Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки И.С. Кузнецовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения апелляционным определением суда апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении заявления гражданки И.С. Кузнецовой об оспаривании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления об отказе в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, как включенной в список нуждающихся в жилых помещениях по категории "жертвы политических репрессий", и обязании устранить допущенные нарушения.
Со ссылкой, в частности, на положения статьи 13, частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ суд указал, что федеральным законодательством установлено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на возвращение на прежнее место жительства, при этом расходные обязательства по обеспечению таких лиц мерами социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Одновременно суд указал, что ранее действовавшая норма о том, что реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья (часть первая статьи 16 в редакции Федерального закона от 3 сентября 1993 года N 5698-I), - независимо от того, имели ли они в данном населенном пункте жилье до применения к ним репрессий, - в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ утратила силу.
Суд также отметил, что И.С. Кузнецова, заключением прокуратуры Волгоградской области признанная пострадавшей от политических репрессий, не представила документы, подтверждающие факт утраты ее репрессированным отцом жилого помещения в связи с политическими репрессиями; доводы о том, что Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" распространяется на граждан независимо от места применения политических репрессий и места проживания такого лица в настоящее время, суд признал неосновательными.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.С. Кузнецова просит признать противоречащим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 27 (часть 1), 40 (часть 3), 55 (части 2 и 3) и 76 (часть 3), пункт 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Заявительница утверждает, что данным законоположением реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, были лишены права на первоочередное получение жилья без ограничения по территориальному признаку.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола (определения от 24 июня 2008 года N 620-О-П, от 22 марта 2012 года N 631-О-О и др.).
Так, защите жилищных прав реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с политическими репрессиями, посвящена статья 13 данного Закона, которая в редакции пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусматривает, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации; это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, выселке, на спецпоселении. Тем самым данная статья по-прежнему направлена на восстановление жилищных прав как реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, так и членов их семей, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, и сама по себе не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан.
Таким образом, обжалуемый заявительницей пункт 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым статья 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" изложена в новой редакции, не содержащей указаний на порядок предоставления жилья реабилитированным лицам, не может рассматриваться как противоречащий статьям 40 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и никак не соотносится с ее статьями 19 (часть 2) и 76 (часть 3).
В части же довода о противоречии пункта 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в силу отмены мер социальной поддержки в жилищной сфере реабилитированных лиц и членов их семей по новому месту жительства жалоба заявительницы, по существу, направлена на внесение в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" целесообразных, с ее точки зрения, изменений, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кузнецовой Иры Сергеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2809-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кузнецовой Иры Сергеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был