Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-128
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Вэскера В.Л. на решение Московского городского суда от 16 июля 2015 года об отказе Вэскеру В.Л. в удовлетворения заявления о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Вэскера В.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Правительства Москвы Аветисянца Э.Л. и Пашковой М.Э., Департамента капитального ремонта города Москвы - Печикиной И.Н., Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы - адвоката Соболева Г.В., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы рассчитывается в рублях на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме на основе оценки потребности в средствах финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы.
В силу пункта 2 данного постановления минимальный размер взноса на капитальный ремонт в 2015 году установлен в размере 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учётом изменения индекса потребительских цен.
Вэскер В.Л. обратился в Московский городской суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году", считая, что в этой части правовое регулирование противоречит статье 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федеральным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года N 610, и Методическим рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утверждённым приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года N 41/пр.
По мнению Вэскера В.Л., Правительство Москвы своим постановлением фактически перекладывает финансовое бремя по осуществлению капитального ремонта приватизированных жилых помещений в отдельных многоквартирных домах с государства на новых собственников; ежемесячный минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 15 рублей является экономически необоснованным, рассчитан без учёта федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.метр общей площади жилья в месяц для Москвы, что привело к неправомерному завышению ежемесячного минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в сравнении со смежными субъектами Российской Федерации и, как следствие, к нарушению конституционных прав заявителя в жилищной сфере.
Решением Московского городского суда от 16 июля 2015 года Вэскеру В.Л. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное на неправильном применении норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его заявленных требований.
Суть доводов сводится к изложенному в первоначальном заявлении.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителями Правительства Москвы Аветисянцем Э.Л., Департамента капитального ремонта города Москвы - Печикиной И.Н., Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы - Соболевым Г.В. и прокурором, участвующим в деле, Ларионовой О.Г. в суд апелляционной инстанции представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В силу части 1 статьи 308 суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив и проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая Вэскеру В.Л. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году" принято в рамках полномочий субъекта Российской Федерации в сфере жилищного законодательства с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия и опубликования таких правовых актов, в оспариваемой части постановление права заявителя не нарушает.
С выводами суда следует согласиться.
В соответствии с предписаниями Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими основополагающие начала о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещённых источников финансирования (пункт 6.1 части 1 статьи 2); в целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 1 статьи 167).
Таким образом, Правительство Москвы, утверждая своим постановлением от 29 декабря 2014 года N 833-ПП минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году, действовало правомерно.
При этом Судебная коллегия констатирует, что установление Правительством Москвы ежемесячного взноса на капитальный ремонт в 2015 году не свидетельствует о снижении установленного федеральным законодателем уровня правовых гарантий заявителя по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на чём фактически настаивает административный истец.
В силу части 1 статьи 154, части 1 статьи 158, части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате капитального ремонта общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме возложена федеральным законодателем на собственников помещений в многоквартирном доме за исключением случаев предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 части 4 статьи 181, части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ оспариваемых положений даёт убедительную основу для вывода о том, что при определении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году Правительством Москвы не отменены и иным образом не изменены регламентированные Жилищным кодексом Российской Федерации исключения из общего порядка для граждан по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, что действительно свидетельствовало бы о нарушении прав граждан.
Доводы административного истца, сводящиеся к тому, что собственники жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта на момент приватизации, также должны быть исключены из круга лиц, уплачивающих ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, либо размер таких платежей для указанной категории граждан должен быть меньше, неубедительны.
Во всяком случае, статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", на которую Вэскер В.Л. ссылается в обоснование нарушенных прав, предусматривая возможность приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, и сохраняя за бывшим наймодателем обязанность производить капитальный ремонт, отнюдь не регулирует распределение финансово-экономических обязательств по проведению капитального ремонта.
Что же касается непосредственно оспариваемого минимального ежемесячного взноса на капитальный ремонт в 2015 году, вопреки утверждениям подателя апелляционной жалобы о том, что его размер (15 рублей) является экономически необоснованным, то определение минимального размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в указанном размере осуществлено в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 феврали 2014 года N 41/пр, при этом учитывалась доступность для жителей города Москвы необходимого размера взноса на капитальный ремонт, определяемая по формуле как соотношение прогнозируемого совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги (с учётом капитального ремонта для города Москвы 1797,29 руб./чел. в месяц) и среднедушевого дохода - руб./чел. в месяц (среднедушевой доход для города Москвы за 2014 год составил 54 921,2 руб).
В материалах дела также имеются сведения об оценке целесообразности дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях города Москвы исходя из различий между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов в муниципальных образования с учётом оценки целесообразности дифференциации.
Так как выявленная разница между значениями необходимого размера взноса на капитальный ремонт для разных типов многоквартирных домов, менее 10 процентов, то есть является несущественной, факт неприменения дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальных образованиях города Москвы не свидетельствует о незаконности оспариваемого размера взноса на капитальный ремонт.
Напротив, такой подход в полной мере соответствует предписаниям части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учётом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учётом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы административного истца о том, что размер минимального ежемесячного взноса на капитальный ремонт в 2015 году на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме не должен превышать федеральный стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015 - 2017 годы для Москвы в 2015 году в размере 7,8 руб., утверждённый постановлением Правительства Российской от 22 июня 2005 года N 610, несостоятельны.
Из буквального толкования указанного постановления вытекает, что названный федеральный стандарт подлежит применению в целях определения межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
В то время как, было выше отмечено, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утверждёнными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 феврали 2014 года N 41/пр.
Содержащееся в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 833-ПП требование определять минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы путём расчёта в рублях на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме на основе оценки потребности в средствах финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, не только не противоречит, но и в полной мере соответствует Рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утверждённым пунктом 1.1.1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года N 41/пр, где данное требование рассматривается в качестве принципа установления субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вэскера В.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-128
Текст определения официально опубликован не был