Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "КитежГрад" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Федеральное государственное унитарное предприятие "Южный федеральный центр спортивной подготовки" г. Сочи, Краснодарский край 1 очередь. Спортивно-тренировочный комплекс по зимним и летним видам спорта с автостоянкой для размещения автотранспорта в период проведения массовых мероприятий" (1 этап). Корректировка (номер извещения 0573100031515000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик:
1. В Конкурсной документации не установлены надлежащие требования к участникам Конкурса.
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к оформлению заявки участника Конкурса.
3. В Конкурсной документации отсутствует конкретный перечень работ, которое должно содержать свидетельство саморегулируемой организации.
4. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к содержанию банковской гарантии.
5. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 294 233 807,27 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "ЭЛИНАЛЬФА" с минимальным предложением о цене контракта 294 033 807,27.
1. Согласно доводу Заявителя в Конкурсной документации не установлено надлежащее требование к участникам Конкурса о том, что участник Конкурса не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Статьей 5 раздела I Конкурсной документации установлено, что "участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в пункте 5.1. Информационной карты ИУЗ".
При этом Комиссией установлено, что требование о том, что участник Конкурса не должен являться офшорной организацией, положениями Конкурсной документации не установлено.
Таким образом, действия Заказчика, не установившие в Конкурсной документации надлежащие требования к участникам Конкурса, нарушают пункт 10 части 1 статьи 31 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к оформлению заявки участника Конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Согласно статье 14 "Документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" раздела I Конкурсной документации "все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки. При составлении заявки участник должен учитывать требование выполнения работ, составляющих разницу между предыдущей и откорректированной проектными документациями. Файлы с откорректированной проектной документацией помечаются буквами "кор".
Учитывая изложенное,, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком в статье 14 раздела I Конкурсной документации требование о необходимости скреплять печатью участника Конкурса (для юридического лица) документы для участия в Конкурсе нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 15.2 "информационной карты" Конкурсной документации установлено следующее:
"Участник закупки должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы (или копии документов), подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки
Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к производству работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, указывается предельная стоимость соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее предложения участника о цене контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившие в Конкурсной документации требования о наличии у участников Конкурса свидетельства саморегулируемой организации о допуске к производству работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) без указания конкретного перечня работ, не противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлены требования о включении в банковскую гарантию условия, предоставляющее Заказчику право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, в связи с тем, что "определение подрядчика осуществляется Заказчиком путем проведения электронного аукциона, а не путем проведения закупки у единственного поставщика".
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Следовательно, Законом о контрактной системе предусмотрено установление требования о включении в банковскую гарантию условия, предоставляющее заказчику право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, при условии что указанные требования установлены документацией о закупке.
При этом Комиссией установлено, что вышеуказанное условие установлено Заказчиком в статье 28.5.2 Конкурсной документации.
Кроме того, представители Заказчика сообщили, что согласно извещению, закупка осуществляется Заказчиком путем проведения открытого конкурса, а не Аукциона, как указывает заявитель в своей жалобе Заявитель.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 24.9 "информационной карты" Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным показателям оценки:
"2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
Порядок определения рейтинга по критерию:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", определяется по следующей формуле:
= Мi, где: Мi - рейтинг i-й заявки по значению "Число предложенных "Действий".
Показатель критерия "Качество работ", состоящий из: число предложенных "Действий".
Порядок оценки:
Заявке, содержащей в "Детализированном предложении о качестве работ" (Форма 2 Раздела V конкурсной документации) наилучшие условия исполнения Государственного контракта - наибольшее число Действий (предмет оценки), использование которых позволит выполнить работы, присваивается максимальное значение показателя.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (рассчитывается в соответствии с пунктами 27, 28 раздела III Постановления N 1085).
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2007 года.
Выполненной работой сопоставимого характера и объема считается реализованный проект с ценой контракта не менее 100% от начальной (максимальной) цены государственного контракта (Предмет оценки).
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельно необходимое максимальное значение для показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Kпред) равно 15 реализованным проектам сопоставимого характера и объема.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе информации об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2007 г. с приложением копий исполненных государственных (муниципальных) контрактов, копий актов приемки работ участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю".
Комиссией установлено, что порядок оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по результатам проведения Конкурса победителем признан участник, сделавший минимальное предложение о цене контракта.
6. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что 12.11.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 12.11.2015 N 0573100031515000006 без приложения предложений участников Конкурса относительно объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся неразмещении предложения участника Конкурса, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КитежГрад" обоснованной в части:
- неустановления Заказчиком в Конкурсной документации надлежащих требований к участникам Конкурса;
- ненадлежащего установления Заказчиком в Конкурсной документации требований к оформлению заявки участников Конкурса;
- установления Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 10 части 1 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли результаты проведения Конкурса предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2015 г. N К-1533/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был