Представление Счетной палаты РФ от 27 мая 2015 г. N ПР 14-75/14-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета на 2014 год" на объекте "Федеральная служба по интеллектуальной собственности (168)", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, Роспатентом допущено искажение бюджетной отчетности за 2015 год в части отражения суммы нереальной к взысканию или просроченной задолженности по состоянию на 1 января 2015 года. Искажение составило 2 117,1 тыс. рублей или 0,07 % от общего объема просроченной дебиторской задолженности Роспатента.
Данные о дебиторской задолженности Роспатента по состоянию на 1 января 2015 года не подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств. Так, согласно акту от 9 февраля 2015 года о результатах инвентаризации дебиторской задолженности по коду доходов федерального бюджета 168 1 11 09011 01 6000 120 "Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации" дебиторская задолженность Роспатента по вышеуказанному коду доходов на 14,7 тыс. рублей больше аналогичных данных, отраженных бюджетной отчетностью Роспатента.
2. В нарушение пункта 199 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета), из общего количества сопровождаемых Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" (далее - ФГБУ "ФАПРИД") лицензионных договоров, сведения о 242 лицензионных договорах с задолженностью по лицензионным платежам на общую сумму 12 625 122,27 долларов США в Роспатент в целях бюджетного учета до настоящего времени не представлены и в бюджетной отчетности Роспатента как дебиторская задолженность не отражены.
3. Весь комплекс административных процедур по оказанию Роспатентом государственных услуг начиная с приема и регистрации заявки и заканчивая государственной регистрацией и выдачей свидетельства, патента и т.п. (с факсимиле руководителя Роспатента на документах) полностью оказывается структурными подразделениями Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - ФГБУ "ФИПС").
ФГБУ "ФИПС" фактически выполняет функции Роспатента по оказанию государственных услуг, однако его правовой статус федерального государственного бюджетного учреждения не соответствует деятельности ФГБУ "ФИПС", так как в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса и пунктом 6 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539, право выполнять государственные функции (кроме федеральных органов исполнительной власти) предоставлено только федеральному казенному учреждению.
4. Фактическое выполнение ФГБУ "ФИПС" всего комплекса административных процедур по оказанию государственных услуг не подтверждает правильность отнесения Роспатентом деятельности ФГБУ "ФИПС" к категории работы в государственном задании на 2014 год.
5. В ходе контрольного мероприятия установлено фактически полное отсутствие применения Роспатентом какого-либо метода нормирования затрат (нормативный, структурный, экспертный), что противоречит Методическим рекомендациям по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденным приказами от 29 октября 2010 года Министерства финансов Российской Федерации N 137н и Министерства экономического развития Российской Федерации N 527.
Расчет объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий (на выполнение работ) основан на расходах прошлых лет, скорректированных на индекс дефлятор либо стоимость тарифов текущего года. Отдельные затраты, такие как затраты на проведение текущего ремонта недвижимого имущества учреждений не имеют обоснования, в том числе не основаны на фактических расходах прошлых лет.
6. Информация об оказании Роспатентом государственных услуг, размещенная на Портале государственных услуг, в ряде случаев неактуальна, а в ряде случаев не соответствует требованиям Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Информация об оказании Роспатентом государственных услуг, размещенная в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в ряде случаев не соответствует аналогичной информации, размещенной в Федеральном реестре государственных услуг.
7. Ежегодное формирование значительного объема остатка субсидии на выполнение государственного задания ФГБУ "ФАПРИД" и его неиспользование в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых ФГБУ "ФАПРИД" создано (часть 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"), свидетельствует о недостаточно эффективном контроле Роспатента за планированием расходов подведомственного учреждения.
Остаток субсидий на выполнение государственного задания ФГБУ "ФАПРИД" по состоянию на 1 января 2015 года составил 26 463,6 тыс. рублей или 21,3% от объема субсидии, выделенной ФГБУ "ФАПРИД" в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Остаток неиспользованной ФГБУ "ФАПРИД" субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по состоянию на 1 января 2014 года также составлял значительную величину - 21 766,9 тыс. рублей или 18,1% от объема субсидии, выделенной ФГБУ "ФАПРИД" в 2014 году на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
8. В нарушение пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, план-график размещения заказов ФГБУ "ФАПРИД" размещен на официальном сайте http://zakupki.gov.ru с нарушением установленных сроков на 14 дней.
9. При осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оплату счетов зарубежных патентных поверенных ФГБУ "ФАПРИД" в нарушение порядка определения расчета начальной (максимальной) цены контракта (договора), установленного статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, в расчет начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) помимо вознаграждения посредника (владельца валютного счета) и услуг банка за проведение валютных операций включены счета в иностранной валюте, выставленные к оплате зарубежными патентными поверенными (пошлина за поддержание патентов в силе), сумма которых не подлежит снижению (в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК).
Кроме того, по причине отсутствия у ФГБУ "ФАПРИД" валютного счета, на услуги посредника по оплате счетов зарубежных патентных поверенных из федерального бюджета израсходовано 804,7 тыс. рублей.
Данное нарушение стало возможным по причине невыполнения ФГБУ "ФАПРИД" представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 77/2-155-2014 и приказа Роспатента от 18 июля 2014 г. N 109 (об открытии ФГБУ "ФАПРИД" валютного счета).
10. Значительная часть работ (услуг) по гражданско-правовому договору от 2 июня 2014 г. N 47-03-14-03/94, заключенному ФГБУ"ФИПС" с ООО "ТехноКонсалт" на оказание услуг по сервисному обслуживанию 18-ти единиц копировально-множительной техники XEROX, оплачена в нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, а также раздела 6 указанного договора, согласно которым выявленные недостатки устраняются в течение гарантийного срока Исполнителем без дополнительной оплаты.
Однако, согласно актам сдачи-приемки работ (услуг) одни и те же работы (услуги) оказывались Исполнителем ежемесячно и при этом оплачивались Заказчиком в период действия срока гарантии качества оказанных услуг, выполненных работ. Сумма нарушения составила 1602,1 тыс. рублей, из которых:
за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 1 264,3 тыс. рублей;
за счет средств от приносящей доход деятельности - 337,8 тыс. рублей.
11. В нарушение требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации по договору от 30 декабря 2013 г. N ПР-80, заключенному между руководителем Роспатента и Корсуновой Эммой Григорьевной (оплата по которому предусмотрена в размере 26,0 тыс. рублей) бюджетные обязательства были приняты Роспатентом в размере 286,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета в сумме 260,0 тыс. рублей направлены Роспатентом на оплату работ по указанному договору без принятия бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
12. Роспатентом допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 78,0 тыс. рублей, выразившееся в направлении средств федерального бюджета и оплате денежных обязательств по договору от 30 декабря 2013 г. N СВ-78, заключенному между руководителем Роспатента и Червяковой Валентиной Михайловной по организации и контролю за выполнением работ в целях, частично не соответствующих целям, определенным Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ, бюджетной росписью и бюджетной сметой Роспатента.
13. ФГБУ "ФИПС" допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 29,6 тыс. рублей, израсходованных на приобретение общественно-политических, деловых, общепознавательных и развлекательных периодических изданий, не связанных с выполнением работ, предусмотренных государственным заданием.
14. В нарушение требований Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н и Порядка формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденного приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72 на сайте www.bus.gov.ru не размещена информация о выполнении ФГБУ"ФАПРИД" государственного задания на 2014 год и о проведенных Роспатентом в 2014 году контрольных мероприятиях в ФГБУ "ФАПРИД".
15. В ходе контрольного мероприятия установлено наличие объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 11. Данный объект недвижимого имущества в нарушение пункта 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета на балансовых и забалансовых счетах бухгалтерского учета не учтен.
16. В нарушение требований статьи 4 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Роспатентом и его подведомственными учреждениями не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 14 объектов недвижимого имущества.
Кроме того, не зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении 10 зданий и 1 земельного участка.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по интеллектуальной собственности предлагается:
1. Провести инвентаризацию лицензионных договоров, сопровождаемых ФГБУ "ФАПРИД". Сумму платежей по лицензионным договорам, неучтенным в бюджетном учете, отразить в дебиторской задолженности Роспатента.
Сумму дебиторской задолженности по коду доходов федерального бюджета 168 1 11 09011 01 6000 120 "Доходы от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации", отраженной в бюджетной отчетности Роспатента, привести в соответствие данным акта о результатах инвентаризации.
2. Не допускать исполнение государственных функций Роспатента по оказанию государственных услуг ФГБУ "ФИПС" либо принять меры к приведению правового статуса ФГБУ "ФИПС" в соответствие его фактической деятельности: выполнения функции Роспатента по оказанию государственных услуг.
3. При определении вида деятельности ФГБУ "ФИПС", устанавливаемого Роспатентом в государственном задании на выполнение работ (услуг), учитывать фактическое выполнение ФГБУ "ФИПС" всего комплекса административных процедур по оказанию Роспатентом государственных услуг.
4. Привести метод определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ), а также нормативных затрат на содержание имущества подведомственными Роспатенту ФГБУ "ФИПС" и ФГБУ "ФАПРИД" в соответствие Методическим рекомендациям по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденным приказами от 29 октября 2010 года Министерства финансов Российской Федерации N 137н и Министерства экономического развития Российской Федерации N 527.
5. Государственные регламенты оказания Роспатентом государственных услуг привести в соответствие требованиям Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
6. Информацию об оказании Роспатентом государственных услуг, размещенную в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" актуализировать в соответствии с действующим законодательством и перечнем фактически участвующих в оказании государственных услуг учреждениях, а также привести в соответствие с информацией, размещенной в Федеральном реестре государственных услуг.
7. Планирование размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ФГБУ "ФАПРИД" на очередной финансовый год осуществить с учетом остатка неиспользованной на 1 января 2015 года субсидии в размере 26 463,6 тыс. рублей.
8. Принять меры по открытию ФГБУ "ФАПРИД" валютного счета.
9. Информацию о деятельности ФГБУ "ФАПРИД", подлежащую размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в сети Интернет www.bus.gov.ru, привести в соответствие требованиям Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н и Порядка формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденного приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72.
10. В рамках внутреннего финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Роспатента, осуществить проверку по фактам необоснованной оплаты работ (услуг) в размере 1 602,1 тыс. рублей по гражданско-правовому договору от 2 июня 2014 г. N 47-03-14-03/94, заключенному ФГБУ"ФППС" с ООО "ТехноКонсалт" на оказание услуг по сервисному обслуживанию 18-ти единиц копировально-множительной техники XEROX в период действия срока гарантии качества на оказанные услуги, выполненные работы (гарантийного срока) и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанную оплату, а также не обеспечивших должный контроль при приеме документов к оплате.
Принять меры к возврату необоснованно оплаченных работ, (услуг) в период действия срока их гарантии.
11. В рамках внутреннего финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Роспатента, осуществить проверку по фактам нецелевого использования бюджетных средств в сумме 78,0 тыс. рублей при оплате Роспатентом денежных обязательств по договору от 30 декабря 2013 г. N СВ-78 в целях, частично не соответствующих целям, определенным Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ, бюджетной росписью и бюджетной сметой Роспатента, а также по факту нецелевого использования бюджетных средств в сумме 29,6 тыс. рублей по приобретению ФГБУ "ФИПС" общественно-политических, деловых, общепознавательных и развлекательных периодических изданий, не связанных с выполнением работ, предусмотренных государственным заданием.
Принять меры по возврату нецелевого использования бюджетных средств в доход федерального бюджета.
12. Принять меры к отражению в бухгалтерском учете объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, д. 24, стр. 11, и надлежащему оформлению прав на указанный объект.
13. Принять необходимые меры, направленные на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении 10 зданий и 1 земельного участка, а также права оперативного управления на 14 объектов недвижимого имущества.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 15 мая 2015 г. N 19К(1030).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 сентября 2015 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 27 мая 2015 г. N ПР 14-75/14-03
Текст представления официально опубликован не был