оценки заявок, установлен Заказчиком в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, действия Единой комиссии при оценке заявок не соответствуют части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Санкт-Петербургский проектный институт реставрации памятников истории и культуры "Ленпроектреставрация" 24.09.2015 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Единой комиссии, Заказчика при проведении Конкурса, в связи с неправомерным признанием Единой комиссией заявки ООО "Санкт-Петербургский проектный институт реставрации памятников истории и культуры "Ленпроектреставрация" на участие в Конкурсе несоответствующей требованиям Конкурсной документации (далее - жалоба Заявителя от 24.09.2015).
Комиссия, рассмотрев 01.10.2015 жалобу Заявителя от 24.09.2015, решила признать указанную жалобу обоснованной, в действиях в действиях Единой комиссии выявлено нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика выявлены нарушения части 12 статьи 53, частей 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 01.10.2015 по делу N К-1238/15, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 24.09.2015, Заказчику, выдано предписание по делу N К-1238/15 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым предписано:
1. Заказчику, Единой комиссии отменить протоколы составленные в ходе проведения Конкурса;
2. Заказчику вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 01.10.2015 по делу N К-1238/15, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах.
Срок исполнения предписания - 16.10.2015.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Предписание не исполнено в части внесения изменений в Конкурсную документацию, устанавливающих надлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АК-Проект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 53, части 3 статьи 56, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам Конкурса Заказчиком заключен контракт от 09.11.2015 N 5949-01-41/10-15, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 10.11.2015 N К-1501/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2015 г. N К-1501/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был