Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N АКПИ15-1139
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ким С.X.
о признании частично не действующим подпункта "а" пункта 12.1 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Положение). Постановление опубликовано 23 декабря 2002 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 51, ст. 5077, 25 декабря 2002 г. в "Российской газете", N 241.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 962 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879", размещённого 24 сентября 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и опубликованного 29 сентября 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 39, ст. 5258, Положение дополнено пунктом 12.1.
Согласно подпункту "а" пункта 12.1 Положения основанием для отказа в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Ким С.X. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 12.1 Положения в части, предусматривающей в качестве основания для отказа в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Своё требование административный истец мотивирует тем, что оспариваемое нормативное положение противоречит преамбуле и статьям 1, 4, 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пунктам 8, 9, 10, 11 этого же Положения, пунктам 16.1, 16.2, 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, а также нарушает его права как инвалида II группы, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на признание права на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. По его мнению, оспариваемое нормативное положение незаконно ставит постановку гражданина-инвалида на учёт лиц, имеющих право на жилищную субсидию, в зависимость от признания его нуждающимся в жилом помещении (улучшении жилищных условий) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ким С.X. не принимал участие в судебном заседании, о котором был извещён надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях на административное исковое заявление просило в его удовлетворении отказать, считая, что Положение утверждено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации, прав и свобод административного истца не нарушает.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения представителя Правительства Российской Федерации Калиновой К.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Статьёй 1 названного Федерального закона предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Положение утверждено Правительством Российской Федерации в целях обеспечения исполнения требований Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, что соответствует полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, предоставленным ему на основании статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
По смыслу Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, порядок реализации прав граждан, указанных в его статье 1, на получение и использование жилищных субсидий предусматривает постановку их на учёт по месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а при передаче осуществления государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учёт и учёту граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, - органами местного самоуправления (статья 3).
Условия возникновения права на получение жилищных субсидий вместе с кругом лиц, имеющих такое право, определены также статьёй 1 данного Федерального закона.
Исходя из приведённых норм постановке на учёт подлежат только лица, у которых возникло это право. Следовательно, предусмотренное в подпункте "а" пункта 12.1 Положения основание к отказу в постановке на учёт как несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемое нормативное положение не содержит предписаний, изменяющих условия возникновения права на получение жилищных субсидий, установленных федеральным законом, поэтому доводы административного истца о нарушении права в перечисленных им аспектах являются несостоятельными.
При этом его доводы о противоречии оспариваемой части подпункта "а" пункта 12.1 Положения преамбуле и статьям 1, 4, 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ основаны на неправильном толковании норм права.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы о несоответствии оспариваемой нормы пунктам 8, 9, 10, 11 этого же Положения, которые являются правовыми нормами одного и того же акта. Изложенные в них предписания имеют равную юридическую силу, в связи с чем не могут проверяться судом на предмет соответствия друг другу.
По аналогичным мотивам оспариваемая норма не подлежит проверке и на соответствие пунктам 16.1, 16.2, 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ким С.X. о признании частично не действующим подпункта "а" пункта 12.1 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N АКПИ15-1139
Текст решения официально опубликован не был