Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ПАО "ВОЛГОМОСТ" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - Заказчик) в лице ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченный орган) на основании соглашения о передаче полномочий соглашением о передаче полномочий от 25.03.2014 N С-61-14, Единой комиссией при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство аэропортового комплекса "Центральный" (г. Саратов) I очередь строительства (объекты федеральной собственности)" (номер извещения 0373100090915000049) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссией, необоснованно принявшей решение о признании Заявителя не соответствующим дополнительным требованиям.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 04.09.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 577 842 377,09 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) победителем Конкурса признано ОАО "Мостоотряд-99" с предложением о цене контракта 4 440 507 105,77 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 8 статьи 56 Закона о контрактной системе результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора.
Пунктом 18 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам Конкурса:
"Копия ранее исполненного контракта, договора и акта выполненных работ, подтверждающего наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом учитывается стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляющая не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием (форма 3.3. Раздела III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса").
Копии документов, подтверждающих наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном в Приложении N 2 к информационной карте конкурсной документации, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, а именно:
- Перечень оборудования и других материальных ресурсов необходимых для выполнения работ по контракту, оформленный в соответствии с Формой 3.8 Раздела III "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса";
- Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для выполнение работ, в соответствии с Приложением N 2 к информационной карте конкурсной документации (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании".
Приложением 2 к информационной карте Конкурсной документации установлен перечень оборудования и других материальных ресурсов необходимых для выполнения работ по контракту, в частности, пунктами 7-9 установлены показатели мощности автогрейдера, катка на пневмоходу - 175 кВт и 117 л/с соответственно.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 13.11.2015 N ППО1 (далее - Протокол предквалификационного отбора) на участие в Конкурсе подано 3 заявки, при этом 2 заявки на участие в Конкурсе признаны несоответствующими требованиям Конкурсной документации, а именно:
Заявка участника Конкурса с порядковым номером "2" ПАО "Волгомост" не содержит полного перечня документов, подтверждающих соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, а именно: не представлены копии следующих документов, являющиеся неотъемлемой частью государственного контракта N 341/11 от 20 декабря 2011 года, являющихся приложениями к настоящему контракту:
- Акт передачи строительной площадки (п. 2 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- График передачи проектной документации (п. 3 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Перечень исполнительной документации, передаваемой до начала приемки объекта капитального строительства (п. 4 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Гарантийный паспорт (п. 5 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (п. 6 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Акт освидетельствования ответственных конструкций (п. 7 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Акт приемки скрытых работ (п. 8 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Перечень документов, необходимых для сдачи объекта капитального строительства (п. 9 главы 20 Приложения к настоящему контракту);
- Общий журнал работ (п. 11 главы 20 Приложения к настоящему контракту).
К государственному контракту N 159 от 20 декабря 2010 года не представлены следующие копии документов, являющиеся неотъемлемой частью контракта, а именно Дополнительное соглашение N 1 от 25 мая 2012 года, Дополнительное соглашение N 2 от 19 декабря 2012 года.
Также заявка ПАО "Волгомост" не содержит сведений, предусмотренных Формой 3.8 части I Конкурсной документации а именно: Участник не представил сведения о производственной мощности в сутки технологического и иного оборудования, необходимого для выполнения строительно-монтажных работ (с 4 по 40 пункт Формы 3.8 "Перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по контракту"). В составе заявки ПАО "ВолгаМост" представлена Форма 3.7 "Пояснительная записка о деловой репутации участника конкурса", согласно которой у ПАО "ВолгаМост" имеется ряд судебных разбирательств и претензий, связанных с исполнением контрактов (договоров), заключенных за последние три года. Однако, помимо сведений представленных в Форме 3.7 у ПАО "ВолгаМост" имеются претензии со стороны Заказчика, не указанные в конкурсной заявке, а именно: Претензия от 19.11.2013 N 11734, Претензия от 16.10.2013 N 10379, Претензия от 30.01.2014 N 00772 и т.д.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя сообщил, что в составе своей заявки на участие в Конкурсе, что вышеуказанные приложения к государственным контрактам от 20.12.2011 N 341/11, от 20.10.2010 N 159 не приложены.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Единая комиссия неправомерно приняла решение о несоответствии требованиям Конкурсной документации, заявок, поданных на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются следующие требования о:
1) наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
2) о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству технически сложного объекта капитального строительства, а именно: "Строительство аэропортового комплекса "Центральный" (г. Саратов) I очередь строительства (объекты федеральной собственности)", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает выбрать 150 000 000 рублей и составляет рублей, в связи с чем проведение Конкурса относится к случаю, предусмотренному в пункте 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение положений Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что указанному основанию не отклонен ни один участник Конкурса.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Приложением N 1 к разделу II "Информационная карта Конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса по показателю "Деловая репутация участника Конкурса" нестоимостного критерия "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ":
"В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса представленную в форме 3.7. "Пояснительная записка о деловой репутации участника конкурса" и выставляет от 0 до 20 баллов.
Участнику будет выставлено 20 (двадцать) баллов в случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае отсутствия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика.
Участнику будет выставлено 10 (десять) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии 5 (пяти) и менее судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика.
Участнику будет выставлено 0 (ноль) баллов в случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение строительных работ, а также в случае наличия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны Заказчика, в том числе заказчика-застройщика при наличии свыше 5 (пяти) и более судебных дел, претензий или рекламаций со стороны Заказчика".
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по показателю "деловая репутация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятия, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю "Деловая репутация участника Конкурса" нестоимостного критерия "Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ".
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу предквалификационного отбора от 13.11.2015 N ППО1 две заявки участников Конкурса отклонены на стадии предквалификационного отбора, следовательно указанный порядок оценки не применялся, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "ВОЛГОМОСТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 3,4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 26.11.2015 по делу N К-1629/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2015 г. N К-1629/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был