Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 50-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Макаровой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Омскэлектро" о признании недействующими с момента принятия пунктов 1.2, 2.2, 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1, 2.1.2 (по диапазонам СН-II), пункта 39 приложения N 1; одноставочных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на первое полугодие 2015 года в размере 0,93201 руб./кВт*ч; одноставочных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на второе полугодие 2015 года, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год", по апелляционной жалобе акционерного общества "Омскэлектро" на решение Омского областного суда от 20 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Омскэлектро" Белкина А.В., Качана Д.С., Малого С.Н., Савельевой М.Н., Соболевой Е.А., представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Мурановой Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро") обратилось в Омский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия пунктов 1.2, 2.2, 1.1.1, 1.1.2, 2.1.1, 2.1.2 (по диапазонам СН-II), пункта 39 приложения N 1; одноставочных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на первое полугодие 2015 года в размере 0,93201 руб./кВт*ч; одноставочных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на второе полугодие 2015 года, указанных в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области (в редакции приказа от 26 июня 2015 г. от 121/36) (далее - РЭК Омской области) от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год".
Решением Омского областного суда от 20 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Омскэлектро" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, которые включают в себя базовый уровень подконтрольных расходов; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Как следует из материалов дела, АО "Омскэлектро" является территориальной сетевой организацией, владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии. Производственную деятельность по электроснабжению потребителей общество осуществляет в пяти административных округах города Омска.
Оспариваемым приказом установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области согласно приложению N 1 к данному приказу.
При этом по результатам экспертизы представленных материалов РЭК Омской области уменьшила размер необходимой валовой выручки, включив не в полном объеме затраты, связанные с выполнением договора аутсорсинга, расходы на аутсорсинг услуг по передаче электрической энергии, выпадающие доходы по строительно-монтажным работам для технологических присоединений за 2013 год, расходы на оплату стоимости технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные расходы органом регулирования определены правильно, в том числе указав, что цена покупки потерь определена с учетом предельных уровней тарифов, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 9 декабря 2014 г. N 296-Э/2.
Из экспертного заключения следует, что в части расходов на оплату стоимости технологического расхода (потерь) электрической энергии при ее передаче регулируемой организацией предложено 647 947,88 тыс. руб. Орган регулирования принял 509 258,75 тыс. руб., из них на первое полугодие - 257 073,75 тыс. руб., на второе полугодие - 252 185,00 тыс. руб.
Скорректированные расходы определены РЭК Омской области из расчета объема покупки потерь в электрических сетях сторонних потребителей: на первое полугодие 205,659 млн.кВт.ч и прогнозного тарифа покупки потерь в размере 1250,00 руб./тыс.кВт.ч., на второе полугодие 201,748 млн.кВт.ч и прогнозного тарифа покупки потерь в размере 1250,00 руб./тыс.кВт.ч. Орган регулирования указал, что распределение расходов по полугодиям произведено с учетом требований пункта 11.1 Основ ценообразования.
Вместе с тем согласно пункту 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую в неценовых зонах оптового рынка, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, и на основании цен на электрическую энергию (мощность), установленных для производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков; для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Омская область включена в перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, согласно приложению N 1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172.
Прогноз свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию и мощность на 2015 год по субъектам Российской Федерации опубликован на сайте некоммерческого партнерства "Совет рынка" вместе с исходными данными для построения прогнозов.
Однако РЭК Омской области не применены официальные данные о прогнозных рыночных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию в ценовой зоне оптового рынка, что привело к занижению необходимой валовой выручки в указанной части на 196 873,81 тыс. руб.
Согласно пункту 11.1 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Из пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежало направить в Федеральную службу по тарифам (в настоящее время - Федеральная антимонопольная служба) заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 7 декабря 2004 г. N 236-э.
Вместе с тем доказательств соблюдения указанного порядка в материалы дела не представлено.
Корректировка размера расходов по иным статьям затрат проведена РЭК Омской области исходя из принципа обеспечения экономической обоснованности затрат регулируемой организации и обязательного раздельного учета объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 20 августа 2015 г., отменить, апелляционную жалобу акционерного общества "Омскэлектро" - удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2015 г. пункт 1.2, пункт 2.2, пункт 1.1.1, пункт 1.1.2, пункт 2.1.1, пункт 2.1.2 (по диапазонам СН-II), пункт 39 приложения N 1; одноставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на первое полугодие 2015 года в размере 0,93201 руб./кВт*ч; одноставочные единые (котловые) тарифе на услуги по передаче электрической энергии для населения и приравненных к нему категорий потребителей на второе полугодие 2015 года, указанные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4 приложения N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 26 декабря 2014 г. N 660/78 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2015 год".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 50-АПГ15-13
Текст определения официально опубликован не был