Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Васильевой Е.Н. о признании недействующим со дня принятия распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области"
по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского областного суда от 26 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Васильевой Е.Н. - Махенькова А.Г., Савицкого Р.В., поддержавших требования апелляционной жалобы, представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Петросяна А.А., представителя Министерства имущественных отношений Московской области Васильева С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области) издано распоряжение от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" (далее - Распоряжение N 564-РМ).
В приложении 1 к указанному распоряжению в разделе 50 приведены результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... и ... земельных участков с кадастровыми номерами ... (пункты 79477-79563, 79565-79585, 79587-79594).
Распоряжение опубликовано 27 ноября 2013 г. в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 223.
Впоследствии распоряжением от 12 мая 2014 г. N 182-РМ, опубликованным 15 мая 2014 г. в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 85 (3265), внесены изменения в Распоряжение N 564-РМ.
Васильева Е.Н. является собственником ... земельных участков с кадастровыми номерами ..., и обратилась в Московский областной суд с заявлением о признании Распоряжения N 564-РМ в части включения упомянутых земельных участков в пункты 79477-79563, 79565-79585, 79587-79594 раздела 50 "Раменский муниципальный район" приложения 1 к оспариваемому распоряжению.
В заявлении Васильева Е.Н. указывает, что оспариваемый ею в части нормативный правовой акт вынесен в нарушение правил проведения государственной кадастровой оценки. Утверждение результатов оценки, а также внесение результатов оценки в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, право собственности на которые не оформлено в установленном законом порядке, противоречат гражданскому законодательству, законодательству об оценочной деятельности и законодательству в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.
Заявитель полагает, что её права нарушены тем, что утверждённая оспариваемым распоряжением кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков определена неправильно, что ведёт к завышению налоговой базы по земельному налогу, который заявитель обязана уплачивать как собственник данных объектов недвижимого имущества.
Решением Московского областного суда от 26 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством экологии и природопользования Московской области и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Васильева Е.Н. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешённого использования "для дачного строительства", расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала.
Право собственности заявителя на указанный земельный участок зарегистрировано 3 декабря 2014 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Васильева Е.Н. 29 декабря 2014 г. приняла решение об утверждении раздела земельного участка с кадастровым номером ..., в результате которого образовано ... земельных участков с кадастровыми номерами ... (далее - образованные земельные участки). Право собственности на образованные земельные участки зарегистрировано 6 февраля 2015 г.
Учёт образованных земельных участков осуществлён в 2012 году по решению о разделе преобразуемого земельного участка предыдущим собственником и по результатам их межевания. Сведения об указанных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости в 2012 году и носили временный характер.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая Распоряжение N 564-РМ в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и отказывая заявителю в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определён порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьёй 24.11 Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень); утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении её результатов принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12, 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Распоряжение N 564-РМ принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные данной статьей полномочия по формированию и предоставлению Перечня органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено, что в целях реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011 - 2013 годы", утверждённой постановлением Правительства Московской области от 9 августа 2010 г. N 646/34, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области предоставлена информация в Минэкологии Московской области, касающаяся перечней земельных участков Московской области для целей проведения государственной кадастровой оценки. В этот перечень вошли спорные образованные земельные участки.
Распоряжением N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области.
Согласно разделу 50 "Раменский муниципальный район" приложения 1 к Распоряжению N 564-РМ определены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером ..., а также вновь образованных земельных участков, сведения о кадастровой стоимости которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Требования к содержанию запроса и порядку формирования Перечня содержаться в статье 24.13 Закона об оценочной деятельности и приказе Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. N 648 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке" (далее - Порядок).
Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности при формировании Перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Перечень формируется с учётом и при наличии следующих сведений в запросе заказчика работ по определению кадастровой стоимости: наименования субъекта Российской Федерации и (или) наименования муниципального образования, в границах которых расположены объекты недвижимости, подлежащие государственной кадастровой оценке; вида (видов) объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; категории (категорий) земель, в случае если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки; даты, по состоянию на которую необходимо сформировать перечень (пункт 1 Порядка).
В текстовую часть Перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования Перечня, обо всех объектах недвижимости, соответствующих сведениям, указанным в пункте 1 Порядка, за исключением объектов недвижимости, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня отсутствует хотя бы одно из следующих сведений или сведений о характеристике:
кадастровый номер;
категория земель, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок;
разрешённое использование, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок;
площадь, в случае если объектом недвижимости, подлежащим государственной кадастровой оценке, является земельный участок, здание, помещение (пункт 8 Порядка).
В данном случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, характеристики спорных образованных земельных участков были включены в государственный кадастр недвижимости в полном объёме, земельным участкам были присвоены кадастровые номера и эти сведения об образованных земельных участках были указаны в Перечне.
Таким образом, сведения, указанные в запросе и в Перечне, при проведении оспариваемой государственной кадастровой оценки соответствовали требованиям указанных правовых актов.
Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что образованные земельные участки до момента государственной регистрации прав на них не существовали как объекты недвижимости, не являлись самостоятельным объектом гражданских прав и поэтому не подлежали государственной кадастровой оценке, основан на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 128, части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся недвижимые вещи, в том числе земельные участки.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (статья 131 ГК РФ).
При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 131 ГК РФ, по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение закон устанавливает в целях обеспечения стабильности гражданского оборота.
Таким образом, спорные образованные земельные участки являются объектом недвижимости и отсутствие зарегистрированных прав на земельные участки не является препятствием в их учёте для целей публично-правовых отношений по проведению государственной кадастровой оценки.
Как указано в части 2 статьи 131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учёт отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Особенности и порядок учёта земельных участков регламентирован статьями 24 и 25 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учёт земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного федерального закона, согласно которой эти сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учёт образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Данные положения согласуются и с пунктом 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которому в случаях, установленных Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.
Включение в Перечень объектов недвижимости, учёт которых в государственном кадастре недвижимости, носит временный характер, не противоречит статье 24.13 Закона об оценочной деятельности, где указано, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости, а также Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённому приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 (далее - ФСО N 4), в пункте 5 которого предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Судебная коллегия не принимает довод апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, который определяет, что сведения до утраты ими в установленном этим законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. Данная норма не регулирует отношения в сфере государственной кадастровой оценки, в целях которой подлежат применению понятия и термины, используемые в Законе об оценочной деятельности и ФСО N 4, которые носят специальный характер.
Довод апелляционной жалобы о том, что утверждённые Распоряжением N 564-РМ результаты государственной кадастровой оценки противоречат Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка (приказ Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. N 222), поскольку кадастровая стоимость образуемых земельных участков с кадастровыми номерами ... подлежала определению на основе установленного решением суда удельного показателя преобразуемого земельного участка с кадастровым номером ..., не подлежит оценке в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе включение в Перечень спорных образованных земельных участков не нарушает прав заявителя, поскольку не лишает его возможности оспорить кадастровую стоимость спорных образованных земельных участков по основаниям, предусмотренным статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности либо оспорить действия (бездействие) соответствующего уполномоченного органа, связанные с расчётом кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 26 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-39
Текст определения официально опубликован не был