Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 г. N Пр-1310, пункт 2, подпункт "а"
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение перечня Ваших поручений об осуществлении мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации докладывает.
Мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации осуществлялся по нескольким направлениям:
- языки народов Российской Федерации в сфере образования и науки;
- языки народов Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
- языки народов Российской Федерации в средствах массовой информации.
По направлению "Языки народов Российской Федерации в сфере образования и науки" выявлены следующие тенденции.
1. Законодательно закреплены права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего и основного общего образования на языках народов Российской Федерации, а также изучение языков народов Российской Федерации на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
С целью обеспечения прав граждан на получение образования на языках народов Российской Федерации и изучение родных языков в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах формируется сеть государственных и муниципальных образовательных организаций. Образовательные организации самостоятельно своими локальными нормативными актами с учетом запросов и интересов обучающихся определяют язык, языки образования по реализуемым ими образовательным программам.
Формирование сети таких образовательных организаций осуществляется на основании прогнозных данных о контингенте потенциальных обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципалитета, анализа демографической ситуации и запросов граждан.
Кроме того, в примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования предусмотрена возможность выбора образовательной организацией того варианта учебного плана, который наиболее точно отвечает образовательным потребностям обучающихся, в том числе учитывающим их языковые запросы.
По данным статистического наблюдения в 2014/2015 учебном году, кроме русского языка как государственного языка Российской Федерации, обучение велось на 24 государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и 73 языка из числа языков народов России изучались как учебный предмет (сведения об общеобразовательных организациях и количестве обучающихся по языку обучения и по изучению языка как учебного предмета представлены в приложении 1).
Также государство оказывает содействие в организации различных форм получения образования на языках народов России, в том числе дистанционных, для граждан, проживающих за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также гражданам, не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп.
Так, в Удмуртской Республике наряду с удмуртским языком как государственным языком республики, изучаются татарский и марийский языки и литература в рамках учебного предмета, в Забайкальском крае - эвенкийский и бурятский языки и литература.
В Республике Татарстан функционируют школы с чувашским, марийским, удмуртским языком обучения, а также изучаются мордовский, башкирский языки и иврит.
2. В развитие норм законодательства Российской Федерации в сфере сохранения языкового многообразия законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, обеспечиваются преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации.
В образовательном процессе также осуществляется интеграция учебных курсов (литература, история, география и др.), что позволяет не только изучить родной язык, но и расширять знания по национальной культуре.
Кроме того, наряду с обязательными учебными предметами в школах реализуются факультативные занятия и элективные учебные курсы по изучению национальной истории, культуры, декоративно-прикладного творчества и фольклора, национальных семейных традиций.
Например, в ряде школ Свердловской области наряду с изучением татарского и марийского языков факультативно изучаются родная литература на этих языках, культура, обычаи и традиции.
С целью формирования направленных на получение обучающимися знаний мировой религии (мировых религий) в рамках реализуемых образовательной организацией основных образовательных программ в общеобразовательных организациях на уровнях основного общего и среднего общего образования реализуется предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Развитию интереса к родным языкам и национальным культурам народов России способствуют и проводимые в ряде регионов России олимпиады школьников по языкам народов России (Хабаровский край, Свердловская область, республики Татарстан, Чувашская и др.).
3. В субъектах Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие повышение интереса к изучению языков народов России, в том числе в системе дополнительного образования детей.
В школах, созданных в местах традиционного проживания титульных народов России, функционируют этнографические, краеведческие и исторические музеи, что способствует воспитанию у детей и молодежи чувства гордости, бережного отношения к национальной истории, культуре и языку.
В Ямало-Ненецком автономном округе, Хабаровской крае, Республике Саха (Якутия) ежегодно проводятся смотры-конкурсы кабинетов родных языков из числа языков народов, проживающих в этих регионах. В смотрах-конкурсах принимают участие не только учителя родных языков, но и сами обучающиеся и их родители.
В Томской области на базе 25 образовательных организаций созданы центры этнокультурного образования, педагоги которых ведут урочные и дополнительные занятия, занимаются проектной деятельностью по этнокультурному направлению, создают специализированные интернет-страницы на школьных сайтах.
В Мурманской области ежегодно в апреле проводится краеведческий фестиваль детского творчества "Чакхли", в рамках которого организуются мастер-классы для педагогов, творческие площадки для учащихся начальных классов, апробируются новые формы работы с использованием спортивных национальных игр и др.
4. В субъектах Российской Федерации с целью сохранения и развития языков народов России разрабатываются и реализуются региональные и ведомственные целевые программы.
К примеру, в Республике Татарстан действует государственная программа Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2014-2020 годы". В рамках программы предусмотрено проведение социолингвистического мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и мониторинга развития сети образовательных организаций с родными языками обучения.
В Хабаровском крае в рамках краевой программы "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" предусмотрены мероприятия по поддержке языков коренных малочисленных народов, включая встречи с писателями - носителями языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В Красноярском крае реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие образования на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2011-2015 годы". В рамках программы предусмотрено издание учебно-методической литературы для образовательных организаций с обучением на языках народов Российской Федерации.
Издание учебной литературы для изучения родных языков, художественной литературы на родных языках осуществляется также в рамках региональных целевых программ таких субъектов Российской Федерации, как Республики Хакасия, Крым, Чеченская; Мурманская, Кемеровская, Томская области; Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы России.
5. В образовательном процессе используются учебники и учебные пособия для изучения языков из числа языков народов Российской Федерации и для обучения на государственных языках республик.
В федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного Общего, среднего общего образования (далее - Перечень), третья часть полностью отведена учебникам, обеспечивающим учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. В настоящее время в Перечень включены:
- 26 учебников на татарском языке по предмету "Родной язык" и 12 - по предмету "Литературное чтение на родном языке" (начальная школа);
- 5 учебников на хакасском языке и 10 - на татарском по предмету "Родной язык";
- 5 учебников на хакасском языке и 10 - на татарском по предмету "Родная литература" (основная школа).
В субъектах Российской Федерации также издаются учебные пособия, учебно-методическая, художественная литература и периодические издания на родных языках.
Так, в Хабаровском крае в 2014 году изданы учебные пособия по удэгейскому и нивхскому языкам, переизданы учебные пособия по нанайскому языку.
За последние 3 года в Республике Алтай разработаны и изданы 76 наименований учебно-методической литературы по алтайскому языку и литературе.
6. Одним из условий развития языков народов Российской Федерации является кадровое обеспечение системы образования преподавателями родных языков.
Важная роль в подготовке кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по родным языкам отведена институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (далее - ИНС).
На кафедрах ИНС осуществляется подготовка специалистов по тунгусо-маньчжурским языкам (эвенкийский, эвенский, орокский (ультинский), ульчский, удэгейский, нанайский); тюркским языкам (долганский); самодийским языкам (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорским языкам (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатским языкам (эскимосский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), а также реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).
Кроме того, на региональном уровне выстроена система повышения квалификации учителей родных языков, включающая пополнение их методической культуры пониманием задач, возникающих в ходе организации образовательного процесса для детей КМНС.
Так, в 2015 году в Хабаровском крае осуществлена переподготовка 33 учителей из 12 муниципальных районов края, обучающих родному языку, с присвоением дополнительной квалификации "родной язык".
7. Осуществляется научное сопровождение по вопросам сохранения, поддержки и развития родных языков как общенационального достояния народов России и неотъемлемой части культурного и духовного наследия Российской Федерации.
На федеральном, региональном и муниципальном уровнях проводится большое количество мероприятий в формате конференций, научных и учебных семинаров, курсов и лекций по вопросам обучения родным языкам и национальным культурам с учетом региональных и этнокультурных особенностей региона.
В период с 24 по 25 июня 2015 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание на тему "Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности", на котором был представлен опыт субъектов Российской Федерации по вопросам: обеспечение прав граждан Российской Федерации на пользование родным языком; развитие и совершенствование русского языка как языка межнационального общения.
Ведется работа по изданию научных монографий, проведению исследований по вопросам сохранения и развития языкового многообразия России.
В рамках целевого конкурса проектов междисциплинарных исследований 2015 года "Крым в истории, культуре и экономике России" реализуется проект "Электронный словарь диалектов крымско-татарского языка".
По направлению "Языки народов Российской Федерации в сфере культуры и искусства"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.