Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Предупреждение распространения ВИЧ среди населения
Распространение ВИЧ среди представителей общего, преимущественно гетеросексуального, населения, не использующего наркотических препаратов, является наиболее неблагоприятным сценарием распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, который приводит к наиболее драматическим последствиям. В настоящее время в России уже сформировался значительный резервуар инфицированных ВИЧ потребителей наркотиков, имеющих многочисленные гетеросексуальные контакты, в связи с чем риск массового гетеросексуального распространения ВИЧ в России достаточно высок. Хотя данные опросов выявляют достаточно высокий уровень знаний населения РФ о путях передачи ВИЧ и способах предохранения от заражения, тем не менее поведение значительной части населения остается достаточно рискованным. Сохраняющийся высокий уровень заболевания инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), указывает на то, что половое поведение населения опасно и в плане заражения ВИЧ. По этой причине основное население Российской Федерации должно быть не только проинформировано о риске заражения ВИЧ, но и мотивировано на изменение рискованного полового поведения.
Основными мотивами активного участия населения в предупреждении ВИЧ-инфекции могут быть сохранение здоровья, уменьшение возможных страданий, уменьшение расходов на лечение, уменьшение риска заражения или страдания близких, уменьшение угрозы стигматизации и других социальных проблем, связанных с заражением ВИЧ.
1. Основные задачи информирования и обучения населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции
Изменение полового поведения должно быть направлено на:
- уменьшение числа половых партнеров и (или)
- использование менее опасной сексуальной практики, в том числе расширение практики использования защищенных (презервативом) половых контактов
- профилактику и лечение воспалительных заболеваний половых органов.
Уменьшение числа половых партнеров снижает риск встречи с инфицированным партнером. Полное отсутствие половых партнеров исключает риск инфицирования ВИЧ половым путем. Однако полное воздержание от половых контактов может быть постоянным методом защиты от заражения лишь небольшой части населения. Рекомендовать полное воздержание как универсальный метод защиты вряд ли возможно, но снизить риск заражения помогает временное отсутствие половых партнеров, например, добрачное воздержание, воздержание во время пребывания в путешествиях. Уменьшение числа половых партнеров должно носить характер исключения из круга половых партнеров лиц, о которых можно предполагать, что они имели большую вероятность заразиться ВИЧ: лиц, о которых известно, что у них было много половых партнеров, или лиц, потреблявших наркотики.
В то же время заражение может произойти и при наличии у человека в течение жизни только одного полового партнера, который был инфицирован ВИЧ от третьего лица. Предварительное (до начала половых отношений) обследование потенциальных половых партнеров на ВИЧ-инфекцию может рекомендоваться в порядке добровольного соглашения и согласия.
Использование менее опасной сексуальной практики
Половые контакты (поцелуи, петтинг и т.п.), осуществляемые без непосредственного контакта с половыми органами, спермой (эякулятом), влагалищными выделениями, кровью или другими патологическими выделениями являются малоопасными в плане передачи ВИЧ.
Использование презервативов механическим образом предохраняет от непосредственного контакта с половыми органами и потенциально опасными выделениями, благодаря чему обеспечивается механическая защита от инфицирования ВИЧ. Использование презервативов обеспечивает высокий уровень защиты от инфицирования ВИЧ, а также существенно снижает риск заражения другими инфекциями, передающимися половым путем.
Профилактика и лечение воспалительных заболеваний половых органов
Профилактика заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, и других воспалительных заболеваний половой сферы, приводит к снижению числа воспалительных процессов на половых органов, увеличивающих риск передачи ВИЧ. Профилактика заражения ИППП проводится методами просвещения, имеющими ту же направленность, что и профилактика ВИЧ-инфекции: снижение числа партнеров и использование презервативов. В качестве противоэпидемического мероприятия, направленного на источник инфекции, при многих инфекциях половой сферы эффективно этиотропное лечение, приводящее к санации инфицированного лица. Систематическое лечение инфекционных поражений половой сферы, обеспечивающее частоту и интенсивность воспалительных процессов также потенциально уменьшает риск передачи ВИЧ.
Уменьшение влияния неправильных представлений о ВИЧ-инфекции и путях ее распространения также выступает в роли важного и обязательного элемента профилактики ВИЧ-инфекции. Например, часто встречающееся отрицание существования ВИЧ как этиологического агента СПИДа, может приводить к более рискованному поведению. Преувеличенные страхи относительно возможности заразиться ВИЧ при бытовом контакте с ВИЧ-позитивными людьми имеют своим следствием повышение уровня дискриминации и рост социальной напряженности.
Снижение уровня стигматизации и дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИД, также является важным элементом обучения, так как обеспечивает более высокий уровень их социализации и повышает эффективность противоэпидемических и лечебных мероприятий.
2. Особенности формирования информации о способах предупреждения заражения ВИЧ
Информирование населения о способах предупреждения передачи ВИЧ половым путем (а также при потреблении наркотиков) в связи с неоднородностью населения является сложным мероприятием. В то же время сравнительно высокий общий уровень образования населения Российской Федерации, вполне сравнимый с уровнем образования населения Европы, Канады и Австралии, может обеспечить достижение создания достаточного уровня информированности населения в короткие сроки.
Особую проблему для успешного информирования населения о путях предупреждения заражения ВИЧ создает постоянно отмечающееся противодействие между двумя подходами к предупреждению распространения ВИЧ. Группы активистов, симпатизирующие традиционной морали, полагают, что для предупреждения распространения ВИЧ достаточно пропагандировать воздержание от добрачного секса и строгие моногамные половые отношения в пожизненно длящемся браке.
В противоположность этому другие группы активистов, например, многие неправительственные организации, сосредотачиваются исключительно на обучении населения методам "безопасного секса", которые сводятся преимущественно к постоянному использованию презервативов, вне контекста воздержания и выбора половых партнеров.
Очевидно, что правильная подача информации должна основываться на объективном освещении проблемы и предоставлении населению полной информации, необходимой для того, чтобы каждый мог выбрать тот путь поведения, который соответствует его убеждениям и обстоятельствам его жизни.
Преподнесение информации должно быть основано на достоверных фактах и объективных подходах, исключающих неправильную трактовку распространенной информации. Например, выражение "к СПИДу приводят беспорядочные половые связи", можно толковать в нескольких взаимоисключающих вариантах.
Информация не должна связывать возможность инфицирования ВИЧ исключительно с уязвимыми группами. Исключаются фразы типа "СПИДом болеют в основном наркоманы, проститутки и гомосексуалисты", так как в этом случае получатель информации, не относящий себя к этим группам, будет недооценивать степень своего риска заражения ВИЧ.
Информация должна быть нейтральна по отношению к получателю информации.
Например, провоцирующая фраза "утратившее моральный облик молодое поколение подвергает себя риску заражения ВИЧ", вызовет негативное отношение молодежи ко всему блоку преподносимой информации.
Информация должна быть нейтральна в идеологическом плане. Предпочтение, отдаваемое в информационных материалах концепции воздержания, в том числе в религиозном контексте, как способа предупреждения заражения ВИЧ или, наоборот, явное предпочтение использования презервативов перед другими способами уменьшения риска заражения, сможет вызвать неприятие всей информации частью аудитории.
Информация должна быть толерантна по отношению к контингентам населения, уязвимым для ВИЧ. Негативные оценки наркоманов, гомосексуалистов, проституток, иностранцев как распространителей ВИЧ также может привести получателя информации к неверной оценке собственного риска заражения.
Информация должна быть толерантна по отношению к лицам, живущим с ВИЧ/СПИД. С одной стороны толерантный характер информации снижает уровень негативного отношения к людям, живущим с ВИЧ, то есть уровень дискриминации. С другой стороны, негативные элементы информации, направленные на инфицированных ВИЧ, могут снижать ее эффективность. Так, формулировка: "этот иностранец (или человек из другого города, например, "москвич", "сибиряк" и т.п.) заразил пять российских (кубанских, дагестанских и т.п.) девушек ВИЧ", предполагает активное и злонамеренное участие "чужака" в заражении. А пять зараженных девушек, не отличающихся, судя по всему, примерным поведением, предстают в виде "невинных" жертв. Более правильно писать, что девушки (клиенты проституток, туристы и т.п.) заразились от иностранца (проститутки, наркомана), что подчеркивает реальность ситуации и допускает возможность активного предупреждения заражения.
Информация должна содержать элементы формирования позитивного отношения к использованию презервативов, что обусловлено негативным отношением к презервативам у части общества. В известной степени использование презервативов как способ регулирования рождаемости может быть противопоставлено все еще широко распространенным в России абортам.
Необходимо информировать население о неэффективности использования других средств контрацепции, кроме презерватива, в качестве защиты от ВИЧ, и о том, что эффективность различных дезинфицирующих средств, используемых до, во время или после полового сношения, не доказана.
3. Использование различных способов информирования населения
Массовый уровень информирования применяется с использованием средств массовой информации: телевидения, радиовещания, периодической печати, интернет-сайтов, плакатов и т.п. Этот метод позволяет быстро распространить общую информацию о рисках инфицирования и способах предотвращения заражения ВИЧ. Однако такой способ информирования не достигает ряда групп, которые могут не интересоваться такого рода информацией или воспринимать ее неправильным образом. Кроме того, используя средства массовой информации не всегда удобно распространить специфическую информацию, связанную, например, с техникой использования презерватива и т.п.
Информационные кампании с использованием СМИ рекомендуется проводить не реже 2 раз в год с достижением максимального охвата информацией потребителей телевизионных и радиопередач. Так, не имеет смысла организовывать передачи о профилактике ВИЧ в утренние или дневные часы. Расчет охвата населения информацией достигается использованием имеющейся информации о привлечении той или иной категории зрителей и слушателей в тот или иной период вещания. В частности, информационные блоки о предупреждении ВИЧ-инфекции рекомендуется комплектовать с передачами, наиболее привлекательными для молодежи: спортивные передачи, концерты молодежной музыки и т.п.
Другие средства информации целесообразно размещать таким образом, чтобы они были доступны максимальному числу жителей. Плакаты и другие наружные информационные материалы следует размещать в местах, наиболее часто посещаемых молодежью: вблизи спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.п. Сами места проведения времени молодежью могут быть использованы для размещения наглядной агитации, распространения листовок, брошюр, проведения лекций, акций и подобных мероприятий, направленных на снижение уровня передачи ВИЧ.
Массовые мероприятия (концерты, соревнования) также могут быть использованы для распространения информации о способах предупреждения заражения ВИЧ, однако при этом следует учитывать, что содержание таких мероприятий часто отвлекает их участников от профилактики ВИЧ/СПИД.
Информация о способах предупреждения заражения ВИЧ должна широко распространяться в общественном транспорте: автобусах, поездах, на остановках, на вокзалах и в аэропортах.
Для информации индивидуальных водителей информационные материалы могут быть размещены или распространяться на автозаправочных станциях.
Кроме того, для распространения информации о путях предупреждения заражения в виде средств наглядной агитации и т.п. должны быть использованы все медицинские учреждения, а также аптеки.
Торговые организации могут привлекаться к мероприятиям по предупреждению распространения ВИЧ, размещая наглядную агитацию. Их участие может проявляться включением в ассортимент товаров презервативов, снабженных информационными материалами. Информационные материалы могут вкладываться в упаковку широко используемых товаров.
Для обеспечения массового охвата населения информацией может быть использована и массовая почтовая рассылка информационных материалов.
Могут использоваться также интернет-сайты, содержащие информацию о профилактике передачи ВИЧ, однако обеспечить их массовое посещение и изучение информации не представляется возможным.
Групповое обучение применяется в группах со специфическими факторами риска заражения ВИЧ в форме лекций, бесед. Например, к разнородным группам следует отнести молодежь, учащуюся в образовательных учреждениях.
4. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях
Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение, и немало школьников уже заражены ВИЧ. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования.
Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать.
Но на практике работа по обучению этой группы ограничивается рядом препятствий организационного и идеологического порядка, и поэтому до настоящего времени в России осуществляется в недостаточном объеме.
Основной проблемой идеологического плана является то, что значительная часть как общественности и населения, так и педагогов полагает, что обсуждение вопросов, связанных с путями распространения ВИЧ (например, обсуждение тем, связанных с сексуальной активностью), может не столько препятствовать рискованному поведению, сколько провоцировать такое поведение у детей и подростков.
Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИД, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы.
В связи с этими причинами обучение учащихся методам предотвращения заражения ВИЧ осуществляется в Российской Федерации в недостаточных объемах. Медленное внедрение систематического обучения молодежи негативным образом сказывается на общем эффекте противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.
Там, где удалось добиться единых согласованных стандартов и программ обучения, например, в северных странах Европы, Канаде, Австралии, в целом отмечено их позитивное влияние на изменение поведения основной части населения в сторону менее рискованного. В странах с большим разнообразием подходов и при наличии противоречивых программ обучения эти успехи носили более фрагментарный характер и касались учащихся отдельных школ или ограниченных территорий.
В то же время, по отдельным сообщениям, на фоне существования системы обучения молодежи по вопросам сексуального поведения и предупреждения ВИЧ-инфекции и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), были отмечены эпизоды роста числа случаев беременностей и заболевания ИППП среди школьников. Подобные сообщения могут вызывать сомнения в эффективности и целесообразности внедрения обучающих программ по ВИЧ/СПИДу в общеобразовательных учреждениях, однако на самом деле неоднозначность международного опыта обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Эти факторы нуждаются в анализе, необходимом для постоянной коррекции проводимых мероприятий.
Неудачи в осуществлении обучения учащихся в различных странах были связаны с комплексом препятствий, среди которых можно отметить наиболее важные:
Сомнения в целесообразности обучения вопросам предупреждения заражения ВИЧ в общеобразовательных учреждениях. Встречается мнение, что специальное обучение вопросам предупреждения заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, в общеобразовательных учреждениях вообще нецелесообразно. При этом высказываются сомнения относительно реальности угрозы ВИЧ/СПИД, необходимости специально рассматривать такой узкий вопрос, который, по мнению части педагогов, может решаться в общем контексте привития морали и нравственности, то есть в рамках "тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию". Наконец, ряд общественных деятелей может публично отрицать существование ВИЧ/СПИДа или реальность угрозы распространения этого заболевания среди населения.
Опасения относительно провокации более рискованного поведения. ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена также и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл). Среди педагогов, со стороны родителей и общественности высказывается опасение, что обучение менее опасному половому поведению (в особенности использование презервативов) или тем более обучение тому, как вводить наркотики, не боясь заразиться ВИЧ, может провоцировать интерес подростков к этим явлениям жизни. В связи с этим значительная часть педагогов выступает против обсуждения этих конкретных вопросов в общеобразовательных учреждениях или считает достаточным "включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию".
Противоречия между концепцией обучения менее опасному в плане заражения ВИЧ поведению и морально-этическими представлениями. Значительная часть педагогов и медиков, других представителей общественности полагает, что для предотвращения заражения ВИЧ достаточно обучать детей и подростков традиционному поведению. Этот подход базируется на формировании установки на запрет добрачных сексуальных связей, на строгую моногамию, на запрет потребления наркотиков. С этой точки зрения обсуждение вопросов использования презервативов в качестве альтернативного поведения, препятствующего заражению ВИЧ, или вопросы обмена шприцев для потребителей наркотиков кажутся бессмысленными или, скорее, вредными. В ряде случаев учащиеся оказываются лишены доступа к объективной информации о ВИЧ-инфекции и способах предупреждения заражения ВИЧ.
Влияние религиозных и общественных (неправительственных) организаций. На определенных территориях наиболее распространенные религиозные объединения, а также иные общественные организации, пользующиеся влиянием, могут оказывать прямое или опосредованное давление на учреждения образования по поводу организации обучения или содержания материалов по профилактике заражения ВИЧ. Сторонники религиозных конфессий настаивают на преобладании в обучающих материалах концепции воздержания. Ими допускаются даже такие приемы, как заведомо ложные утверждения о неэффективности использования презервативов.
В то же время некоторые неправительственные организации могут чрезмерно акцентировать внимание исключительно на использовании презервативов, "снижении вреда" от занятий коммерческим сексом и от использования наркотиков, как бы игнорируя другие способы снижения риска заражения ВИЧ. В ряде случаев религиозные и общественные организации могут высказывать совершенно противоположные взгляды и требования к обучению учащихся, в результате чего какой-либо эффект от обучения не достигается.
Отсутствие единой педагогической концепции по предупреждению ВИЧ-инфекции среди учащихся. В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ, в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. В связи с расхождениями идеологического характера инструктивные и директивные документы могут не выполняться (саботироваться) педагогами, непосредственно осуществляющими обучение учащейся молодежи. Кроме того, расхождения могут касаться также отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение и зависимости объема информации от возраста учащихся.
Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков, может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ и ИППП, не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях.
Разнородность учреждений образования. Различия образовательных учреждений по ведомственной подчиненности, форме собственности, доминирующим дисциплинам (музыкальные, технические, и т.п.) могут создавать сложности при внедрении программ по предотвращению распространения ВИЧ.
Стигматизация и дискриминация. Одной из проблем подачи информации для учащихся является возможная и часто обнаруживаемая на практике стигматизация уязвимых к ВИЧ групп населения: мужчин, имеющих секс с мужчинами, потребителей наркотиков, коммерческих секс-работников, иностранцев, мигрантов и др., а также их дискриминация. Достаточно часто содержание просветительской информации по предупреждению заражения ВИЧ сводится к призыву избегать контактов с представителями "групп риска". ("Игла наркомана грозит Вам СПИДом").
Дискриминация и стигматизация людей, живущих с ВИЧ, также может снизить эффективность обучения молодежи. Попытки ассоциации риска заражения ВИЧ только с этими контингентами может привести к тому, что учащиеся не будут ассоциировать свое собственное поведение, например, сексуальные связи с одноклассниками, с возможностью заражения. Стигматизация особенно снижает эффективность обучения учащихся, уже вовлеченных в опасное поведение, так как они сами становятся объектами стигматизации и негативно воспринимают внешнюю по отношению к их группе информацию.
Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта.
Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее трудно преодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков: эмоциональная неуравновешенность, юношеский негативизм, потребность испытать все на собственном опыте и т.п. Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления.
Противоречия между содержанием обучающих программ и общей работой по профилактике опасного в плане заражения ВИЧ поведения в обществе. В определенные периоды организации и проведения профилактики ВИЧ-инфекции в отдельных странах и на отдельных территориях могут возникать противоречия между внутренними и внешними (по отношению к системе образования) потоками информационного воздействия. Если обучение в системе образования не поддерживается аналогичной активностью средств массовой информации, то его эффективность может быть значительно снижена.
Отсутствие подготовленных педагогических кадров. Важным фактором, препятствующим обучению учащихся вопросам предупреждения заражения ВИЧ, является отсутствие достаточного количества специалистов, обученных навыкам практического обучения подростков безопасному в плане заражения ВИЧ поведению. Для педагогов, закончивших профессиональную подготовку в предшествующие эпидемии ВИЧ-инфекции годы, представляет достаточно большую сложность обсуждать соответствующие вопросы с учащимися. Попытки проведения профилактической работы педагогическими кадрами, не имеющими соответствующей подготовки, могут привести к негативному восприятию учащимися информации.
Принципы организации обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ/СПИД
Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы в Российской Федерации, привели к ослаблению традиционной половой морали, росту мобильности населения, масштабированию коммерческого секса и потребления наркотиков. Связанное с этими явлениями распространение ВИЧ/СПИД значительно усугубляет ситуацию. В то же время, как показывает опыт ряда стран Европы, мобилизация населения на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД может содействовать ослаблению негативных тенденций "сексуальной революции".
Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ/СПИД, заставляет рассматривать вопросы о борьбе с эпидемией в качестве приоритетных направлений деятельности российского государства. Необходимость проведения просветительных мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения. У 75% россиян, живущих с ВИЧ, ВИЧ-инфекция была впервые зарегистрирована, когда они были в возрасте до 30 лет, а у 30-16% - в возрасте до 20 лет. При этом следует учесть, что все они заразились ВИЧ за несколько лет до того, как заболевание было диагностировано.
Целесообразность использования для обучения именно образовательных учреждений определяется возможностью охватить обучением в организованном порядке большую часть молодежи.
Среди гарантий, взятых на себя государством в области противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа, в тексте статьи 6 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" упоминаются:
- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
- включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию.
Таким образом, в России имеется правовая база для внедрения в образовательных учреждениях программ обучения в области предупреждения заражения ВИЧ, по крайней мере, в рамках тематических вопросов по половому воспитанию.
Учащиеся всех учебных заведений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий, имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.
Планирование мероприятий по обучению учащихся общеобразовательных учреждений в рамках программ по предупреждению распространения ВИЧ/СПИД и ИППП должно координироваться в рамках тесного межсекторного и межведомственного взаимодействия.
Согласованная позиция администрации, органов образования и здравоохранения, политических и общественных организаций, которая может быть достигнута в рамках деятельности межсекторных координационных советов по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, должна стать базой, обеспечивающей снижение уровня конфликта подходов и интересов, которые могут возникать по описанным выше мотивам.
В то же время следует учитывать, что ни религиозные, ни иные общественные и негосударственные объединения и организации не имеют права определять концепцию и информационное наполнение государственных программ по информированию населения, в том числе учащихся, по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции.
Программы по обучению учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ разрабатываются и утверждаются органами здравоохранения и образования, согласуются с администрацией соответствующего уровня. При их составлении может учитываться мнение политических и общественных организаций, однако лишь в том случае, если оно не противоречит задачам противодействия эпидемии. Например, нельзя согласиться с мнением каких-либо организаций, отрицающих возможность использования презервативов для предупреждения заражения ВИЧ.
Общественные объединения, включая религиозные, могут осуществлять информирование населения о путях предупреждения ВИЧ-инфекции в рамках прав, определенных их уставными документами, вне государственных учебных заведений.
При этом следует учитывать, что заявленные некоторыми организациями программы "по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи" на практике могут не соответствовать провозглашенным целям. Поэтому при попытках общественных организаций осуществлять свою деятельность в государственных образовательных учреждениях, их программы должны быть согласованы и утверждены органами здравоохранения (санитарно-эпидемиологической службой) и образования, а все предоставленные "инструкторы и преподаватели" пройти аттестацию на знание программы. При этом программы обучения, предлагаемые неправительственными организациями, не должны содержать противоречивых материалов или навязывать односторонний подход к решению проблемы предупреждения распространения ВИЧ/СПИД.
Учитывая возможность нежелательной интерпретации некоторыми родителями несовершеннолетних учащихся как самого факта обучения вопросам, связанным с сексуальной активностью, так и содержания программ по обучению способам предупреждения заражения, целесообразно предварительно предоставить родителям возможность получить информацию о проводимом обучении и получить их информированное согласие на участие детей в занятиях.
Одним из решений проблемы предвзятого отношения учащихся к "официальной информации" может стать использование для обучения специально подготовленных инструкторов из числа учащихся (использование принципа "равный - равному"). При этом, однако, следует учитывать, что инструкторы из числа учащихся должны заниматься учебой, они могут лишь временно принимать участие в этой деятельности, их интерес к однообразной деятельности быстро ослабевает. По этой причине необходимо постоянно работать над повышением их знаний и навыков и обновлять состав инструкторов.
Необходимо отметить, что помимо лекционного обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использоваться такие методы, как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов.
Для профилактики заражения ВИЧ/СПИДом могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися.
Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли.
При подаче информации целесообразно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно.
Содержание информации о предупреждении заражения ВИЧ для учащихся
Молодые люди имеют право знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смертельного заболевания - синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД), что заболевание это пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов.
Информация, предоставляемая учащимся, должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, то есть путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным в плане предупреждения заражения ВИЧ, но они в сотни раз снижают риск заражения.
Учащиеся должны получать достаточную информацию, для того чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающий максимальную защиту от ВИЧ в тех условиях, в которых они могут оказаться в будущей жизни.
Обучение учащихся специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, также целесообразно осуществлять в организованном порядке.
5. Обучение других организованных контингентов населения
Информирование военнослужащих, сотрудников милиции и других организованных контингентов осуществляется в регулярном порядке по специальным методикам и программам, согласованным с органами здравоохранения и учреждениями, в ведомстве которых находятся данные контингенты.
Обучение рабочих и служащих навыкам предупреждения заражения ВИЧ должно вменяться в обязанность работодателей и осуществляться под контролем службы надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Неработающая и неучащаяся молодежь представляет собой группу, особо уязвимую к заражению ВИЧ. Для работы с этой группой используются различные мероприятия, проводимые в местах ее концентрации, определяемых для каждой территории.
К этой деятельности привлекаются также "клиники, дружественные молодежи", и другие аналогичные организации.
Для профилактической работы среди подростков и молодежи целесообразно использовать различные молодежные организации и движения.
6. Профилактика ВИЧ-инфекции среди пациентов медицинских организаций
Малоиспользуемым в настоящее время ресурсом профилактики распространения ВИЧ/СПИДа является обучение населения методам предупреждения заражения ВИЧ, проводимое среди лиц, обращающихся за помощью в медицинские учреждения, которые традиционно называются лечебно-профилактическими учреждениями, но сравнительно редко участвуют в профилактической деятельности. Эта работа проводится в рамках одного медицинского ведомства, поэтому сравнительно легко организуется и контролируется.
Учитывая частоту обращения населения за медицинской помощью, целесообразно вовлекать в профилактическую работу максимально возможное число учреждений и организаций, для того чтобы создать надежную информационную преграду на пути распространения ВИЧ.
Мероприятия, осуществляемые организациями различного профиля, должны быть четко определены инструктивными материалами, подготовленными территориальными органами здравоохранения.
Роль различных медицинских учреждений в профилактике ВИЧ-инфекции
Мероприятия, осуществляемые организациями различного профиля, должны быть четко определены директивными документами и обеспечены инструктивными материалами. В федеральной, региональных и городских программах по профилактике и борьбе со СПИДом целесообразно запланировать расходы на обучение медицинского персонала, подготовку учебных и профилактических материалов, необходимых для проведения профилактических мероприятий среди пациентов медицинских учреждений, а также фонд оплаты работы исполнителей. Организация мероприятий возлагается на администрацию медицинского учреждения.
Лечебно-профилактические учреждения общего профиля
Во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от ведомственного подчинения, должны быть лица, ответственные за проведение профилактических мероприятий по ВИЧ-инфекции и обучение персонала и клиентов учреждения, прошедшие соответствующую подготовку.
Учреждения должны иметь в доступном для больных и посетителей месте наглядную агитацию по предупреждению половой передачи ВИЧ и по предупреждению потребления наркотиков, содержащую информацию о возможности передачи ВИЧ и вирусов гепатитов, в том числе при приеме наркотиков, о методах предупреждения заражения. Рекомендуется предоставлять посетителям в режиме свободного доступа те же информационные листки и буклеты соответствующего содержания.
В случае обнаружения лиц, относящихся к уязвимым по ВИЧ-инфекции группам населения, например, лиц, подозрительных на употребление психотропных препаратов, лицо, ответственное за профилактические мероприятия по ВИЧ-инфекции, должно провести с таким пациентом беседу (консультирование) по вопросам предупреждения ВИЧ-инфекции. Консультация должна фиксироваться в текущей документации (амбулаторные карты, истории болезни).
Организации акушерского и гинекологического профиля должны быть одним из важнейших структурных подразделений, проводящим профилактическую работу среди женского населения, подготовку по предупреждению передачи ВИЧ. В связи с этим весь персонал соответствующих учреждений должен пройти базовое обучение по предупреждению распространения ВИЧ, гепатитов и других ИППП. В каждом учреждении должен быть специалист, имеющий сертификат о том, что он прошел обучение по предупреждению передачи ВИЧ от беременной ВИЧ-инфицированной женщины ее будущему ребенку, а также по консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции.
Женщины, из угрожаемых по ВИЧ контингентов населения, обращающиеся за медицинской помощью, должны получать дополнительную информацию о путях предотвращения заражения ВИЧ.
Все учреждения и подразделения акушерско-гинекологического профиля должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции, доступными для пациентов.
Организации дерматовенерологического профиля должны, помимо лечения ИППП, проводить постоянное обучение обращающегося за помощью населения методам предупреждения заражения ВИЧ и ИППП. Весь персонал соответствующих учреждений должен пройти базовое обучение по предупреждению распространения ВИЧ, гепатитов и других ИППП. В каждом учреждении должен быть специалист, обученный консультированию по вопросам ВИЧ-инфекции.
Все лица с подозрением или диагностированными ИППП должны получать дополнительную информацию о способах предупреждения ВИЧ-инфекции.
Все подразделения должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции, доступными для пациентов.
Инфекционные стационары для лечения пациентов с вирусными гепатитами являются важными пунктами профилактики заражения ВИЧ, так как заражение вирусными гепатитами с парентеральным путем заражения часто предшествует заражению ВИЧ. В большинстве случаев обнаружение гепатитов В или С указывает на наличие у пациента риска заражения ВИЧ-инфекцией.
В связи с этим весь персонал "гепатитных" отделений должен пройти обучение по предупреждению распространения ВИЧ и гепатитов. Все профильные отделения должны быть оснащены информационными материалами по профилактике ВИЧ-инфекции. Кроме мероприятий, общих для всех лечебно-профилактических учреждений, персонал отделений должен проводить консультирование по предупреждению заражения ВИЧ с каждым пациентом с гепатитами В и С, что должно быть отмечено в истории болезни. ВИЧ-инфицированные лица, получающие помощь в данных учреждениях, должны быть проконсультированы специалистами СПИД-центров.
Учреждения для лечения зависимости от психотропных веществ или последствий их применения. Все учреждения этого профиля, не зависимо от формы собственности и объема оказываемых услуг, включая научно-исследовательские и образовательные, должны иметь в штате сотрудника, обученного навыкам консультирования по ВИЧ-инфекции. Все пациенты этих учреждений должны в обязательном порядке пройти консультирование по вопросам ВИЧ/СПИДа и способам их предупреждения, что должно быть отражено в документации. Все учреждения, оказывающие услуги этого типа, обязаны оказывать помощь ВИЧ-инфицированным лицам наравне с другими пациентами. ВИЧ-инфицированные лица, получающие помощь в данных учреждениях, должны быть проконсультированы специалистами СПИД-центров.
Медицинские пункты учебных заведений и предприятий использовать для распространения профилактической информации и непосредственного обучения лиц, обращающихся за медицинской помощью.
Организации, занимающиеся розничной продажей презервативов, шприцев и игл (аптеки). Во всех аптеках, независимо от формы собственности, должны быть на видном месте расположены материалы, информирующие о путях заражения ВИЧ и способах предупреждения заражения.
Аптечные работники обязаны вручать всем лицам, приобретающим шприцы и иглы, печатные информационные материалы о путях предупреждения заражения ВИЧ и вирусными гепатитами.
Центры по профилактике и борьбе со СПИДом должны:
a. организовывать проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ на подведомственной территории;
b. оказывать методическую и консультативную помощь всем лечебно-профилактическим учреждениям подведомственной территории в области профилактики ВИЧ-инфекции;
c. оказывать необходимую консультативную помощь специалистам других учреждений;
d. подготавливать инструктивные и информационные материалы и снабжать ими медицинские учреждения;
e. проводить консультирование и специфическое лечение ВИЧ-инфицированных лиц;
f. постоянно информировать руководство здравоохранения и население о ситуации по ВИЧ/СПИДу в регионе и об эффективности осуществляемых программ по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции.
7. Роль других организаций в профилактике ВИЧ-инфекции
Организации, занимающиеся санитарным просвещением населения, должны в обязательном порядке включить в свои программы вопросы профилактики заражения ВИЧ и проводить соответствующую работу среди населения, используя доступные средства, включая электронные средства информации.
Общественные (неправительственные, некоммерческие) организации, а также частные лица, декларирующие свое участие в обучении населения, в частности, наркопотребителей, способам предупреждения заражения ВИЧ, могут осуществлять свою деятельность по программам, согласованным и утвержденным органами санитарно-эпидемиологического контроля и Госнаркоконтроля.
Промышленные предприятия, производящие шприцы и иглы, медицинское оборудование:
1. обязаны указывать на упаковках производимого товара информацию об их безопасном использовании (предупреждение об опасности повторного использования), а также о путях предупреждения заражения ВИЧ и вирусными гепатитами;
2. развивать производство медицинского инструментария, обеспечивающего снижение риска травматизации персонала;
3. развивать производство саморазрушающихся шприцев.
Промышленные предприятия, производящие презервативы:
1. обязаны обеспечивать качество продукции;
2. снабжать каждую упаковку презервативов информацией о правильном использовании презервативов и сроке годности.
Органы Федеральной службы по надзору в области защиты прав потребителей и здоровья населения должны проводить контроль своевременного исполнения и надлежащего объема проводимых на подведомственной территории мероприятий, постоянно информировать органы власти и местные средства массовой информации о ситуации по ВИЧ-инфекции и эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.