Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению мэра
от 29 декабря 2000 г. N 2525
Концепция
информатизации муниципалитета г.Новосибирска
1. Введение
Концепция информатизации муниципалитета г.Новосибирска (далее - Концепция) разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
- Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации";
- Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене";
- Указом Президента Российской Федерации от 31.12.93 N 2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию";
- Указом Президента Российской Федерации от 20.01.94 N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации";
- Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента Российской Федерации от 23.11.95 N Пр-1694;
- Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.99 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 N 380 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации";
- постановлением мэра от 09.03.2000 N 410 "Об организации разработки стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска".
Концепция информатизации муниципалитета г.Новосибирска (создания основы единого информационного пространства) есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития города.
В Концепции определяются:
- основные цели и направления информатизации муниципалитета;
- стратегия и тактика проведения работ по информатизации муниципалитета с учетом имеющихся в России наработок в этом направлении, с привлечением для решения проблемы различных научно-производственных коллективов;
- основные направления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
- основные этапы реализации Концепции.
В целом содержание Концепции ориентировано на формирование общей стратегии проведения политики информатизации муниципалитета, на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.
2. Основные понятия, используемые в Концепции
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы - отдельные данные и массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационное пространство - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.
Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
3. Сущность Концепции
В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальное изменение способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире, в том числе и в России, являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
Информация в современном обществе является необходимым условием для любой деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационные технологии и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, компьютерные моделирование и графику, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
г.Новосибирск - столица Сибирского Федерального округа - крупнейший за Уралом экономический, промышленный и научно-технический областной центр. Для эффективного управления городом необходима полная, достоверная и своевременная информация. В современной, быстро меняющейся обстановке получение информации становится чрезвычайно важным фактором и требует использования наиболее современных информационных технологий.
Многообразие объектов городского хозяйства и сфер деятельности муниципалитета требует, чтобы в информатизации муниципалитета были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки, в том числе информационные технологии. Оптимальное решение всех задач невозможно, если не учитывать данные в динамике за предшествующие периоды. Вместе с тем есть опасность, что эти объективные предпосылки приведут к появлению информационного хаоса, усиленного мощью современных информационных технологий. Нет правильных и неправильных, важных и неважных, устаревших и новейших информационных технологий, есть только их правильное и неправильное применение в конкретных социально-экономических условиях г.Новосибирска. В этой связи требуются мощные координирующие механизмы, чтобы процессы информатизации были столь же целенаправлены, как целенаправлено функционирование и развитие самого города. Необходимы единая концептуальная основа информатизации и орган, координирующий всю деятельность по информатизации муниципалитета и удерживающий ее в рамках единой Концепции.
4. Характеристика объекта информатизации
г.Новосибирск - третий по площади и по численности город в России.
Территория - 500 кв.км. На 01.01.2000 численность постоянного населения составила 1398,5 тыс.человек (51 % населения Новосибирской области), в том числе мужчин - 45,5 %, женщин - 54,5 %. В структуре населения 61 % составляют жители трудоспособного возраста, 18 % - моложе трудоспособного возраста.
Социально-экономическое развитие города в большой степени зависит от характера и темпов будущего состояния глобальной транспортной системы Сибири и сопредельных стран, в частности от судьбы Транссибирской магистрали, на которую может оказать непосредственное влияние реализация планов создания трансазиатского железнодорожного пути.
По загруженности автодорог транспортом г.Новосибирск занимает ведущее место в стране. В настоящее время в городе насчитывается 18435 единиц автотранспорта, в том числе 2944 единицы - легкового и 8294 единицы - грузового автотранспорта. Число автобусных линий (маршрутов) - 153, внутригородская перевозка пассажиров - 199,8 млн.человек в год. Протяженность путей в двухпутном исчислении городского пассажирского электрического транспорта составляет: трамвайных - 84 км (218 единиц), троллейбусных - 131 км (333 единицы), метрополитена - 12,1 км (76 вагонов).
В г.Новосибирске один из самых высоких в стране (а среди сибирских городов самый высокий) уровень обеспеченности жителей города домашними телефонами, что является одной из характеристик уровня экономического развития и качества жизни населения. Монтированная мощность городских телефонных станций (их 68) составляет 377,2 тыс.номеров. Число телефонных аппаратов сети общего пользования - 398,3 тыс.штук, в том числе домашних телефонных аппаратов - 304,5 тыс.штук. На 1000 человек городского населения приходится 297,8 телефонных аппарата.
Жилищный фонд города по состоянию на 01.01.2000 составил 25,7 млн.кв.метров, а обеспеченность жильем на одного жителя - 18,3 кв.метра.
Городское коммунальное хозяйство имеет суммарные мощности: водозаборов - 234,8 млн.куб.м протяженностью сетей 1239,7 км; канализационных очистных сооружений - 236,3 млн.куб.м протяженностью сетей - 961,8 км. Протяженность улиц и дорог - 1391 км, линий уличного освещения - 1190 км.
В муниципальной собственности г.Новосибирска находится 1357 предприятий и учреждений: из них 165 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, 260 учреждений здравоохранения, 73 аптечных предприятия и магазина "Оптика", 5 спортивных сооружений, 118 учреждений культуры, 569 учреждений образования и 83 подростковых клуба; 28 предприятий и учреждений транспорта и связи, 50 - благоустройства и озеленения.
В городе 48,5 тысячи организаций, в том числе 196 крупных и средних промышленных предприятий, 14 кредитных организаций, 94 учреждения науки и научного обслуживания, 36 вузов.
Накопленный и сохраненный в г.Новосибирске потенциал крупного промышленного, научного и культурного города определяет разнообразие рынка труда, разновидность социальной инфраструктуры, относительно высокую квалификацию кадров. По этим показателям г.Новосибирск занимает место в первой половине списка городов, являющихся центрами субъектов Российской Федерации.
Основными преимуществами г.Новосибирска, которые могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию, являются:
- высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения города;
- относительно выгодное геополитическое положение города в сибирском регионе;
- хороший технологический и кадровый потенциал ряда отраслей экономики;
- привлекательность города в качестве сибирского центра образования, культуры, туризма;
- стихийно сложившийся в городе региональный центр оптовой торговли;
- относительно развитая институциональная структура административных учреждений федерального и регионального уровня;
- имидж бурно растущего города.
5. Современное состояние информационной инфраструктуры
муниципалитета
В настоящее время в муниципалитете г.Новосибирска внедрены и используются отдельные информационные системы общегородской значимости: Государственная автоматизированная система "Выборы"; автоматизированная информационная система "Соцзащита"; реестры муниципальной собственности и муниципальных предприятий и учреждений; градостроительные и земельные кадастры; Новосибирский городской регистрационный реестр хозяйствующих субъектов; автоматизированная информационная система правоохранительных органов, в том числе автоматизированная система управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, система расчетов за жилищно-коммунальные услуги "Город" и другие. Однако, все существующие информационные системы представляют собой разнородные информационные хранилища, отличные по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладают единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена.
В то же время существуют объективные предпосылки в развитии информационной среды г.Новосибирска, которые позволяют интегрировать имеющиеся и вновь разрабатываемые информационно-справочные системы и создать на их основе единое информационное пространство структур муниципалитета и субъектов городского хозяйства. К таковым следует отнести:
- сложившийся рынок информационных услуг и технологий;
- существующие системы электросвязи;
- концентрацию информационных ресурсов и систем, телекоммуникаций в городе: информационно-справочных систем различных предприятий, организаций и ведомств, библиотек, архивов и фондов, в том числе регионального и федерального значения;
- наличие в городе высокотехнологичных промышленных предприятий.
6. Основные цели и задачи информатизации муниципалитета
6.1. Информатизация муниципалитета должна осуществляться с учетом федеральной программы информатизации России. Основной целью информатизации муниципалитета является создание информационной и телекоммуникационной основы для осуществления наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями городского хозяйства. Достижение основной цели должно обеспечить своевременный анализ обстановки и прогнозирование развития города, принятие эффективных решений и контроль их выполнения.
6.2. Главными задачами для достижения основной цели являются:
- создание единого информационного пространства (далее - ЕИП) города;
- создание телекоммуникационной основы для функционирования ЕИП;
- создание программных комплексов приложений (расчетных, аналитических и т.д.) по соответствующим направлениям деятельности, функционирующих в среде ЕИП;
- обеспечение защиты, управления и развития ЕИП.
6.3. Для целенаправленного развития и координации процессов информатизации муниципалитета при решении главных задач необходимо обеспечить:
6.3.1. Формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий.
6.3.2. Реорганизацию инфраструктуры управления процессами информатизации, обеспечивающую управлению связи, телекоммуникаций и информатики мэрии оперативное руководство отделами информатизации структурных подразделений мэрии и муниципальных унитарных предприятий, учреждений города по вопросам телекоммуникаций и информатизации.
6.3.3. Разработку нормативных правовых актов по вопросам информатизации муниципалитета.
6.3.4. Разработку и внедрение механизмов реализации кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования информационных проектов.
6.3.5. Создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметнопроблемных информационных сред в единое информационное пространство.
6.3.6. Разработку технических заданий по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций.
6.3.7. Разработку и обоснование стандартов и регламентов информационного взаимодействия между субъектами единого информационного пространства.
6.3.8. Разработку методических и организационно-правовых материалов по обеспечению развития информационной инфраструктуры.
6.3.9. Проведение экспертизы информационных систем, сетей, баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), включая контроль их создания, использования.
6.3.10. Реорганизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающей функционирование и развитие информационных технологий на основе современных тенденций развития средств телекоммуникаций и методов обучения.
6.3.11. Развитие международных и межрегиональных связей в области информатизации.
7. Основные направления информатизации муниципалитета
7.1. Информационные системы можно условно классифицировать на следующие типы:
АСУ (автоматизированные системы управления) - информационная система, осуществляющая сбор, передачу, обработку и хранение информации, не имеющая "жесткой" привязки ко времени и оставляющая принятие управленческих решений за человеком:
- автоматизированные справочно-информационные системы -информационные системы, обеспечивающие ввод, обработку и выдачу данных по различным запросам потребителей;
- геоинформационные системы - автоматизированные информационные системы, предназначенные для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
АСУТП (автоматизированная система управления технологическим процессом) - информационная система, обеспечивающая ввод большей части информации автоматически с датчиков и работающая в режиме реального времени (при необходимости автоматически принимающая управляющие воздействия (включение/отключение механизмов и т.п.):
- нераспределенные АСУТП - автоматизированные системы, не имеющие территориальной привязки и обеспечивающие работу определенного устройства по заданному алгоритму (лифт, система кондиционирования и т.п.);
- распределенные АСУТП - автоматизированные системы с территориальной привязкой, обеспечивающие функционирование комплекса различных устройств (система управления дорожным движением).
7.2. Основные направления информатизации муниципалитета для АСУ:
7.2.1. Информатизация организационно-правовой деятельности муниципалитета:
- информационные технологии поддержки правового обеспечения муниципалитета г.Новосибирска;
- информационные технологии, обеспечивающие процесс подготовки, ведения базы данных нормативных правовых актов мэрии Новосибирска и контроля их исполнения;
- информационные технологии, обеспечивающие делопроизводство мэрии Новосибирска, - развитие систем документооборота, в том числе контроль обращений граждан в мэрию Новосибирска;
- информационные технологии, обеспечивающие эффективность принятия решений должностными лицами мэрии Новосибирска;
- информационные технологии ведения базы данных "Структура органов власти и управления" (Федеральный округ, субъект Российской Федерации (по согласованию), муниципалитет г.Новосибирска).
7.2.2. Информатизация финансово-кредитной деятельности муниципалитета:
- информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств;
- разработка информационных технологий для обеспечения эффективного налогообложения юридических и физических лиц;
- разработка информационных технологий эффективного использования финансовых ресурсов;
- информационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития г.Новосибирска;
- информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения.
7.2.3. Информационная поддержка управления муниципальным имуществом:
- информационные технологии ведения реестра предприятий и учреждений;
- информационные технологии ведения договоров аренды муниципального имущества;
- информационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации.
7.2.4. Информационная поддержка управления потребительским рынком города:
- информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города;
- информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги;
- информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов;
- информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги.
7.2.5. Информатизация процессов социального развития территории города:
- информационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения;
- информационные технологии учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы образования;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохранения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам культуры;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам физической культуры и спорта.
7.2.6. Информатизация процессов градостроительства и землепользования:
- геоинформационные технологии поддержки системы ведения городских кадастров;
- геоинформационные технологии ведения Генерального плана (схемы развития) города;
- геоинформационные технологии планирования капитального строительства и контроля исполнения;
- геоинформационные технологии предоставления земельных участков;
- геоинформационные технологии ведения земельных кадастров;
- геоинформационные технологии ведения базы данных по использованию земельных ресурсов города;
- геоинформационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.
7.2.7. Информационная поддержка управления городским коммунальным хозяйством:
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на коммунальные услуги и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на перевозку пассажиров и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства города;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организации контроля его исполнения;
- геоинформационные технологии формирования и организации контроля исполнения комплексной экологической программы территории города;
- геоинформационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов.
7.2.8. Информационная поддержка правоохранительных органов:
- информационные системы УВД города;
- информационные системы прокуратуры города;
- информационные системы суда.
7.3. Основные направления информатизации муниципалитета для АСУТП:
7.3.1. Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города:
- регистрация аварийных ситуаций;
- отработка системы защиты при авариях;
- контроль и учет потребления (1 - макроучет (уровень ЦТП), 2 - детальный учет (на уровне дома), 3 - индивидуальный учет (квартира)) тепла, воды, электроэнергии;
- контроль функционирования лифтового хозяйства;
- контроль затопляемости подвалов;
- контроль блокировки чердаков и подвалов;
- соблюдение графиков нагрузок (в основном сезонные - тепло).
7.3.2. Контроль и управление дорожным движением.
7.3.3. Контроль и управление графиком движения общественного транспорта.
7.3.4. Контроль и управление водоснабжением города (магистрали).
7.3.5. Контроль и управление канализацией и очистными сооружениями города.
7.3.6. Контроль и управление работой котельных.
7.3.7. Экологический мониторинг.
8. Основные принципы информатизации
В соответствии с Концепцией формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренной решением Президента Российской Федерации от 23.11.95 N Пр-1694, процесс информатизации общества должен обеспечивать решение не только локальных задач, но и формировать единое информационное пространство России. Это становится возможным в случае скоординированных усилий всех участников процесса информатизации.
Информационная политика в России, которая определяет стратегию и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях:
- государственном (федеральном);
- отраслевом;
- региональном;
- отдельного хозяйствующего субъекта;
- индивидуальном.
Региональная политика направлена на создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда города как основа единого информационного пространства, это:
- информационные ресурсы, совокупность информации, содержащая данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
- средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
- система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
На основании вышеизложенного при решении задачи информатизации муниципалитета необходимо придерживаться нижеследующих принципов.
В условиях ограниченного финансирования развития информатизации муниципалитета необходима концентрация усилий на основных направлениях, позволяющих создать основу единого информационного пространства города. Причем концентрация сил и средств должна быть такой, чтобы получить реальную отдачу по каждой из работ в течение ограниченного времени.
В целях повышения эффективности капиталовложений в информатизацию муниципалитета необходима централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств всех муниципальных структур на основе муниципального фонда программ и баз данных. Это позволит сократить затраты на типовых программных продуктах (бухгалтерские задачи, кадры и т.д.). В структурных подразделениях необходимо оставить децентрализованное финансирование затрат только на эксплуатацию информационных систем.
Муниципалитет является собственником муниципального фонда программ и баз данных, а также программных продуктов, приобретенных или разработанных за счет бюджетного финансирования и распределенных по структурным подразделениям мэрии, муниципальным организациям.
В целях создания единого информационного пространства необходима координация процессов информатизации всех структурных подразделений мэрии, муниципальных организаций и проведение единой политики информатизации. Координация может быть обеспечена при условии:
- создания иерархии управления в сфере информатизации с возложением на управление связи, телекоммуникаций и информатики мэрии оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений мэрии, администраций районов города, а также администраторами сети ГАС "Выборы" по вопросам телекоммуникаций и информатизации;
- соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при разработке информационных систем. С этой целью ввести городскую систему аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных.
Особое внимание должно уделяться вопросам соответствия действующим стандартам документации на приобретаемые, разрабатываемые и внедряемые программные продукты и информационные системы. Это позволит, во-первых, быть менее привязанными к конкретным разработчикам после сдачи в эксплуатацию программного продукта или информационной системы (исполнитель не сможет диктовать условия заказчику), во-вторых, осуществлять в большинстве случаев сопровождение программного продукта собственными силами без привлечения дорогостоящих специалистов-разработчиков, в-третьих, более четко планировать и соотносить затраты на разработку программного продукта и ожидаемые результаты от его внедрения.
Разработка новых и адаптация приобретенных программно-технических средств и информационных систем с учетом возможности включения их в единое информационное пространство на основе соответствующего регламента обмена информацией.
Создание и развитие системы общедоступных информационных ресурсов (WWW-серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем в целях обеспечения условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворения информационных потребностей органов власти и хозяйствующих субъектов.
Развитие муниципальной транспортной сети передачи данных, предусматривающее взаимосвязь с отраслевыми и ведомственными корпоративными сетями передачи данных в целях создания коммуникационной основы единого информационного пространства.
При проектировании сетей передачи данных решение проблем надежности функционирования сетей путем создания альтернативных каналов передачи данных на наиболее ответственных направлениях.
В процессе проектирования и создания информационных систем и сетей передачи данных решение проблем информационной безопасности и защиты информации.
Для обеспечения эффективного использования внедряемых средств разделение функций по эксплуатации и сопровождению этих средств между пользователями, эксплуатационниками и разработчиками. Выполнение этого комплекса мероприятий на начальном этапе позволит избавиться от неоправданного паразитирования разработчиков на пути сопровождения и эксплуатации внедренных средств.
Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит не только повысить эффективность процессов информатизации, но и перевести их на качественно новый уровень.
9. Основные этапы реализации Концепции
Первый этап - подготовка к интеграции, определение структуры единого информационного пространства муниципалитета и отладка телекоммуникационной среды:
- инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информационных ресурсов и систем;
- определение локально обусловленных правил реализации информационных процессов и рекомендаций по взаимодействию участвующих субъектов;
- совершенствование телекоммуникационной среды г.Новосибирска;
- формирование инфраструктуры управления процессом информатизации муниципалитета.
Второй этап - создание в г.Новосибирске интегрированной информационной среды города на базе единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.
Третий этап - построение развитой информационной инфраструктуры.
10. Организация работ по информатизации муниципалитета
Все проблемы информатизации не могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или какого-либо одного проекта. Необходимы последовательные, рассчитанные на перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации, учитывающие интересы всех сторон, задействованных в этом процессе. Особое значение придается взаимодействию с региональными и федеральными органами власти.
Условием успешной реализации планов информатизации является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере.
Координирующим и управляющим органом процесса информатизации муниципалитета является управление связи, телекоммуникаций и информатики мэрии, которое должно обеспечивать:
- осуществление функций заказчика на создание систем информатизации;
- координацию работ по созданию и развитию городских систем и сетей информатизации, по обеспечению их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве города;
- участие в разработке и проведении политики в сфере информатизации на территории г.Новосибирска;
- проведение экспертизы информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение контроля над их созданием и использованием;
- разработку предложений по соблюдению единой политики в области сертификации и стандартизации средств и систем в сфере информатизации и их реализацию;
- формирование объемов и обеспечение поставок средств вычислительной техники и коммуникационного оборудования для муниципальных нужд;
- подготовку и проведение конкурсов в сфере информатизации с целью выявления наиболее выгодных предложений по осуществлению запланированных проектов, разработку и проведение рекламных кампаний, организацию и обеспечение участия городских и иногородних организаций в выставках и конкурсах;
- содействие и оказание методической помощи по вопросам телекоммуникаций и информатизации структурным подразделениям мэрии;
- планирование, координацию работ и контроль формирования и использования общегородских информационных ресурсов;
- контроль целевого использования финансовых средств, выделенных на автоматизацию и информатизацию организаций и предприятий, финансируемых из бюджета города;
- анализ использования технических и программных средств, приобретенных или созданных за счет средств бюджета города;
- подготовку предложений по объемам и порядку финансирования за счет средств бюджета города работ в сфере информатизации;
- защиту интересов муниципалитета в сфере информатизации;
- информационную безопасность, право на информацию и организацию защиты информации;
- управление проектами информатизации муниципалитета, реализуемыми с привлечением бюджетных средств;
- управление специалистами и отделами АСУ структурных подразделений мэрии;
- создание и ведение реестра муниципальных информационных ресурсов города;
- координацию работ по информатизации муниципалитета.
Фактором, не позволяющим планомерно осуществлять процесс информатизации муниципалитета, является неравномерное финансирование программ информатизации из бюджета города. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать создание внебюджетного фонда информатизации муниципалитета.
Для эффективного управления процессом информатизации муниципалитета и соблюдения единой политики в области информатизации необходимо реализовать подчиненность отделов информатизации структурных подразделений мэрии по вопросам информатизации и телекоммуникаций управлению связи, телекоммуникаций и информатики мэрии. Это является необходимым условием создания развитой, надежно функционирующей системы иерархии управления для успешной реализации планов информатизации.
В качестве коллегиального органа управления по формированию и реализации программы информатизации целесообразно создать Координационный совет по информатизации муниципалитета г.Новосибирска (общественный орган, возглавляемый мэром и включающий представителей научных учреждений, организаций, работающих на информационном рынке), в функции которого должно входить:
- определение основных направлений информатизации, согласование и утверждение программ, крупных проектов;
- координация деятельности коллективов при решении комплексных проблем межотраслевого характера в различных направлениях информатизации;
- организация и координация деятельности системы подготовки и переподготовки кадров в области информатизации;
- организация конкурса проектов в сфере информатизации.
11. Финансирование работ по информатизации муниципалитета
Для реализации основных этапов информатизации муниципалитета, предусмотренных настоящей Концепцией, в условиях недостаточности финансовых ресурсов, целесообразна разработка годовых планов информатизации муниципалитета в составе плана социально-экономического развития г.Новосибирска. Мероприятия, определенные годовыми планами информатизации муниципалитета, предполагают использование следующих источников финансирования:
- средств бюджета города (предусмотрев объединение финансовых ресурсов, выделенных на информатизацию структурным подразделениям мэрии);
- средств внебюджетных фондов, выделенных на отраслевые, целевые и другие городские программы информатизации;
- средств коммерческих организаций на взаимовыгодных условиях (льготные условия доступа к информации, льготные экономические условия и т.д.).
12. Требования к информатизации муниципалитета и созданию
единого информационного пространства
12.1. Процесс информатизации муниципалитета на современном этапе не локальная задача, а является частью общегосударственной программы. Поэтому процесс информатизации и создания единого информационного пространства города (являющегося частью единого информационного пространства России) должен включать:
12.1.1. Реализацию основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав граждан на информацию.
12.1.2. Интеграцию информационной среды города в единое информационное пространство России и мирового сообщества.
12.1.3. Использование рыночных принципов управления процессом информатизации в сочетании с государственным регулированием.
12.1.4. Максимальное использование интеллектуального и кадрового потенциала города.
12.1.5. Поддержка корпоративных и региональных информационных систем, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России и мировом информационном пространстве.
12.1.6. Формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
12.1.7. Обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы.
12.1.8. Формирование нормативной правовой базы информатизации.
12.2. Организационно-технические и технологические основы единого информационного пространства города должны формироваться с учетом следующих требований:
12.2.1. Обеспечение вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных сред.
12.2.2. Соблюдение единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных сетей.
12.2.3. Строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем.
12.2.4. Обеспечение информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, в том числе гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах.
12.2.5. Создание вычислительных ресурсов коллективного доступа.
12.2.6. Развитие информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
12.2.7. Использование модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей.
12.2.8. Использование сертифицированных программно-технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей.
12.2.9. Мониторинг информатизации, учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
12.2.10. Развитие геоинформационных технологий, создание региональных многоцелевых кадастров и совершенствование на их основе систем мониторинга и управления.
12.2.11. Формирование городского банка топографических тематических электронных карт, построение на их основе системы взаимоувязанных предметно-ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других).
12.2.12. Совершенствование механизмов и средств информационного сервиса конечных пользователей, сертификация и лицензирование информационных услуг.
12.3. Для успешного выполнения программы информатизации муниципалитета необходимо:
12.3.1. Развитие городской инфраструктуры информатизации, включающей:
- создание муниципального фонда информационных прикладных программ и баз данных с целью тиражирования их в структурных подразделениях мэрии и минимизации затрат на внедрение однотипных систем;
- развитие программно-технической базы городского информационного узла и узлов абонентов городской компьютерной сети, проектирование и реализация городской сети передачи данных;
- дальнейшее развитие технологии ведения и использования распределенной системы муниципальных баз данных коллективного пользования.
12.3.2. Взаимодействие с отраслевыми и корпоративными информационными системами, включающее:
- разработку программ развития информационных ресурсов города совместно с предприятиями естественных монополий на информационном рынке;
- поддержку проектов информатизации управления внутренних дел города, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, управления государственной противопожарной службы ГУВД Новосибирской области.
13. Телекоммуникационная среда
13.1. Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных сетей передачи данных должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства города. Для этого необходимо соблюдение следующих принципов:
13.1.1. Развитие и совершенствование транспортной сети передачи данных муниципалитета в строгом соответствии с документами Международного союза электросвязи и национальными требованиями.
13.1.2. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры города с учетом и дополнением возможностей уже существующих телекоммуникационных ресурсов.
13.1.3. Использование метода, основанного на создании опытных зон с последующим их расширением, в качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях.
13.1.4. Обеспечение безопасности телекоммуникационной среды на основе комплекса алгоритмических и организационно-технических мер и средств.
13.1.5. Обеспечение технико-экономической эффективности создаваемых сетей на основе внедрения современных технологий и рационального выбора технических решений.
13.1.6. Обеспечение надежности функционирования сети на основе организационно-технических мер.
13.2. Основными целями создания транспортной сети передачи данных муниципалитета являются: предоставление пользователям компьютерных технологий и средств связи, обеспечивающих решение функциональных задач, оперативное информационное взаимодействие, формирование единого информационного пространства.
13.3. Практическая реализация целей, указанных в подпункте 13.2, предполагает следующую функциональную ориентацию транспортной сети передачи данных:
- обеспечение пользователей сети базовыми сетевыми технологиями: электронной почтой, сетевыми новостями, WWW-технологиями, файловым обменом, терминальным доступом;
- предоставление пользователям сети виртуальных каналов для создания собственных сетей на основе имеющихся линий связи и сетевого сервиса сети;
- обеспечение пользователей сети быстрыми и надежными сетевыми технологиями внутри города, за его пределами и связи с другими сетями;
- координацию и стандартизацию сети при внедрении и развитии информационных и сетевых технологий.
В качестве основного варианта реализации транспортной сети передачи данных можно рассматривать технологию сетей интернета, основанную на концепции взаимосвязи открытых систем. Положительные аспекты выбора именно данной технологии заключаются в следующем:
- в возможности реализации межсетевой связи как на обычной компьютерной технике, так и в виде специализированных аппаратно-программных комплексов;
- в большом числе реализаций протоколов архитектуры интернета для различных семейств компьютерной техники, причем многие из них распространяются с исходными текстами;
- в широком классе специализированных устройств межсетевой связи, поддерживающих стандартные протоколы интернета;
- в большом количестве свободно распространяемого программного обеспечения на основе протоколов интернета;
- в развитых инструментальных средствах разработки сетевых приложений для архитектуры интернета;
- в возможности централизованного и автономного управления сетью из локального и удаленного центров управления;
- в широком спектре информационных технологий и пользовательских приложений, использующих протоколы интернета, таких как NFS, X-Window, системы управления базами данных с клиент-серверной архитектурой.
В качестве программно-аппаратной платформы построения транспортной сети передачи данных рекомендуется рассматривать варианты применения аппаратных маршрутизаторов производства ведущих фирм мира (3Com или CISCO System). Такие аппаратные платформы обеспечивают примерно одинаковые функциональные решения и стоимостные характеристики. Выбор этих вариантов объясняется тем, что в линейках продуктов этих фирм есть все необходимые классы оборудования.
Топология транспортной сети передачи данных города может быть смешанной, т.е. "звезда" + "кольцо". Причем, узловых центров топологии "звезда" может быть несколько. Это диктуется следующими причинами: топология информационных потоков в любом случае всегда более сложная, чем топология сетей передачи данных. Но, проведя анализ топологии информационных потоков, можно выделить несколько центров информационного обмена и проектировать сеть передачи данных с учетом оптимизации информационных потоков. Поэтому целесообразно для оптимизации информационных потоков проектировать звездообразные подключения объектов к центрам информационного обмена, с которыми у данных объектов наиболее интенсивный обмен.
Звездообразное соединение подразделений с информационным центром позволяет замкнуть внутренний и наиболее интенсивный трафик в корпоративной сети передачи данных. Более того, такое решение значительно повышает защищенность такой сети от несанкционированного доступа извне.
Конкретные организационно-технические решения должны быть выработаны при разработке проекта транспортной сети передачи данных муниципалитета.
При выборе конкретных технологических решений организации транспортной сети передачи данных необходимо предусматривать решение вопросов защиты как самой сети, так и передаваемых данных от несанкционированного доступа, искажения и других угроз. Для решения этих задач необходимо на основе действующих федеральных нормативных документов, касающихся вопросов защиты информации и информационной безопасности, разработать и утвердить пакет нормативных городских документов, четко регламентирующих решение этих проблем.
14. Информационные ресурсы, системы и технологии
Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
Законодательство Российской Федерации устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе и материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
В зависимости от формы собственности информационные ресурсы делятся на государственные, муниципальные и частные.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России. Государственные и частные информационные ресурсы по существу образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующие как традиционные информационные технологии и носителей информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эти системы должны быть открыты для включения в них по мере необходимости вновь создаваемых информационных ресурсов. Включение негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно осуществляться в соответствии с едиными требованиями к формированию и использованию информационных ресурсов различных видов.
При создании единого информационного пространства города необходимо придерживаться государственных статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.
Особое место в развитии информационных ресурсов и информационных систем занимает создание развитой системы поддержки деятельности органов власти и единой системы нормативных правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.
С учетом складывающихся мировых тенденций в рассматриваемой предметной области при реализации Концепции необходимо опираться на два основных вида современных информационных технологий.
Первый вид - технологии, обеспечивающие создание и функционирование единого информационного пространства:
- базовые технологии интернета (WWW, FTP, E-mail и т.д.);
- идеология информационных хранилищ и архитектуры "клиент-сервер" и "клиент-сервер приложений - сервер БД" (последняя более предпочтительна, особенно в варианте использования в качестве сервера приложений - WWW сервера);
- SQL-ориентированные инструментальные системы;
- CASE-технологии проектирования информационных систем и баз данных;
- интранет-идеология при создании корпоративных и учрежденческих информационных систем;
- технологии документооборота.
Второй вид - современные технологии доступа к данным и их представления:
- интернет-технологии доступа и представления информации. Обеспечивают унифицированный доступ и представление самой разнообразной информации. Требуют минимального обучения пользователей и минимальных технических ресурсов, максимально приспособлены для использования на любом рабочем месте с минимальными затратами;
- ГИС - одна из современных ресурсоемких технологий представления географической и территориально привязанной информации и может применяться только в сочетании с другими информационными технологиями. Высокая точность привязки географической информации оборачивается очень серьезными финансовыми и материально-техническими затратами при ее вводе, технические средства на рабочих местах пользователей обходятся в несколько раз дороже, чем обычно, требуется специальное обучение пользователей. Поэтому ГИС технологии используются только на ограниченном количестве рабочих мест, где применение других технологий представления информации невозможно или неэффективно;
- мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности - современные, бурно развивающиеся технологии, существенно повышающие удобство восприятия информации.
Перечисленные выше технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (SQL, WWW, и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально-распределенных, проблемноориентированных корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой, а так-же органической интеграции в единое информационное пространство России.
Одним из ключевых направлений развития систем информационной поддержки муниципалитета следует рассматривать геоинформационные технологии (ГИС-технологии) и создаваемый на их основе региональный многоцелевой кадастр (земельный, экологический, социальный, водный, лесной, транспортный, коммунальный и т.д.). Поэтому работы в данном направлении необходимо упорядочить и привести в соответствие с единой информационной политикой.
15. Информационная безопасность и защита информации
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство города индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве города наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
- предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
- предотвращение угрозы информационной безопасности государства, общества, личности;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию доступа к информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;
- защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;
- обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности информационных систем.
Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законодательства, сохранение государственной и коммерческой тайны. Для этого необходимо разработать и утвердить на уровне муниципалитета пакет документов, регламентирующих взаимодействие субъектов информационного обмена в вопросах информационной безопасности и защиты информации. Данный пакет документов должен содержать как перечень и регламент организационных мероприятий, так и конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации перечисленных выше организационных и технических мер защиты информации.
Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
16. Нормативно-правовая база
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности единого информационного пространства города является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как разработчиков, так и различных категорий пользователей. В первую очередь, это принятие правовых актов, определяющих правовой статус баз данных, электронных документов, получаемых непосредственно с компьютера по каналам связи (придание им юридического статуса подлинника), а также правовых актов, регламентирующих взаимоотношения локальных сетей между собой.
Важнейшим элементом правовых отношений в области взаимодействия отдельных субъектов единого информационного пространства города должны быть соглашения о регламенте права собственности на обмениваемую информацию, информационные услуги, программную продукцию.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации требует разработки и принятия пакета дополнительных нормативных правовых актов о правах субъектов и регулировании отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защите информации. Наибольшую актуальность имеет разработка следующих нормативных правовых актов:
- о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами;
- о муниципальном фонде алгоритмов и программ;
- о едином информационном обеспечении городского Совета и структурных подразделений мэрии;
- о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов;
Положение о муниципальных базах и банках данных утверждено постановлением Мэра г. Новосибирска от 11 июля 2001 г. N 1700
- об аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных;
- о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов;
- о ГИС-стандартах города;
- о статусе, порядке разработки, утверждения и регистрации общегородских классификаторов;
- о ведении и актуализации городских кадастров;
- о территориальном фонде информационных материалов топографо-геодезических работ и инженерных изысканий;
- о Координационном совете по информатизации муниципалитета г.Новосибирска;
- о регламенте информационного обмена;
- об аттестации предприятий и организаций, участвующих в информатизации городского Совета и структурных подразделений мэрии;
- об информационной безопасности и защите информации;
- об аттестации специалистов информационных служб;
- о Web-сайте муниципалитета.
Для организации единого информационного пространства большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование городской системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения городских классификаторов, регистров и справочников.
Другой важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-технических документов, который направлен на:
- стандартизацию и унификацию процедур информационного обмена между федеральными, региональными и ведомственными информационными системами;
- внедрение концепции открытых систем;
- обеспечение совместимости открытых банков данных;
- организацию распределенной обработки и хранения данных.
Нормативно-правовое обеспечение работ по информатизации должно стать основой, регламентирующей все отношения субъектов, действующих в области информатизации города.
17. Кадровая поддержка
Эффективность применения новых информационных технологий в муниципальном управлении существенно зависит от интеллектуального потенциала научно-технических работников, обеспечивающих внедрение, сопровождение и развитие информационных систем, а также от навыков работников муниципалитета, использующих новые информационные технологии в практической деятельности.
Целенаправленная и плановая подготовка и переподготовка кадров должна проводиться по следующим группам специалистов:
- специалисты по программно-аппаратным средствам новых информационных технологий;
- специалисты по новым информационным технологиям, способные сопровождать и развивать конкретные приложения;
- сотрудники аппарата управления.
По первым двум группам специалистов основными формами организации обучения являются:
- подготовка и переподготовка специалистов на курсах повышения квалификации организуемых как на местах, так и в ведущих компьютерных фирмах России, а также в вузах, имеющих соответствующие сертификаты на этот вид деятельности;
- целевая подготовка инженерных кадров в ведущих вузах г.Новосибирска по новым информационным технологиям.
Наиболее существенным фактором кадровой поддержки процесса информатизации муниципалитета является переподготовка и повышение квалификации сотрудников аппарата управления. При этом с учетом сложившейся социально-политической ситуации в России подготовку и повышение квалификации сотрудников аппарата управления необходимо проводить по двум направлениям:
- совершенствование хозяйственного механизма городского самоуправления;
- использование новых информационных технологий в практической деятельности.
По этим направлениям целесообразнее всего организовать переподготовку и обучение специалистов на базе Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Сибирской академии государственной службы.
Подготовка сотрудников аппарата управления должна осуществляться управлением связи, телекоммуникаций и информатики мэрии с использованием различных методик обучения, включая индивидуальные занятия на рабочих местах, обучение в специально оборудованном классе, дистанционное обучение. Основными целями таких занятий являются:
- получение теоретических и практических знаний по основным направлениям использования средств вычислительной техники (далее - СВТ) в деятельности органов местного самоуправления;
- снятие психологической боязни и приобретение практических навыков работы на СВТ;
- ориентация пользователей по вопросам практического использования СВТ на своем рабочем месте.
Для обеспечения процесса подготовки сотрудников аппарата управления необходима разработка методических и дидактических материалов, про-ведение тестирования специалистов структурных подразделений мэрии на владение технологией работы на персональном компьютере.
Очевидно, что перечисленные виды кадровой поддержки должны быть реализованы в программе подготовки и повышения квалификации специалистов структурных подразделений мэрии по этому направлению деятельности.
18. Социально-экономическая эффективность
При анализе вопросов эффективности использования новых информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления необходимо выделить следующие факторы:
- повышение производительности и качества труда в сфере управления за счет использования средств вычислительной техники, банков данных и банков знаний;
- повышение эффективности производственной деятельности субъектов хозяйствования за счет подготовки и принятия оптимальных решений.
Количественные параметры экономической эффективности можно выразить через повышение производительности труда в сфере управления, снижение себестоимости производства (за счет сокращения накладных расходов), повышение доходов, ускорение оборачиваемости денежных средств.
Социальный эффект проявляется в изменении функций человека в процессе управления, сокращении времени на предварительную обработку информации, повышении творческого компонента управленческого труда, комфортности условий труда. Основные качественные параметры оценки социального эффекта от внедрения информационных технологий - доступность ресурсов информационной системы муниципалитета для внутренних пользователей, повышенное качество представления и отображения информации, улучшение коммуникаций.
Основной экономический эффект от создания отдельной предметной базы данных достигается за счет совершенствования технологии работы с информацией при замене ручных процедур (например, ведение картотек, формирование деловых документов) на автоматизированную обработку информации. Источниками получения экономии при подготовке первичных документов на персональном компьютере являются:
- устранение повторного заполнения одной и той же информации;
- ликвидация набора постоянной (неизменяющейся) информации;
- автоматическая подготовка любого количества документов при однократном наборе информации;
- корректировка текста документа без полного повторного набора.
Создание баз данных обеспечивает возможность сокращения затрат в результате автоматизации процессов получения агрегированных данных и формирования статистической отчетности, а также процессов подготовки различных списков. Создание автоматизированных систем на основе предметных баз данных экономически более эффективно по сравнению с проектированием таких систем на основе функционального подхода, когда разрабатываются отдельные задачи и подсистемы с независимыми файлами. Объединение автономно функционирующих предметных баз данных в систему баз данных общего пользования позволит получить дополнительный экономический эффект за счет следующих факторов:
- исключение излишнего дублирования хранимой в различных базах данных информации дает возможность сократить затраты на актуализацию и хранение избыточных копий данных;
- реализация однократного ручного ввода новых данных в одной из баз данных тематической сети с последующей их передачей по каналам связи или на машинных носителях дает возможность сократить затраты на актуализацию информации;
- сокращение затрат на создание новых баз данных за счет получения части данных об объектах по каналам связи из имеющихся баз данных, где отображены эти объекты.
Создание единого информационного пространства города обеспечит применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организации выработки согласованных решений в режиме реального времени территориально удаленными участниками переговоров, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права.
Процесс информатизации муниципалитета является наукоемким, трудоемким, фондоемким, требует вовлечения большого количества физических и юридических лиц, поэтому вопросы соотношения "затраты - окупаемость" должны ставиться и анализироваться постоянно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.