Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 58-АПГ15-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Совета депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 31 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Наколаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края об определении срока, не позднее которого Совет депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края должен назначить выборы главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением об определении срока, не позднее которого Совет депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края должен назначить выборы главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края.
В обоснование заявленного требования прокурор указал на то, что решением Совета депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" от 13 мая 2015 года N 27/97 досрочно прекращены полномочия главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев", который согласно пункту 3 статьи 30 Устава городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" был избран сроком на пять лет.
По мнению прокурора, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" досрочные выборы главы муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий. С учетом того, что право назначения выборов у представительного органа городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" возникло ранее вступления в силу Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53, установившего новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований края, и исходя из положений абзаца 2 части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", выборы главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" должны быть проведены в соответствии с ранее действовавшим нормативным правовым регулированием этого вопроса, то есть посредством прямых выборов.
Поскольку представительным органом муниципального образования решение о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" до настоящего времени не принято, прокурор полагает, что нарушаются права избирателей.
Решением Хабаровского краевого суда от 31 августа 2015 года в удовлетворении заявленного городским прокурором требования отказано.
В апелляционной жалобе Совет депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края просит решение суда изменить, исключив из его мотивировочной части вывод об отсутствии у Совета депутатов законных оснований для не принятия решения о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд исходил из того, что право на принятие решения о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ возникло у представительного органа данного городского поселения с 19 мая 2015 года, то есть со следующего дня, наступившего после прекращения полномочий главы муниципального образования.
Так как на 19 мая 2015 года Закон Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53, изменивший порядок избрания главы муниципального образования, не вступил в законную силу, то, по убеждению суда, в соответствии с абзацем 2 части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 у Совета депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" отсутствовали основания для не принятия решения о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона следует читать как "N 131-ФЗ"
При этом суд посчитал, что с учётом пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дата голосования не могла быть назначена позднее 15 ноября 2015 года, а соответствующее решение согласно пункту 7 этой же статьи должно было быть принято не позднее 27 августа 2015 года.
Учитывая, что в указанный срок Советом депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" решение о назначении даты выборов не принято, суд, руководствуясь пунктом 8 статьи 10 названного Федерального закона, пришел к выводу о том, что данные выборы должны быть назначены соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (6 сентября 2015 года).
А поскольку на момент рассмотрения заявления прокурора установленный законом срок для назначения избирательной комиссией досрочных выборов не истёк, суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора и определения срока, не позднее которого уполномоченный орган должен назначить выборы.
Судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора по существу правильным, но изложенные в нём мотивы ошибочными, основанными на неверном истолковании и применении норм материального права.
Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 этого же Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Частью 3 статьи 30 Устава городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края (в редакции решения Совета депутатов от 28 января 2013 года) было предусмотрено, что глава городского поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории городского поселения и обладающими избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Законом Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае" установлен новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований края. Данный Закон вступил в силу 29 мая 2015 года.
В силу части 5 статьи 3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 15 "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае" и приложения N 2 к нему (в редакции Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53) глава городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района избирается представительным органом данного городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Решением Совета депутатов от 29 июня 2015 года, зарегистрированным в ГУ Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 2 июля 2015 года, в Устав городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" Николаевского муниципального района внесены изменения, согласно которым глава городского поселения избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет.
В соответствии с абзацем вторым части 3.1 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Согласно пункту 3 названной статьи днём голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или их депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 этой же статьи.
Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что в случае досрочного прекращения полномочий названных в пункте 3 органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В силу пункта 3 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, если какое- либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определённое количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днём, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остаётся указанное в названном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Из анализа приведённых законоположений следует, что досрочные выборы главы городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий, то есть не позднее 18 ноября 2015 года, а дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы городского поселения, исчисляется в соответствии с положениями пункта 7 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ, то есть не ранее чем за 90 дней до дня голосования.
Таким образом, решение о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий поселок Лазарев" могло быть принято только в августе 2015 года.
Между тем Закон Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53 вступил в законную силу 29 мая 2015 года, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского поселения был бы вправе принять решение о назначении выборов главы городского поселения "Рабочий поселок Лазарев".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что коль скоро на момент наступления даты (19 мая 2015 года), начиная с которой Совет депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" был бы вправе принять решение о назначении выборов главы данного городского поселения, Закон Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53, не вступил в законную силу, то у названного представительного органа отсутствовали законные основания для не принятия решения о назначении прямых выборов главы этого городского поселения и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, являются ошибочными.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, свою позицию основывал на положениях пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ, которые устанавливают срок проведения досрочных выборов, и не учел обязательные к применению предписания пункта 7 этой же статьи, устанавливающего порядок исчисления даты принятия решения о назначении выборов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края - удовлетворить, мотивировочную часть решения Хабаровского краевого суда от 31 августа 2015 года изменить, признав содержащийся в ней вывод о том, что после досрочного прекращения полномочий главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края у Совета депутатов указанного городского поселения отсутствовали законные основания для не принятия решения о назначении прямых выборов главы городского поселения "Рабочий посёлок Лазарев" Николаевского муниципального района Хабаровского края и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, ошибочными.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2015 г. N 58-АПГ15-40
Текст определения официально опубликован не был