Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Голос" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и перепланировке административного здания по адресу: ул. Рождественка, д. 1, стр. 1 (номер извещения 0173100013915000087) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные, экологические и иные характеристики объекта закупки".
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлена ненадлежащим образом величина значимости показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки".
3. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок предоставления аванса.
4. Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 24.10.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 183 216 443 рубля;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "ЕСК" с предложением о цене контракта 183 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Разделом "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость" (далее - Порядок оценки) Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с таблицей, приведенной ниже:
N п/п |
Критерии оценки |
Величина значимости критериев оценки, % |
Стоимостные критерии оценки | ||
1 |
Цена контракта |
60 |
Нестоимостные критерии оценки |
|
|
2 |
Качественные, функциональные, экологические и иные характеристики объекта закупки |
20 |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
20 |
Всего: |
|
100 |
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Значимость критерия оценки (%): 20.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,2.
Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Применяемые показатели данного критерия: качество, функциональность услуг и качественные характеристики и потребительские свойства товаров, применяемых в рамках выполнения работ, являющихся предметом контракта.
Содержание: Оцениваются предоставленные в составе заявки Участника конкурса сведения в соответствии с Таблицей 1, предоставленной ниже, в том числе качественные характеристики и потребительские свойства товаров, (в том числе технические характеристики материалов и комплектующих, экологические характеристики), предлагаемых участником в предложении в отношении товаров.
Для оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" заказчиком установлена шкала оценки, устанавливающая порядок присвоения баллов заявкам на участие в конкурсе членами конкурсной комиссии:
Таблица 1
Интервалы изменений и порядок их определения |
Предельные величины значений |
Качество предложения участника конкурса о порядке и методике оказания услуг |
Количество баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 1 балла до 5 баллов (включительно). |
|
|
5 баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса, а также содержит: |
|
- пояснительную записку с предложением о методологии и технологии работ, содержащую подробную информацию о процессе выполнения работ, описание системы контроля качества работ с привязкой к Объекту. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 6 баллов до 20 баллов.(включительно). |
|
|
20 баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса, а также содержит: |
|
- пояснительную записку с предложением о методологии и технологии работ, содержащую подробную информацию о процессе выполнения работ, описание системы контроля качества работ с привязкой к Объекту; |
|
- расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 21 балла до 30 баллов.(включительно). |
|
|
30 баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса, а также содержит: |
|
- пояснительную записку с предложением о методологии и технологии работ, содержащую подробную информацию о процессе выполнения работ, описание системы контроля качества работ с привязкой к Объекту; |
|
- расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; |
|
- график выполнения работ. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 31 балла до 40 баллов.(включительно). |
|
|
40 баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса, а также содержит: |
|
- пояснительную записку с предложением о методологии и технологии работ, содержащую подробную информацию о процессе выполнения работ, описание системы контроля качества работ с привязкой к Объекту; |
|
- расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; |
|
- график выполнения работ; |
|
- график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 41 балла до 60 баллов.(включительно). |
|
|
60 баллов |
Участник конкурса выразил согласие выполнить работы в порядке и на условиях, в сроки и в последовательности, предусмотренные конкурсной документацией и предложение участника полностью соответствует Техническому заданию конкурса, а также содержит: |
|
- пояснительную записку с предложением о методологии и технологии работ, содержащую подробную информацию о процессе выполнения работ, описание системы контроля качества работ с привязкой к Объекту; |
|
- расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; |
|
- график выполнения работ; |
|
- график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; |
|
- предложение по качественным характеристикам и потребительским свойствам товаров, (в том числе технические характеристики материалов и комплектующих) (технические описания отдельных используемых изделий, оборудования и материалов), соответствующее требованиям, установленным для аналогичных товаров, технической части и п.3.1.15. конкурсной документации. |
|
Баллы присваиваются каждым членом комиссии пропорционально наилучшему из полученных предложений из расчета степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации по данному разделу в диапазоне от 61 балла до 100 баллов.(включительно). |
|
|
100 баллов |
В своем предложении участник закупки раскрывает и описывает практические аспекты на оказание услуг по предмету закупки.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения, полноте, обоснованности и достоверности представленной информации".
Комиссия установила, что вышеуказанный Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку Конкурсной документацией не установлено определение степени детализации и содержательной проработанности предложения, полноты, обоснованности и достоверности представленной информации, подлежащих оценке Конкурсной комиссией, а также зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, к участию в Конкурсе допущены оба участника закупки, по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе всем заявкам участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" присвоено максимальное количество баллов.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлена ненадлежащим образом величина значимости показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки".
В соответствии с абзацем 6 пункта 11 Правил, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В соответствии с Порядком оценки Конкурсной документации Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" установлена значимость показателя - 50%.
На заседании Комиссии установлено, что совокупная значимость всех нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе составляет 40%.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что значимость показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" составляет более 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлен надлежащим образом порядок предоставления аванса, а именно, не указан конкретный размер аванса.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Заказчик производит авансирование в размере 30% от стоимости Контракта, что составляет ___________________ руб. ____ коп., но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления Подрядчиком заявки на предоставление аванса".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлен конкретный размер аванса, а именно - 30%. Лимиты бюджетных обязательств, доведенных Заказчику, установлены в соответствующей адресной инвестиционной программе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации порядок предоставления аванса не противоречит требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не находит своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупка осуществляется на основании утвержденной приказом Минтранса России N 207 от 25 июля 2014 г. проектной документации, разработанной ООО "ПФ - Градо" и прошедшей экспертизу в ФАУ "Главгосэкспертиза России" (положительное заключения от 08.05.2014 г. N 602-14/ГГЭ-9173/10 и положительное заключение от 08.05.2014 г. N 601-14/ГГЭ-9173/05), соответственно требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ установлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1.15.2 части 3 "Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" конкретные показатели поставляемого товара, товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг должны соответствовать обязательным требованиям энергетической эффективности, установленным технической частью документации, включая техническую (проектную) документацию (при ее наличии).
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, на основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Пунктом 20 части III "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок и сроки предоставления разъяснений положений Конкурсной документации:
"Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 24.10.2015
Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации - за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, не установлена надлежащим образом дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
Указанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.11.2015 N ПРО1 (далее - Протокол) не содержит информацию о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Следовательно, действия Заказчика, разместившего Протокол без включения информации о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Голос" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные, экологические и иные характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 8, 9 части 1 статьи 50, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 18.11.2015 по делу N К-1560/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 ноября 2015 г. N К-1560/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был