Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Арго" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000. (номер извещения 0302100003015000090) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно объединил в один предмет торгов (один лот) оказание услуг по содержанию автомобильных дорог А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000 и автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000. не связанных между собой.
2. Не установлены лимиты бюджетных обязательств.
3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 06.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 505 010 121 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 30.11.2015;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период с 01.01.2016 г. до 01.07.2018 г. Автомобильная дорога А-340 Улан-Удэ-Кяхта-граница с Монголией, км 0+000 - км 219+000; Автомобильная дорога Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита, км 239+851 - км 719+000.
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что данные услуги являлись предметом закупки открытого аукциона в электронной форме N 0302100003012000115, по результатам проведения которого заключен государственный контракт от 09.01.2013 N 166-12-ф, который решением от 09.01.2013 N 09/2541 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения обязательств по указанному контракту расторгнут по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. Также проведение закупки по оказанию услуг по содержанию двух автомобильных дорог общего пользования федерального значения не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не ограничивает права и интересы участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, что Заказчик неправомерно объединил в один предмет торгов (один лот) оказание услуг по содержанию двух автомобильных дорог.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что лимиты финансирования доведены в полном объеме до 2018 года. Также представитель Заказчика на заседании Комиссии представил задание Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" от 30.12.2014 на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013-2018 г.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, что Государственный контракт заключается вне пределов лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного, Комиссия не наделена полномочиями по контролю в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из жалобы Заявителя показатели товара "Битум нефтяной дорожный жидкий" при поставки одной и более партиями несколько варьируются в пределах, заданных ГОСТ 11955-82.
Согласно ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия": "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С: не ниже 37, Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С: не ниже 45".
Пунктом "Битум нефтяной дорожный жидкий" приложения N 5 "Требование к товару" документации об Аукционе установлено: "Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, должна быть не ниже 37, Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, должна быть не ниже 45"; "битум должен соответствовать требованиям ГОСТ 11955-82"
Пунктом 3.2.3.3.1 Приложения N 4 "Инструкция по заполнению заявки" установлено: "в случае установления (определения) в приложении N 5 соответствующего минимального значения показателя товара участником размещения заказа в первой части заявки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньше установленного в приложении N 5 минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерения, определенных в приложении N 5 относительно указанного показателя товара, без указания слов типа "не менее", "от", "не меньше" и т.п.".
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических условий изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "общий объем договоров, заключаемых Исполнителем с Субисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должен составлять не менее чем 10% от цены Контракта".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта, документации об Аукционе не установлен надлежащим образом общий объем договоров, заключаемых исполнителем с субисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Арго" необоснованной.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 17.11.2015 N К-1549/15, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.11.2015 по делу N К-1549/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
4. Передать материалы дела от 17.11.2015 N К-1549/15
в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора для осуществления контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 ноября 2015 г. N К-1593/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был