Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АК-Проект" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства культуры Российской Федерации (далее - Единая комиссия), Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Единой комиссией, Заказчиком, конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения "Ансамбль Вышенского женского монастыря XVIII-XIX вв. Стены и башни". Рязанская область, Шацкий район, пос. Выша (Ц06) (номер извещения 0173100007715001328) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, Заказчика при проведении Единой комиссией, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии, Заказчика:
1. Протокол рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса размещен на Официальном сайте без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
2. Единой комиссией при оценке заявок участников Конкурса применен ненадлежащий порядок оценки, в связи с чем, Единой комиссией неправомерно присвоена низкая балльная оценка заявке Заявителя по показателю качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru
(далее - Официальный сайт) - 23.10.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 056 197,55 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 16.11.2015;
7) победителем Конкурса признано ЗАО "МНРПО" с предложением о цене контракта 12 790 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя протокол рассмотрения и оценки заявок участников на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.11.2015
N ПРО1 размещен на Официальном сайте без приложений с информацией о предложениях участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что 17.11.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.11.2015 N ПРО1 с приложением предложений участников Конкурса.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что информация, содержащаяся в размещенных Заказчиком на Официальном сайте предложениях участников Конкурса, не раскрывает содержание этих предложений, а носит лишь декларативный характер, а именно:
- Технология выполнения работ: имеется;
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем размещении предложений участников Конкурса, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Единой комиссией при оценке заявок участников Конкурса применен ненадлежащий порядок оценки, в связи с чем, Единой комиссией неправомерно присвоена низкая балльная оценка заявке Заявителя по показателю качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Приложением N 1 к части II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
N п/п |
Наименование критерия |
Значимость критерия |
1 |
Цена контракта |
40% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (включает 1 показатель) |
50% |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (включает 2 показателя) |
10% |
Согласно Конкурсной документации критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" содержит следующий порядок оценки:
"Значимость критерия оценки (%): 50.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,5.
Применяемые показатели данного критерия: качество работ.
Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Порядок оценки показателя: комиссия оценивает предложения участников путем изучения данных, представленных в форме 3 "Описание качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупок" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Предмет оценки: качество работ, выраженное в представленных участником конкурса сведениях и предложениях, описывающих применяемые технологии выполнения работ по контракту.
Под описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации подразумевается описание реализации функций на выполнение проектных работ на объекте культурного наследия в соответствии с техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией к государственному контракту.
Описанная участником технология выполнения работ по контракту должна отображать все без исключения виды работ, указанные в техническом задании.
Порядок определения баллов по показателю "качество работ":
100 баллов приведенная технология выполнения работ по контракту содержит полное описание порядка выполнения всех работ по контракту.
20 баллов приведенная технология выполнения работ по контракту содержит неполное описание порядка выполнения всех работ по контракту.
0 баллов отсутствует описание технологии выполнения работ по контракту.
Под полным описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается: приведено полное описание выполнения проектных работ по контракту на объекте культурного наследия в соответствии с условиями, установленными техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией, действующим законодательством, нормативно-методическими документами.
Под неполным описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается: приведено не полное описание выполнения проектных работ по контракту на объекте культурного наследия в соответствии с условиями, установленными техническим заданием, сметой, сметой-калькуляцией, действующим законодательством, нормативно-методическими документами.
Сведения, подлежащие представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по показателю "качество работ": содержащие описание технологии выполнения работ по контракту, представляются участником в составе заявке на бумажном носителе в произвольной форме.
Конкурсной документацией по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ:
Порядок оценки показателя: оценка по данному показателю производится в соответствии с п. 23 Правил оценки. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника квалифицированных специалистов, прошедших обучение (переподготовку, повышение квалификации) в области реставрации.
Комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в форме 4.1 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Комиссией установлено, что согласно форме 4.1 "Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника закупки" Конкурсной документации "Сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, приводятся отдельно по каждому специалисту, состоящему в штате организации и/или привлеченному к выполнению работ по предмету контракта на основе договора.
Наличие соответствующих требованиям Заказчика специалистов может быть подтверждено копиями дипломов и иных документов, подтверждающих квалификацию, копиями приказов о назначении на должность/ заключенных договоров, представленных участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе.
Для заполнения данной формы участник использует приложение N 2 к Части II "Информационная карта Конкурса".
Комиссией установлено, что Приложением 2 к Конкурсной документации установлены требования к квалификации сотрудников участника Конкурса и перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и рекомендуемый состав специалистов.
При этом количество работников по каждому виду работ, согласно приложению N 2 к Конкурсной документации, "должно быть не менее 1".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не позволяют определить исчерпывающий перечень сведений, а также определить полноту описания технологий, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Также, в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая, что порядок оценки заявок установлен Заказчиком в Конкурсной документации в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, действия Единой комиссии при оценке заявок не соответствуют части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Правительства N 99.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда устанавливаются следующие требования о:
1) наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
2) наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора
Также пунктом 1 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.
При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем проведение Конкурса относится к случаю, предусмотренному в пункте 1 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен соответствующий объекту закупки конкретный вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 4, 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АК-Проект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 53, частей 3, 4, 5 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 30.11.2015 N К-1642-1/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2015 г. N К-1642-1/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был