Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
(обязательное)
Испытание типа IV.
Определение выбросов в результате испарения топлива транспортными средствами, оснащенными двигателями с принудительным зажиганием
Ж.1 Введение
Метод проведения испытания типа IV в соответствии с 5.3.4 настоящего стандарта.
Эта процедура касается метода определения утечки углеводородов в результате испарения в топливных системах на транспортных средствах, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием.
Ж.2 Описание испытания
Ж.2.1 Испытание на выбросы в результате испарения (рисунок Ж.1) предназначено для определения объема выбросов углеводородов в результате испарения под воздействием суточных колебаний температуры, утечки в процессе стоянки транспортного средства, выбросов из прогретого (после движения) в результате горячего насыщения в процессе стоянки транспортного средства и вождения его в городских условиях. Испытание включает следующие этапы:
- подготовку к испытанию, в том числе выполнение городского (первая часть) и внегородского (вторая часть) ездовых циклов;
- определение утечки в результате горячего насыщения;
- определение суточных испарений.
Ж.2.2 Для получения общего результата испытания необходимо сложить массы утечки углеводородов в результате горячего насыщения и суточных испарений.
Ж.3 Транспортное средство и топливо
Ж.3.1 Транспортное средство
Ж.3.1.1 Транспортное средство должно быть в исправном состоянии; оно должно быть обкатанным с пробегом не менее 3000 км до начала испытания. В течение этого периода система контроля за выбросами в результате испарения должна быть подсоединена и исправно функционировать, угольный(ые) адсорбер(ы) должен(должны) функционировать в нормальном режиме, не подвергаясь ни чрезмерной продувке, ни чрезмерной загрузке.
Рисунок Ж.1 - Определение выбросов в результате испарения
Ж.3.2 Топливо
Ж.3.2.1 При испытании используют соответствующее эталонное топливо, указанное в приложении Л.
Ж.4 Оборудование для испытания на выбросы в результате испарения
Ж.4.1 Динамометрический стенд
Требования к динамометрическому стенду приведены в приложении Г.
Ж.4.2 Камера для измерения выбросов в результате испарения
Камера для измерения выбросов в результате испарения представляет собой газонепроницаемый корпус прямоугольной формы, способный вместить испытуемое транспортное средство, при этом к транспортному средству должен быть доступ с любой стороны. Когда камера герметично закрыта, она должна быть газонепроницаемой в соответствии с дополнением 1 к настоящему приложению. Внутренняя облицовка камеры должна быть непроницаемой и не взаимодействующей с углеводородами. Система контроля температуры должна обеспечивать поддержание внутренней температуры воздуха в камере в соответствии с заданным графиком на протяжении всего испытания со средним допуском 1 К.
Систему контроля настраивают для поддержания плавной кривой изменения температуры воздуха в камере с минимальными перепадами, колебаниями и изменениями на протяжении требуемого длительного режима работы. Температура внутренней поверхности камеры должна быть не менее 278 К (5°С) и не более 328 К (55°С) в любой момент суточного испытания на испарения.
Стенки должны быть сконструированы так, чтобы способствовать хорошему отводу тепла. При испытаниях по определению выбросов в результате горячего насыщения температура внутренней поверхности камеры должна быть не менее 293 К (20°С) и не более 325 К (52°С).
Для компенсации изменений объема, вызванных изменением температуры в камере, можно использовать камеру с изменяющимся объемом или камеру с неизменным объемом.
Ж.4.2.1 Камера с изменяющимся объемом
Камера с изменяющимся объемом расширяется и сжимается в зависимости от изменения температуры воздушной массы в камере. Двумя возможными средствами компенсации изменения внутреннего объема служит подвижная(ые) панель(и) либо система с мешком(ами), в которой расширяется(ются) и сжимается(ются) непроницаемый(е) мешок(ки) в зависимости от изменения внутреннего давления за счет воздухообмена (мешков) с наружным воздухом. Любая конструкция, предназначенная для компенсации изменения объема, должна обеспечивать целостность камеры, как это указано в дополнении 1 к настоящему приложению, в установленном температурном диапазоне.
При любом методе компенсации объема разность между внутренним давлением в камере и барометрическим давлением не должна превышать плюс 5 кПа.
Конструкция камеры должна предусматривать возможность приведения к фиксированному объему. Камера с изменяющимся объемом должна обеспечивать изменения объема порядка плюс 7% по отношению к ее номинальному объему (см. 2.1.1 дополнения 1 к настоящему приложению) с учетом изменения температур и атмосферного давления в ходе испытания.
Ж.4.2.2 Камера с неизменным объемом
Камера с неизменным объемом должна быть изготовлена из жестких панелей, сохраняющих установленный объем камеры, и соответствовать требованиям Ж.4.2.2.1 - Ж.4.2.2.2.
Ж.4.2.2.1 Камера должна быть оборудована приспособлением, которое медленно и постоянно отводит поток воздуха из камеры в течение всего испытания. Приспособление, предназначенное для ввода потока воздуха в камеру, может нагнетать кондиционированный воздух для компенсации выходящего из камеры потока при помощи внешнего воздуха. Нагнетаемый воздух фильтруется активированным углеродом для обеспечения относительно постоянного уровня углеводородов. Любой метод компенсации объема должен способствовать сохранению разности внутреннего давления в камере и барометрического давления в диапазоне между 0 и минус 5 кПа.
Ж.4.2.2.2 Применяемое оборудование должно обеспечивать возможность измерения массы углеводородов в нагнетаемом и выходящем из камеры потоках воздуха с разрешающей способностью 0,01 г. Для отбора пропорциональной пробы воздуха, выходящего из камеры и поступающего в нее, может быть использована система отбора в емкость. В качестве альтернативы нагнетаемый и выходящий потоки воздуха могут постоянно анализироваться с использованием анализатора типа FID, работающего в непрерывном режиме, одновременно с измерением расходов, чтобы обеспечить непрерывную регистрацию массы удаляемых из камеры углеводородов.
Ж.4.3 Система анализа
Ж.4.3.1 Анализатор углеводородов
Ж.4.3.1.1 Воздух внутри камеры контролируют с помощью анализатора углеводородов пламенно-ионизационного типа (FID). Пробу газов отбирают в центре боковой стенки или крыши камеры, а всякий байпасный поток вновь направляют в камеру, предпочтительно в точку, расположенную непосредственно под смешивающим вентилятором.
Ж.4.3.1.2 Отклик анализатора - время достижения 90% измеряемой величины должно быть менее 1,5 с. Стабильность показаний анализатора должна быть более 2% максимального значения в области нулевой точки, а также точки, соответствующей значению (80 20)% максимального значения диапазона в течение 15 мин для всех рабочих диапазонов.
Ж.4.3.1.3 Воспроизводимость показаний анализатора, выражаемая в виде одного стандартного отклонения, не должна превышать 1% максимального значения в области нулевой точки, а также точки, соответствующей значению (80 20)% максимального диапазона всех используемых диапазонов.
Ж.4.3.1.4 Рабочие диапазоны анализатора выбирают таким образом, чтобы получить наилучшее разрешение с учетом процедур измерений, калибровки и контроля утечек.
Ж.4.3.2 Система регистрации данных анализатора углеводородов.
Ж.4.3.2.1 Анализатор углеводородов должен быть оборудован устройством регистрации выходных электрических сигналов с частотой не менее одного раза в минуту с помощью ленточного самописца или другой системы обработки данных. Рабочие характеристики регистрирующего устройства должны быть эквивалентны регистрируемым сигналам при непрерывной регистрации результатов. Такая регистрация должна ясно показывать точки начала и окончания испытания на горячее насыщение или суточного испытания на выбросы (включая моменты начала и окончания отбора проб на анализ, а также период времени от начала до завершения каждого испытания).
Ж.4.4 Подогрев топливного бака (только при использовании фильтра, предназначенного для улавливания паров бензина)
Ж.4.4.1 Топливо в баке (баках) должно подогреваться с использованием одного источника тепла с регулируемой мощностью; для этой цели используют, например, электроодеяло мощностью 2000 Вт. Система подогрева должна равномерно передавать тепло стенкам бака ниже уровня топлива, не вызывая при этом перегрева топлива в каком-либо месте. Тепло не должно передаваться парам, содержащимся в баке над уровнем топлива.
Ж.4.4.2 Устройство подогрева топливного бака должно обеспечивать однородное нагревание содержащегося в баке топлива таким образом, чтобы его температура, начиная с 289 К (16°С), повышалась на 14 К за 60 мин, при этом температурный датчик должен быть расположен так, как указано в Ж.5.1.1. Система подогрева должна обеспечивать поддержание температуры топлива в пределах 1,5 К по сравнению с заданной температурой в течение периода подогрева топливного бака.
Ж.4.5 Регистрация температур
Ж.4.5.1 Температуру в камере измеряют в двух точках с помощью температурных датчиков, подсоединенных таким образом, чтобы показывать среднее значение. Точки измерения находятся внутри камеры на расстоянии приблизительно 0,1 м от ее стенок на вертикальной оси симметрии каждой боковой стенки и на высоте (0,9 0,2) м.
Ж.4.5.2 Температуру в топливном(ых) баке(ах) регистрируют с помощью датчика(ов), установленного(ых) в топливном(ых) баке(ах) в соответствии с требованиями Ж.5.1.1 при использовании опции загрузки адсорбера по Ж.5.1.5.
Ж.4.5.3 Для всех измерений выбросов в результате испарения регистрация температуры или ввод ее значений в систему обработки данных должен быть с частотой не менее одного раза в минуту.
Ж.4.5.4 Система регистрации температур должна функционировать с точностью 1,0 К и разрешающей способностью 0,4 К.
Ж.4.5.5 Регистрация, осуществляемая системой обработки данных, должна позволять определять время с точностью 15 с.
Ж.4.6 Регистрация давлений
Ж.4.6.1 В процессе проведения измерений объема выбросов в результате испарения следует регистрировать или вводить в систему обработки данных с периодичностью не менее одного раза в минуту разность p барометрического давления в помещении для проведения испытаний и внутреннего давления в камере.
Ж.4.6.2 Система регистрации давления должна функционировать с точностью 2 кПа и разрешающей способностью 0,2 кПа.
Ж.4.6.3 Система регистрации или обработки данных должна позволять определять время с точностью до 15 с.
Ж.4.7 Вентиляторы
Ж.4.7.1 Один или несколько вентиляторов или насосов должны обеспечивать возможность снижения концентрации углеводородов внутри камеры до уровня концентрации в окружающем воздухе при открытых дверях камеры.
Ж.4.7.2 Камера должна быть оборудована одним или несколькими вентиляторами или насосами производительностью 0,1 - 0,5 для обеспечения должного уровня перемешивания воздуха в камере. Во время измерений должно быть обеспечено равномерное распределение температур и концентраций углеводородов в камере. Транспортное средство, помещенное в камеру, не должно подвергаться прямому воздействию потока воздуха, нагнетаемого вентиляторами или насосами.
Ж.4.8 Газы
Ж.4.8.1 Для функционирования и калибровки оборудования должны быть использованы следующие чистые газы:
- очищенный синтетический воздух (чистота < 1 эквивалента , 1 СО, 400 , 1 NO; объемная доля кислорода 18% - 21%);
- топливный газ для анализатора углеводородов (402)% водорода; остальная часть - гелий с предельной концентрацией 1 углеводородов в эквиваленте и предельной концентрацией 400 ;
- пропан () минимальной чистотой 99,5%;
- бутан () минимальной чистотой 98%;
- азот () минимальной чистотой 98%.
Ж.4.8.2 Газы для калибровки и измерения должны состоять из смеси пропана () и очищенного синтетического воздуха. Истинная концентрация калибровочного газа должна соответствовать номинальному значению с точностью 2%. Точность концентрации разбавленных газов, полученных с помощью газового делителя, должна быть в пределах 2% истинного значения. Значения концентрации, указанные в дополнении 1, могут быть также получены с помощью газового делителя с использованием синтетического воздуха в качестве разбавляющего газа.
Ж.4.9 Дополнительное оборудование
Ж.4.9.1 Абсолютную влажность в зоне проведения испытания измеряют с точностью 5%.
Ж.5 Процедура испытания
Ж.5.1 Подготовка испытания
Ж.5.1.1 Транспортное средство подготавливают к испытанию следующим образом:
- выпускная система транспортного средства не должна допускать утечки;
- перед испытанием может быть произведена паровая очистка транспортного средства;
- при использовании опции загрузки адсорбера (Ж.5.1.5) топливный бак транспортного средства должен быть оснащен температурным датчиком, позволяющим измерять температуру в точке, находящейся в центре объема топлива, содержащегося в баке(ах), когда он (они) наполнен(ы) на 40% своей вместимости;
- могут быть установлены дополнительные соединительные элементы и переходные устройства, позволяющие осуществить полное опорожнение топливного бака. Для этого не обязательно изменять оболочку топливного бака;
- изготовитель может предложить соответствующий метод проведения испытания для определения испарений углеводородов только из топливной системы транспортного средства.
Ж.5.1.2 Транспортное средство устанавливают в испытательное помещение, в котором температура окружающего воздуха поддерживается в пределах 293 - 303 К (20°С - 30°С).
Ж.5.1.3 Должна быть подтверждена наработка адсорбера(ов) на старение. Это можно подтвердить, выполнив пробег автомобиля (с адсорбером) в объеме не менее 3000 км. Если таких подтверждений не представлено, то используют процедуру, приведенную в Ж.5.1.3.1 - Ж.5.1.3.11. Если речь идет о системе, состоящей из нескольких адсорберов, то эту процедуру применяют к каждому из адсорберов отдельно.
Ж.5.1.3.1 Адсорбер извлекают из транспортного средства, не допуская повреждения элементов и нарушения целостности топливной системы.
Ж.5.1.3.2 Проверяют вес адсорбера.
Ж.5.1.3.3 Адсорбер подсоединяют к топливному баку, по возможности к внешнему, заполненному эталонным топливом на 40% его вместимости.
Ж.5.1.3.4 Температура топлива в топливном баке должна быть 183 - 287 К (10°С - 14°С).
Ж.5.1.3.5 Топливный бак (внешний) нагревают с 288 до 318 К (с 15°С до 45°С) (температуру повышают на 1°С каждые 9 мин).
Ж.5.1.3.6 Если проскок через адсорбер происходит до того, как температура достигнет 318 К (45°С), то источник тепла отключают. Затем адсорбер взвешивают. Если в процессе нагревания до 318 К (45°С) проскока через адсорбер не происходит, то повторяют процедуру по Ж.5.1.3.3 до тех пор, пока проскок не произойдет.
Ж.5.1.3.7 Проскок может быть установлен таким образом, как это указано в Ж.5.1.5 и Ж.5.1.6, или при помощи других методов отбора проб и анализа, позволяющих обнаружить выброс углеводородов из адсорбера при проскоке через него.
Ж.5.1.3.8 Производят продувку адсорбера воздухом с расходом (255) (л) / мин до тех пор, пока воздухообмен не достигнет 300 объемов адсорбера.
Ж.5.1.3.9 Проверка веса адсорбера.
Ж.5.1.3.10 Процедуру, описанную в Ж.5.1.3.4 - Ж.5.1.3.9, повторяют девять раз. Данное испытание может быть завершено раньше - после проведения не менее трех циклов обработки, если вес адсорбера после окончания последних циклов стабилизируется.
Ж.5.1.3.11 Адсорбер вновь устанавливают на транспортное средство, которое вновь приводят к нормальному рабочему состоянию.
Ж.5.1.4 Один из методов, указанных в Ж.5.1.5 и Ж.5.1.6, используют с целью предварительной подготовки адсорбера. Для транспортных средств, имеющих несколько адсорберов, каждый из них подготавливают отдельно.
Ж.5.1.4.1 Проводят измерение выбросов из адсорбера для выявления проскока.
Под проскоком в данном случае имеют в виду момент, когда общий вес выбрасываемых углеводородов достигает 2 г.
Ж.5.1.4.2 Проскок может быть выявлен с использованием камеры для измерения выбросов в результате испарения, описанной в Ж.5.1.5 и Ж.5.1.6. В качестве альтернативного варианта проскок может быть определен с использованием вспомогательного адсорбера, установленного последовательно после штатного адсорбера транспортного средства. Перед загрузкой вспомогательный адсорбер продувают сухим воздухом.
Ж.5.1.4.3 Измерительную камеру продувают в течение нескольких минут непосредственно перед испытанием до тех пор, пока не стабилизируется фон. В это время должен (должны) быть включен(ы) вентилятор(ы), перемешивающий(ие) воздух.
Углеводородный анализатор должен быть установлен на нулевое значение и калиброван непосредственно перед испытанием.
Ж.5.1.5 Загрузка адсорбера при помощи повторяющихся циклов нагрева до проскока
Ж.5.1.5.1 Топливный(ые) бак(и) опорожняют при помощи сливного(ых) отверстия(ий), предусмотренного(ых) для этой цели. Необходимо следить за тем, чтобы не допустить излишней продувки и излишнего нагружения устройств контроля за испарениями, установленных на транспортном средстве. Для этой цели, как правило, достаточно снять пробку(ки) топливного(ых) бака(ов).
Ж.5.1.5.2 Топливный(ые) бак(и) вновь наполняют топливом, предусмотренным для испытания, при температуре 283 - 287 К (10°С - 14°С) на % номинальной емкости бака(ов). Пробка(ки) бака(ов) должна(ы) быть в данный момент закрыта(ы).
Ж.5.1.5.3 В течение 1 ч после повторной заливки топливом транспортное средство с выключенным двигателем помещают в камеру для измерения испарений. Датчик, используемый для измерения температуры топлива в баке, подсоединяют к системе регистрации температуры. Источник тепла устанавливают надлежащим образом по отношению к топливному(ым) баку(ам) и подсоединяют к устройству контроля температуры. Источник тепла описан в Ж.4.4. Для транспортных средств, оснащенных двумя или более топливными баками, все топливные баки нагревают указанным далее способом. Температура топлива в топливных баках должна быть одинаковой с допуском 1,5 К.
Ж.5.1.5.4 Топливо может быть подогрето искусственным образом до начальной дневной температуры 293 К (20°С) 1 К.
Ж.5.1.5.5 Когда температура топлива достигает 292 К (19°С) 1 К, немедленно предпринимают следующие шаги: отключают продувочный вентилятор, закрывают и герметизируют двери камеры, начинают измерение уровня углеводородов в камере.
Ж.5.1.5.6 Как только температура топлива в баке достигнет 293 К (20°С) 1 К, начинается этап линейного увеличения температуры на 15 К (15°С). Нагрев топлива должен осуществляться по закону, описываемому приведенной ниже функцией с точностью 1,5 К. Проводят регистрацию увеличения температуры и времени
,
где - требующееся значение температуры, К;
- первоначальная температура, К;
t - время, прошедшее с начала увеличения температуры в баке, мин.
Ж.5.1.5.7 Сразу же после возникновения проскока или после того, как температура топлива достигнет 308 К (35°С), - в зависимости от того, какое из этих условий будет выполнено первым, - источник тепла отключают, двери камеры разгерметизируют и открывают, а крышку(и) топливного(ых) бака (ов) снимают. Если проскок не наступает к тому времени, когда температура достигает 308 К (35°С), то источник тепла снимают с транспортного средства и всю процедуру согласно Ж.5.1.7 повторяют до тех пор, пока не наступит проскок.
Ж.5.1.6 Загрузка бутаном до проскока
Ж.5.1.6.1 Если для выявления проскока используют камеру, то транспортное средство с выключенным двигателем (Ж.5.1.4.2) помещают в камеру, используемую для определения объема выбросов в результате испарения.
Ж.5.1.6.2 Адсорбер подготавливают к операции по загрузке. Адсорбер не извлекают из транспортного средства, если доступ к нему в его нормальном положении не ограничен до такой степени, что загрузка может быть надлежащим образом произведена только посредством его извлечения из транспортного средства. Особое внимание на данном этапе должно быть уделено недопущению повреждения элементов топливной системы и нарушения ее целостности.
Ж.5.1.6.3 Адсорбер заполняют смесью, состоящей по объему на 50% из бутана и 50% из азота с расходом 40 г бутана в час.
Ж.5.1.6.4 Как только через адсорбер происходит проскок, источник углеводородов перекрывают.
Ж.5.1.6.5 Затем восстанавливают исходные подсоединения адсорбера и транспортное средство приводят в рабочее состояние.
Ж.5.1.7 Слив топлива и повторная заправка
Ж.5.1.7.1 Топливный(ые) бак(и) опорожняют при помощи сливного(ых) отверстия(ий), предусмотренного(ых) для этой цели. Следует, однако, следить за тем, чтобы не допустить излишней продувки или излишнего нагружения устройств контроля за испарением, установленных на транспортном средстве. Для этой цели, как правило, достаточно снять пробку(ки) топливного(ых) бака(ов).
Ж.5.1.7.2 Топливный(ые) бак(и) вновь наполняют топливом, предусмотренным для испытания, при температуре 2918 К (188)°С на % номинальной емкости бака(ов). Пробка(ки) бака(ов) должна(ы) быть после этого закрыта(ы).
Ж.5.2 Подготовительный заезд
Ж.5.2.1 В течение 1 ч с момента загрузки адсорбера в соответствии с Ж.5.1.5 или Ж.5.1.6 транспортное средство устанавливают на динамометрический стенд и производят один ездовой цикл первой части и два ездовых цикла второй части испытания типа I, предусмотренного в приложении Г. В ходе этой операции пробы выбросов вредных веществ не отбирают.
Ж.5.3 Кондиционирование
Ж.5.3.1 В течение 5 мин после завершения предварительного заезда в соответствии с Ж.5.2.1 полностью закрывают капот двигателя; транспортное средство убирают с динамометрического стенда и помещают в зону кондиционирования (выдержки), где его выдерживают не менее 12 и не более 36 ч. По истечении этого периода температура моторного масла и охлаждающей жидкости должна быть равна температуре окружающей среды в зоне кондиционирования 3 К от этой температуры.
Ж.5.4 Испытание на динамометрическом стенде
Ж.5.4.1 После завершения периода кондиционирования проводят полное ездовое испытание типа I, описанное в приложении Г (испытание в рамках городского и внегородского циклов с запуском холодного двигателя), затем двигатель отключают. В ходе этой процедуры может быть произведен отбор проб отработавших газов, но его результаты не используют для целей сертификации в отношении выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
Ж.5.4.2 В течение 2 мин после завершения ездового испытания типа I (Ж.5.4.1) проводят еще один предварительный ездовой цикл, состоящий из одного городского цикла испытания (с запуском разогретого двигателя) типа I. Затем двигатель вновь отключают. В ходе этой процедуры нет необходимости в отборе проб выбросов отработавших газов
Ж.5.5 Испытание по определению испарений при горячем насыщении
Ж.5.5.1 До завершения ездового цикла измерительную камеру необходимо продуть в течение нескольких минут, пока не будет получена устойчивая фоновая концентрация углеводородов. Вентилятор(ы) - смеситель(и) в камере должен(ы) также быть включен(ы).
Ж.5.5.2 Анализатор углеводородов тарируют непосредственно перед испытанием.
Ж.5.5.3 При завершении ездового цикла капот двигателя закрывают и разъединяют все соединения между транспортным средством и испытательным стендом. Транспортное средство при работающем двигателе подгоняют к измерительной камере, в минимальной степени используя педаль акселератора. Двигатель отключают до помещения транспортного средства в измерительную камеру. Время остановки двигателя отмечается системой регистрации камеры, и начинается регистрация температуры. В этот момент открывают, если они еще не открыты, окна и багажник транспортного средства.
Ж.5.5.4 Транспортное средство с остановленным двигателем вталкивают или перемещают каким-либо иным способом в измерительную камеру.
Ж.5.5.5 Двери камеры герметично закрывают через 2 мин после остановки двигателя и не позднее чем через 7 мин после завершения ездового цикла.
Ж.5.5.6 Отсчет времени горячего насыщения, равного (60 0,5) мин, начинается с момента герметизации камеры. Затем измеряют концентрацию углеводородов, температуру и барометрическое давление для получения начальных значений , , ) для испытания на горячее насыщение. Эти значения используют для расчета выбросов в результате испарения (раздел Ж.6). В ходе испытания на горячее насыщение температура окружающей среды в камере не должна опускаться ниже 296 К (23°С) и подниматься выше 304 К (31°С) в течение 60 мин.
Ж.5.5.7 Непосредственно перед истечением времени испытания тарируют анализатор углеводородов.
Ж.5.5.8 По завершении периода испытаний, равного мин, измеряют концентрацию углеводородов в камере, а также температуру и барометрическое давление. Таким образом получают соответствующие окончательные значения , , для испытания на горячее насыщение, которые затем используют в расчетах, указанных в разделе Ж.6.
Ж.5.6 Кондиционирование
Ж.5.6.1 Испытуемое транспортное средство вталкивают или иным способом перемещают в зону кондиционирования без использования двигателя и выдерживают в этой зоне не менее 6 и не более 36 ч в период между окончанием испытания на горячее насыщение и началом испытания на суточные испарения. Не менее 6 ч в течение этого периода транспортное средство выдерживают при температуре (293 2) К (20 2)°С.
Ж.5.7 Испытание на суточные испарения
Ж.5.7.1 Испытуемое транспортное средство подвергают одному циклу изменения окружающей температуры в соответствии с графиком, указанным в дополнении 2 к настоящему приложению, чтобы максимальное отклонение от заданной графиком составляло в любое время 2 К. Среднее отклонение температуры, рассчитанное с использованием абсолютного значения каждого измеренного отклонения, не должно быть более 1 К. Температуру окружающей среды измеряют не реже одного раза в минуту.
Термоциклирование начинается, когда время = 0, как указано в Ж.5.7.6.
Ж.5.7.2 Непосредственно перед проведением испытания измерительную камеру продувают в течение нескольких минут до тех пор, пока не стабилизируется фоновая концентрация углеводородов. В это время также должен(ы) быть включен(ы) установленный(ые) в камере смешивающий(ие) вентилятор(ы).
Ж.5.7.3 Испытуемое транспортное средство с выключенным двигателем и открытыми окнами и багажником перемещают в измерительную камеру. Смешивающий(ие) вентилятор(ы) регулируют таким образом, чтобы он(и) мог(ли) поддерживать минимальную скорость циркуляции воздуха 8 км/ч под топливным баком испытуемого транспортного средства.
Ж.5.7.4 Анализатор углеводородов тарируют (по нулевой точке и диапазону) непосредственно перед проведением испытания.
Ж.5.7.5 Двери камеры закрывают и герметизируют.
Ж.5.7.6 В течение 10 мин после закрытия и герметизации дверей измеряют концентрацию углеводородов, температуру и барометрическое давление для получения первоначальных значений , , для испытания на суточные испарения. В данный момент время = 0.
Ж.5.7.7 Анализатор углеводородов тарируют непосредственно перед окончанием испытания.
Ж.5.7.8 Период отбора проб выбросов завершается через 24 ч 6 мин после начала первоначального отбора проб в соответствии с Ж.5.7.6. Затраченное на это время регистрируют. Измеряют концентрацию углеводородов, температуру и барометрическое давление для получения окончательных значений , , испытания на суточные испарения, которые используют для расчетов, указанных в разделе Ж.6. На этом испытания на выбросы в результате испарения заканчиваются.
Ж.6 Расчеты
Ж.6.1 Испытания по определению испарения, описанные в разделе Ж.5, позволяют рассчитать выбросы углеводородов на стадии суточных испарений и стадии горячего насыщения. Потери в результате испарения для каждой из этих стадий рассчитывают по начальным и окончательным значениям концентрации углеводородов, температуры и давления, а также по объему камеры.
Массу углеводородов, выделенных за время испытания, , г, вычисляют по формуле
,
где k = 1,2 (12 + Н/С), при этом
i - показатель первоначального значения;
f - показатель окончательного значения;
Н/С - соотношение водород/углерод;
Н/С - принимают равным 2,33 для расчета выбросов на стадии суточного испарения;
Н/С - принимают равным 2,20 для расчета выбросов на стадии при горячем насыщении;
и - измеренные значения концентрации углеводородов в камере ( объема в эквиваленте );
и - абсолютное давление в испытательной камере, кПа;
и - температура окружающей среды в камере, К;
- масса углеводородов, покидающих камеру с неизменным объемом при проведении суточных
испытаний, г;
- масса углеводородов, поступающих в камеру с неизменным объемом, при проведении суточных испытаний, г;
V - чистый объем камеры за вычетом объема транспортного средства с открытыми окнами и багажником. Если объем транспортного средства неопределен, то за объем транспортного средства (вычитаемый объем) принимают 1,42 .
Ж.6.2 Общий результат испытания
Общее значение выбросов углеводородов (по массе) из транспортного средства , г, вычисляют по формуле
,
где - выбросы углеводородов (по массе) при суточном испытании, г;
- выбросы углеводородов (по массе) при горячем насыщении.
Ж.7 Проверка соответствия производства
Ж.7.1 Для целей стандартного выходного контроля обладатель сертификата соответствия может продемонстрировать соответствие производства путем отбора транспортных средств, удовлетворяющих требованиям Ж.7.2 - Ж.7.4.
Ж.7.2 Испытания на герметичность
Ж.7.2.1 Отверстия системы контроля выбросов (с испарениями), сообщающиеся с атмосферой, должны быть закрыты.
Ж.7.2.2 Давление в топливной системе следует поддерживать на уровне (3,630 0,1) кПа [(370 10) мм вод. ст.].
Ж.7.2.3 После стабилизации давления в топливной системе отсоединяют источник давления от топливной системы.
Ж.7.2.4 После отсоединения источника давления давление в системе питания не должно опускаться ниже 0,490 кПа (50 мм вод. ст.) в течение 5 мин.
Ж.7.3 Испытание на вентилирование
Ж.7.3.1 Отверстия системы контроля выбросов, сообщающиеся с атмосферой, должны быть закрыты.
Ж.7.3.2 Подают давление (3,630 0,1) кПа в топливную систему.
Ж.7.3.3 После стабилизации давления в топливной системе отсоединяют источник давления от топливной системы.
Ж.7.3.4 Отверстия системы контроля выбросов (с испарениями), сообщающиеся с атмосферой, приводят в исходное положение.
Ж.7.3.5 Давление в топливной системе должно упасть ниже 0,980 кПа (100 мм вод. ст.) за время, составляющее не менее 30 с, но не более 2 мин.
Ж.7.3.6 По просьбе изготовителя эффективность вентиляции может быть подтверждена с использованием эквивалентной альтернативной процедуры. Специальные процедуры должны быть продемонстрированы испытательной лаборатории во время проведения сертификации.
Ж.7.4 Испытания на продувку
Ж.7.4.1 На входе системы продувки устанавливают устройство, позволяющее определить расход воздуха порядка 1 (л)/мин, также на входе системы продувки подсоединяют через переключающий клапан баллон достаточного размера, чтобы не оказывать заметного влияния на систему продувки.
Ж.7.4.2 Изготовитель может использовать расходомер по своему выбору при условии согласования с испытательной лабораторией.
Ж.7.4.3 Транспортное средство должно функционировать таким образом, чтобы можно было выявить любой дефект системы продувки, ухудшающий работу системы продувки, и сопутствующие этому обстоятельства.
Ж.7.4.4 Во время работы двигателя, функционирующего в пределах, указанных в Ж.7.4.3, расход воздуха определяют, как указано в Ж.7.4.4.1 - Ж.7.4.4.3:
Ж.7.4.4.1 после подключения устройства, указанного в Ж.7.4.1, должно быть падение давления от атмосферного до уровня, указывающего, что в систему контроля выбросов в результате испарения в течение 1 мин проник 1 (л) воздуха или:
Ж.7.4.4.2 если используют альтернативное устройство для измерения расхода воздуха, необходимо предусмотреть возможность регистрации расхода, равного 1 (л)/мин.
Ж.7.4.4.3 По запросу изготовителя может быть использована альтернативная процедура испытания, если она была представлена испытательной лаборатории в процессе сертификации и была принята ею.
Ж.7.5 Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, может в любой момент проконтролировать методы проверки соответствия производства, применяемые к каждому производственному участку.
Ж.7.5.1 Инспектор должен отбирать достаточное число образцов.
Ж.7.5.2 Инспектор может испытывать транспортные средства в соответствии с 8.2.5 настоящего стандарта.
Ж.7.6 Если требования Ж.7.5 не выполнены, то орган по сертификации должен удостовериться, что приняты все необходимые меры для скорейшего восстановления соответствия производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.