Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N АПЛ15-564
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Молевой Н.Л.
о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249,
по апелляционной жалобе Правительства Российской Федерации
на решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2015 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Комаровой С.В., которые поддержали апелляционную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, размещенным 24 марта 2015 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и опубликованным 30 марта 2015 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 13 и 8 апреля 2015 г. в "Российской газете", утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила), которые определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее также - Крайний Север), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее соответственно - повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой) (абзац первый). Регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (для лица, не достигшего 14-летнего возраста), а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства соответствующей отметкой в виде на жительство (абзац второй). Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (абзац третий).
В соответствии с пунктом 7 Правил при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).
В пункте 10 Правил перечислены обстоятельства, влекущие перерасчет повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения, а именно: а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере; б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере; в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера; е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.
В силу пункта 11 Правил обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Федеральной миграционной службой (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.
Молева Н.Л. оспорила в Верховном Суде Российской Федерации приведенные пункты Правил, указав, что они противоречат части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон о праве граждан на свободу передвижения) и нарушают ее право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, так как она не имеет собственного жилья и не может оформить регистрацию, хотя ей выплачивается пенсия по старости за работу на Крайнем Севере и она проживает в городе Петропавловске-Камчатском.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2015 г. административное исковое заявление Молевой Н.Л. удовлетворено: пункты 5, 7, 10, 11 Правил признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего на Крайнем Севере, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Не согласившись с решением суда, Правительство Российской Федерации подало апелляционную жалобу, сославшись на то, что необходимость подтверждения факта проживания (пребывания) пенсионера на Крайнем Севере путем предоставления соответствующих документов о регистрации по месту жительства (пребывания) предусмотрена статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку дополнительное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии так же, как и выплата страховой пенсии, по общему правилу, осуществляется на основании выплатного дела пенсионера по его месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 Правилам регистрации регистрация по месту жительства подтверждается в отношении гражданина Российской Федерации соответствующей отметкой в паспорте либо свидетельством о регистрации по месту жительства (пребывания), а в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства соответствующей отметкой в виде на жительство. Иного способа подтверждения факта проживания (пребывания) законодательством не предусмотрено. Закрепляя в Правилах требование о наличии у гражданина регистрации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере, Правительство Российской Федерации исходило из установленной статьей 3 Закона о праве граждан на свободу передвижения обязанности граждан Российской Федерации регистрироваться по месту жительства (пребывания) и необходимости обоснованного предоставления названной пенсионной льготы, которая предоставляется пенсионеру территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на определенный период (период проживания) и с учетом конкретного установленного в каждом северном регионе размера районного коэффициента, на который увеличивается обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Как указано в жалобе, нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения не регулируют вопросы назначения и выплаты пенсий, тогда как Федеральный закон "О страховых пенсиях" является специальным законом, принятым в целях реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, и никоим образом не ограничивает права и свободы граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
По мнению административного ответчика, обжалуемое решение является необоснованным, выводы суда первой инстанции, изложенные в резолютивной части решения, не согласуются с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", судом допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем решение подлежит отмене, а заявленное Молевой Н.Л. требование - оставлению без удовлетворения.
Молева Н.Л. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о его времени и месте извещена в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.
Как правильно указал суд первой инстанции, Правила, определяющие порядок установления и выплаты лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение статьи 17 "Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях", которая в части 11 наделяет высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации такими полномочиями.
Часть 9 названной статьи закрепляет за лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 и частью 8 статьи 17 указанного федерального закона, которое устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (часть 10 статьи 17).
Рассматривая дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в отличие от повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", которое, в силу части 12 данной статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 9 и 10 названной статьи, то есть с применением соответствующего районного коэффициента, поставлено федеральным законодателем в зависимость от факта проживания застрахованного лица на Крайнем Севере.
В связи с этим факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере является необходимым условием для назначения ему территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частям 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Как следует из содержания оспариваемых положений Правил в их взаимосвязи, они обусловливают реализацию гражданином его права на получение закрепленного частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии исключительно наличием подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) на Крайнем Севере.
Между тем, отсутствие такой регистрации не исключает возможность установления места фактического проживания гражданина на Крайнем Севере на основе других документов, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Утверждая в апелляционной жалобе о том, что подтверждение факта проживания (пребывания) пенсионера на Крайнем Севере путем предоставления соответствующих документов о регистрации установлено непосредственно статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", административный ответчик ссылается на ее части 1 и 5.
Однако в силу названных законоположений установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией; при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
Следовательно, федеральный законодатель, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, в статье 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" допускает возможность реализации гражданином его пенсионных прав не только по месту жительства (пребывания), подтвержденному соответствующими документами о регистрации, но и по месту фактического проживания, подтвержденному его личным заявлением.
Оспариваемые же пункты Правил этого обстоятельства не учитывают, закрепляя возможность определения места жительства (пребывания) пенсионера только на основании данных регистрационного учета, что влечет за собой ограничение права пенсионера, фактически проживающего на Крайнем Севере, на получение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по основаниям, не предусмотренным законом.
Часть 2 статьи 3 Закона о праве граждан на свободу передвижения устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации правомерно, исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признал пункты 5, 7, 10, 11 Правил частично недействующими.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основан на ошибочном толковании положений Федерального закона "О страховых пенсиях" и Закона о праве граждан на свободу передвижения.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N АПЛ15-564
Текст определения официально опубликован не был