Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 г. N Пр-1310, пункт 2, подпункт "а"
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение перечня Ваших поручений об осуществлении мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации докладывает.
Мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации осуществлялся по нескольким направлениям:
- языки народов Российской Федерации в сфере образования и науки;
- языки народов Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
- языки народов Российской Федерации в средствах массовой информации.
По направлению "Языки народов Российской Федерации в сфере образования и науки" выявлены следующие тенденции.
1. Законодательно закреплены права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего и основного общего образования на языках народов Российской Федерации, а также изучение языков народов Российской Федерации на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
С целью обеспечения прав граждан на получение образования на языках народов Российской Федерации и изучение родных языков в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах формируется сеть государственных и муниципальных образовательных организаций. Образовательные организации самостоятельно своими локальными нормативными актами с учетом запросов и интересов обучающихся определяют язык, языки образования по реализуемым ими образовательным программам.
Формирование сети таких образовательных организаций осуществляется на основании прогнозных данных о контингенте потенциальных обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципалитета, анализа демографической ситуации и запросов граждан.
Кроме того, в примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования предусмотрена возможность выбора образовательной организацией того варианта учебного плана, который наиболее точно отвечает образовательным потребностям обучающихся, в том числе учитывающим их языковые запросы.
По данным статистического наблюдения в 2014/2015 учебном году, кроме русского языка как государственного языка Российской Федерации, обучение велось на 24 государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и 73 языка из числа языков народов России изучались как учебный предмет (сведения об общеобразовательных организациях и количестве обучающихся по языку обучения и по изучению языка как учебного предмета представлены в приложении 1).
Также государство оказывает содействие в организации различных форм получения образования на языках народов России, в том числе дистанционных, для граждан, проживающих за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также гражданам, не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп.
Так, в Удмуртской Республике наряду с удмуртским языком как государственным языком республики, изучаются татарский и марийский языки и литература в рамках учебного предмета, в Забайкальском крае - эвенкийский и бурятский языки и литература.
В Республике Татарстан функционируют школы с чувашским, марийским, удмуртским языком обучения, а также изучаются мордовский, башкирский языки и иврит.
2. В развитие норм законодательства Российской Федерации в сфере сохранения языкового многообразия законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, обеспечиваются преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации.
В образовательном процессе также осуществляется интеграция учебных курсов (литература, история, география и др.), что позволяет не только изучить родной язык, но и расширять знания по национальной культуре.
Кроме того, наряду с обязательными учебными предметами в школах реализуются факультативные занятия и элективные учебные курсы по изучению национальной истории, культуры, декоративно-прикладного творчества и фольклора, национальных семейных традиций.
Например, в ряде школ Свердловской области наряду с изучением татарского и марийского языков факультативно изучаются родная литература на этих языках, культура, обычаи и традиции.
С целью формирования направленных на получение обучающимися знаний мировой религии (мировых религий) в рамках реализуемых образовательной организацией основных образовательных программ в общеобразовательных организациях на уровнях основного общего и среднего общего образования реализуется предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Развитию интереса к родным языкам и национальным культурам народов России способствуют и проводимые в ряде регионов России олимпиады школьников по языкам народов России (Хабаровский край, Свердловская область, республики Татарстан, Чувашская и др.).
3. В субъектах Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие повышение интереса к изучению языков народов России, в том числе в системе дополнительного образования детей.
В школах, созданных в местах традиционного проживания титульных народов России, функционируют этнографические, краеведческие и исторические музеи, что способствует воспитанию у детей и молодежи чувства гордости, бережного отношения к национальной истории, культуре и языку.
В Ямало-Ненецком автономном округе, Хабаровской крае, Республике Саха (Якутия) ежегодно проводятся смотры-конкурсы кабинетов родных языков из числа языков народов, проживающих в этих регионах. В смотрах-конкурсах принимают участие не только учителя родных языков, но и сами обучающиеся и их родители.
В Томской области на базе 25 образовательных организаций созданы центры этнокультурного образования, педагоги которых ведут урочные и дополнительные занятия, занимаются проектной деятельностью по этнокультурному направлению, создают специализированные интернет-страницы на школьных сайтах.
В Мурманской области ежегодно в апреле проводится краеведческий фестиваль детского творчества "Чакхли", в рамках которого организуются мастер-классы для педагогов, творческие площадки для учащихся начальных классов, апробируются новые формы работы с использованием спортивных национальных игр и др.
4. В субъектах Российской Федерации с целью сохранения и развития языков народов России разрабатываются и реализуются региональные и ведомственные целевые программы.
К примеру, в Республике Татарстан действует государственная программа Республики Татарстан "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2014-2020 годы". В рамках программы предусмотрено проведение социолингвистического мониторинга этноязыковой ситуации в Республике Татарстан и мониторинга развития сети образовательных организаций с родными языками обучения.
В Хабаровском крае в рамках краевой программы "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" предусмотрены мероприятия по поддержке языков коренных малочисленных народов, включая встречи с писателями - носителями языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В Красноярском крае реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие образования на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2011-2015 годы". В рамках программы предусмотрено издание учебно-методической литературы для образовательных организаций с обучением на языках народов Российской Федерации.
Издание учебной литературы для изучения родных языков, художественной литературы на родных языках осуществляется также в рамках региональных целевых программ таких субъектов Российской Федерации, как Республики Хакасия, Крым, Чеченская; Мурманская, Кемеровская, Томская области; Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы России.
5. В образовательном процессе используются учебники и учебные пособия для изучения языков из числа языков народов Российской Федерации и для обучения на государственных языках республик.
В федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного Общего, среднего общего образования (далее - Перечень), третья часть полностью отведена учебникам, обеспечивающим учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. В настоящее время в Перечень включены:
- 26 учебников на татарском языке по предмету "Родной язык" и 12 - по предмету "Литературное чтение на родном языке" (начальная школа);
- 5 учебников на хакасском языке и 10 - на татарском по предмету "Родной язык";
- 5 учебников на хакасском языке и 10 - на татарском по предмету "Родная литература" (основная школа).
В субъектах Российской Федерации также издаются учебные пособия, учебно-методическая, художественная литература и периодические издания на родных языках.
Так, в Хабаровском крае в 2014 году изданы учебные пособия по удэгейскому и нивхскому языкам, переизданы учебные пособия по нанайскому языку.
За последние 3 года в Республике Алтай разработаны и изданы 76 наименований учебно-методической литературы по алтайскому языку и литературе.
6. Одним из условий развития языков народов Российской Федерации является кадровое обеспечение системы образования преподавателями родных языков.
Важная роль в подготовке кадров для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации по родным языкам отведена институту народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (далее - ИНС).
На кафедрах ИНС осуществляется подготовка специалистов по тунгусо-маньчжурским языкам (эвенкийский, эвенский, орокский (ультинский), ульчский, удэгейский, нанайский); тюркским языкам (долганский); самодийским языкам (ненецкий, нганасанский, селькупский, энецкий); финно-угорским языкам (саамский, хантыйский, мансийский, вепсский); палеоазиатским языкам (эскимосский, чукотский, корякский, ительменский, юкагирский, кетский, нивхский), а также реализуется многопрофильная, комплексная североведческая подготовка в сфере традиционной культуры (технологии традиционного декоративно-прикладного искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, танцевальный и музыкальный фольклор, музейное дело и др.).
Кроме того, на региональном уровне выстроена система повышения квалификации учителей родных языков, включающая пополнение их методической культуры пониманием задач, возникающих в ходе организации образовательного процесса для детей КМНС.
Так, в 2015 году в Хабаровском крае осуществлена переподготовка 33 учителей из 12 муниципальных районов края, обучающих родному языку, с присвоением дополнительной квалификации "родной язык".
7. Осуществляется научное сопровождение по вопросам сохранения, поддержки и развития родных языков как общенационального достояния народов России и неотъемлемой части культурного и духовного наследия Российской Федерации.
На федеральном, региональном и муниципальном уровнях проводится большое количество мероприятий в формате конференций, научных и учебных семинаров, курсов и лекций по вопросам обучения родным языкам и национальным культурам с учетом региональных и этнокультурных особенностей региона.
В период с 24 по 25 июня 2015 г. в Москве проведен Всероссийский семинар-совещание на тему "Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности", на котором был представлен опыт субъектов Российской Федерации по вопросам: обеспечение прав граждан Российской Федерации на пользование родным языком; развитие и совершенствование русского языка как языка межнационального общения.
Ведется работа по изданию научных монографий, проведению исследований по вопросам сохранения и развития языкового многообразия России.
В рамках целевого конкурса проектов междисциплинарных исследований 2015 года "Крым в истории, культуре и экономике России" реализуется проект "Электронный словарь диалектов крымско-татарского языка".
По направлению "Языки народов Российской Федерации в сфере культуры и искусства" выявлены следующие тенденции.
1. Проводятся народные праздники, конкурсы, носящие яркую этнокультурную окраску.
Так, в Республике Татарстан ежегодно организуются праздники мордовской культуры "Балтай", марийской культуры "Семык", удмуртской культуры "Гырон быдтон", межрегиональный праздник чувашской национальной культуры "Уяв".
Традиционно на территории компактного проживания коренных малочисленных народов проходят праздники, посвященные их фольклорным традициям и обычаям: межрегиональный фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Камчатского края "Золотые родники"; фестиваль фольклора народов Севера (Ямало-Ненецкий автономный округ), фестиваль фольклора народов Севера "Этюды Севера" (Томская область) и др.
С 2010 года в Ленинградской и Вологодской областях проходят Всероссийский фестиваль малочисленных финно-угорских народов; фестиваль вепсской национальной культуры "Древо жизни"; фестиваль традиционной культуры финно-угорских народов "Воршуд" ("Святыня рода") в Удмуртской Республике и др. Из небольшого деревенского праздника вырос Международный этнокультурный фестиваль народности сето "Сетомаа. Семейные встречи" (Псковская область).
Этническое своеобразие народов Кавказа и юга России сохраняют и приумножают фестиваль фольклора и традиционной культуры народов горных земель "Горцы" и "Каспий - берега дружбы" в Дагестане, форум "Эпосы мира на земле потомков Джангара". В июне 2015 г. в Удмуртской Республике проведен Бурановский фольклорный фестиваль, в котором приняли участие ученые, фольклористы, руководители фольклорных коллективов Удмуртской Республики, представители республик Калмыкия, Марий Эл, Татарстан; Пермского края; Кировской и Московской областей; Москвы.
2. Конкурсные и праздничные мероприятия поддерживаются профессиональными творческими коллективами.
Интересным примером популяризации языков народов Российской Федерации служат фестивали современной эстрадной песни в республиках Поволжья. Например, фестиваль "Урал-моно" в Башкортостане, фестиваль мордовской песни "Од вий", республиканский фестиваль современной коми-песни "Василей" и многие другие.
Впервые в 2015 г. в Республике Башкортостан в рамках республиканского фольклорного праздника "Акмулла нэсихэттэре" прошел конкурс сэсэнов-импровизаторов "Акмулла варисы" (участвовали более 40 сэсэнов из 8 муниципальных образований республики). Конкурс был нацелен на возрождение и развитие жанров башкирской народной поэзии - кубаиров и поддержку творчества народных сказителей - сэсэнов, на обучение подрастающего поколения основам башкирского устно-поэтического творчества. В рамках конкурса прошли творческая лаборатория и мастер-класс по традиционному сказительскому искусству.
3. Поддержке языков и литературы народов Российской Федерации содействуют общедоступные библиотеки.
Согласно статистическим данным в фондах общедоступных библиотек на 1 января 2015 г. состояло более 19 миллионов экземпляров печатных изданий на языках народов Российской Федерации (около 2,7 процентов от общего количества книг).
В целях пропаганды творчества писателей разных национальностей общедоступные библиотеки проводят встречи с ними, организуют выставки их произведений.
4. Поддерживается производство фильмов на языках народов Российской Федерации.
Так, в 2012 году был выпущен фильм на ненецком языке "Белый ягель" (режиссер В. Тумаев), в 2013 году - "Чайки" на калмыкском языке (режиссер Э. Манжеева), в 2014 году - "Тэли и Толи" на осетинском языке (режиссер А. Амиров).
В рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" поддерживаются различные творческие проекты, направленные на сохранение и развитие культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации.
5. Особый вклад в сохранение и развитие национальных культур вносят образовательные организации, реализующие образовательные программы в области народного творчества.
Студенты под руководством опытных преподавателей участвуют в фольклорных экспедициях в регионах, где проживают представители различной этнической и конфессиональной принадлежности, с целью сбора и обработки информации об их обычаях и традициях. Организация таких фольклорно-этнографических практик позволяет раскрыть и сохранить богатство и разнообразие народных культур и языков.
Данные мониторинга по направлению "Языки народов Российской Федерации в средствах массовой информации" представлены в приложении 2* и содержат информацию:
- о количестве печатных периодических СМИ на языках народов Российской Федерации;
- об информационных агентствах, осуществляющих свою деятельность на языках народов России;
- об электронных СМИ на языках народов Российской Федерации;
- о сетевых изданиях на языках народов России.
Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Так как мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации будет ежегодным, то в целях повышения эффективности работы по сохранению и развитию языков народов Российской Федерации планируется совершенствование системы сбора, обработки и анализа информации.
Докладывается в порядке исполнения поручения.
|
Председатель Правительства |
______________________________
* При данной публикации не приводится.
Заместитель директора |
И.И. Тараданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.