Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Вещикова И.Г. об оспаривании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки ряда земельных участков, включенных в раздел 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" Приложения N 1 оспариваемого Распоряжения,
по апелляционной жалобе Вещикова И.Г. на решение Московского областного суда от 15 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей заявителя Вещикова И.Г. - Савицкого Р.В. и Махенькова А.Г., поддержавших требования апелляционной жалобы, представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Петросяна А.А. и представителя Министерства имущественных отношений Московской области Васильева С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Министерством экологии и природопользования Московской области издано распоряжение от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" (далее - Распоряжение N 564-РМ).
Вещиков И.Г обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим указанного распоряжения в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами ... содержащихся в пунктах 4940-4949, 4951-5248, 9454-9672, 9902-9911, 9913-9922, 9924-9933, 9935-9944, 9946-9955, 9957-9966, 9968-9977, 9979-9988, 9990-9999, 10001-10010, 10012-10021, 10023-10032, 10034-10043, 10045-10054, 10056-10065, 10067-10076, 10078-10087, 10089-10098, 10100-10109, 10011-10120, 10122-10131, 10133-10142, 10144-10153, 10155-10164, 10166-10175, 10177-10186, 10188-10197, 10199-10208, 10210-10219, 10221-10223, раздела 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" Приложения N 1 к Распоряжению N 564-РМ.
В заявлении Вещиков И.Г. указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт вынесен в нарушении правил проведения государственной кадастровой оценки. Утверждение результатов оценки, а также внесение результатов оценки в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельных участков, право собственности на которые не оформлено в установленном законом порядке, противоречит гражданскому законодательству, законодательству об оценочной деятельности и законодательству в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.
Заявитель полагает, что его права нарушены, поскольку утвержденная оспариваемым распоряжением кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков определена неправильно, что приводит к обязанности уплачивать земельный налог в завышенном размере.
Решением Московского областного суда от 15 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Вещиков И.Г. просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещен. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Вещиков И.Г. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами: ... (далее - преобразуемые земельные участки). Право собственности на земельные участки зарегистрированы соответственно 10 декабря 2014 г., 18 декабря 2014 г. и 26 декабря 2014 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Заявитель 19 января 2015 г. принял решение об утверждении раздела этих земельных участков, в результате которого из земельного участка с кадастровым номером ... образованы земельные участки с кадастровыми номерами ..., из земельного участка с кадастровым номером ... образованы земельные участки с кадастровыми номерами ... и из земельного участка с кадастровым номером ... образованы земельные участки с кадастровыми номерами ... (далее - образованные земельные участки). Права собственности на образованные земельные участки зарегистрированы 5-6 февраля 2015 г.
Учет образованных земельных участков осуществлен в 2012 году по решению о разделе преобразуемых земельных участков предыдущим собственником и по результатам их межевания. Сведения об указанных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости и носили временный характер.
В целях реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Экология Подмосковья на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 9 августа 2010 г. N 646/34, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области предоставлена информация в Минэкологии Московской области, касающаяся перечней земельных участков Московской области для целей проведения государственной кадастровой оценки. В этот перечень вошли спорные образованные земельные участки.
Распоряжением N 564-РМ Министерство экологии и природопользования Московской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области.
Согласно разделу 52 "Сергиево-Посадский муниципальный район" Приложения N 1 к Распоряжению N 564-РМ определены результаты государственной кадастровой оценки вновь образованных земельных участков, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая Распоряжение N 564-РМ в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходил из следующего.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) определен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Под государственной кадастровой оценкой, в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень); утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки, утверждении её результатов принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12, 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные данной статьей полномочия по формированию и предоставлению перечня органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
Требования к содержанию запроса и порядку формирования Перечня содержаться в статье 24.13 Закона об оценочной деятельности и Приказе Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. N 648 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке" (далее - Порядок).
Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности при формировании Перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Перечень формируется с учетом и при наличии следующих сведений в запросе заказчика работ по определению кадастровой стоимости: наименования субъекта Российской Федерации и (или) наименования муниципального образования, в границах которых расположены объекты недвижимости, подлежащие государственной кадастровой оценке; вида (видов) объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; категории (категорий) земель, в случае если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки; даты, по состоянию на которую необходимо сформировать перечень (пункт 1 Порядка).
В текстовую часть Перечня включаются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и актуальные на дату формирования Перечня, обо всех объектах недвижимости, соответствующих сведениям, указанным в пункте 1 Порядка.
В данном случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, характеристики спорных образованных земельных участков были включены в государственный кадастр недвижимости в полном объеме, земельным участкам были присвоены кадастровые номера и эти сведения об образованных земельных участках были отражены в Перечне.
Таким образом, сведения, указанные в запросе и в Перечне при проведении оспариваемой государственной кадастровой оценки соответствовали требованиям указанных правовых актов.
При этом Судебная коллегия отмечает, что формирование Перечня является прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена возможность изменения сведений, содержащихся в Перечне, заказчиком работ по государственной кадастровой оценке - в данном случае Министерством экологии и природопользования Московской области.
Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что образованные земельные участки до момента государственной регистрации прав на них не существовали как объекты недвижимости, не являлись самостоятельным объектом гражданских прав и поэтому не подлежали государственной кадастровой оценке, основан на неправильном толковании норм материального права.
Исходя из положений статьи 128, части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся недвижимые вещи, в том числе земельные участки.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре (статья 131 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 131 ГК РФ, по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение закон устанавливает в целях обеспечения стабильности гражданского оборота.
Таким образом, спорные образованные земельные участки являются объектом недвижимости.
Как указано в части 2 статьи 131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Особенности и порядок учета земельных участков регламентирован статьями 24 и 25 Закона о государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного Федерального закона, согласно которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованных объектов недвижимости носят временный характер. Эти сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Данные положения согласуются и с пунктом 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которому в случаях, установленных Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.
Включение в Перечень объектов, учет которых в государственном кадастре недвижимости носит временный характер, не противоречит статье 24.13 Закона об оценочной деятельности, где указано, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, а также Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 (далее - ФСО N 4), в пункте 5 которого предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Судебная коллегия не принимает довод апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого нормативного правового акта пункту 9 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, который определяет, что сведения до утраты ими в установленном названным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ. Данная норма не регулирует отношений в сфере государственной кадастровой оценки, в целях которой подлежат применению понятия и термины, используемые в Законе об оценочной деятельности и ФСО N 4, которые носят специальный характер.
Довод апелляционной жалобы о том, что утвержденные Распоряжением N 564-РМ результаты государственной кадастровой оценки противоречат Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (приказ Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. N 222), поскольку кадастровая стоимость образуемых земельных участков подлежала определению на основе установленного решением суда удельного показателя преобразуемых земельных участков с кадастровыми номерами ... не подлежит оценке в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе включение в Перечень спорных образованных земельных участков не нарушает прав заявителя, поскольку не лишает его возможности оспорить кадастровую стоимость спорных образованных земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности либо оспорить действия (бездействие) соответствующего уполномоченного органа, связанные с расчетом кадастровой стоимости.
Судом не выявлено нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, утверждения и опубликования её результатов.
В силу изложенного, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 15 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Вещикова И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-41
Текст определения официально опубликован не был