Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-132
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части
по апелляционным жалобам Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 31 августа 2015 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" Яновской М.В. и Ветрова И.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В пункты 1273, 1274, 1275, 1276 Перечня включены принадлежащие на праве собственности акционерному обществу "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" (далее - АО "ЦНИИАГ") четыре здания с кадастровыми номерами 77:01:0004026:1032, 77:01:0004026:1035, 77:01:0004026:1037 и 77:01:0004026:1039, расположенные по адресу: г. Москва, Звенигородское ш., д. 20, стр. 1, 3, 5, 8 соответственно.
Общество обратилось в суд с уточнённым в ходе рассмотрения дела заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП с начала налогового периода (с 1 января 2015 г.) и на последующие налоговые периоды в части включения в пункты 1273, 1274, 1275, 1276 Перечня приложения 1 к постановлению указанных объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований общество указало, что включённые в названные пункты Перечня здания не обладают признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в пунктах 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 31 августа 2015 г. заявление общества удовлетворено частично: пункты 1273, 1274, 1275, 1276 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционных жалобах Департамент экономической политики и развития г. Москвы и Правительство Москвы просят отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы заявитель и прокуратура города Москвы представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учётом изложенных норм суд первой инстанции правильно установил, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее Перечень, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Проанализировав положения статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64, пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено такое здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки территорий. До настоящего времени в городе Москве правила землепользования и застройки не утверждены.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Правительством Москвы в постановлении от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве" установлено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов" (далее - Методические указания).
Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого в части постановления (28 ноября 2014 г.) упомянутый земельный участок имел вид разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов науки" (1.2.7 Методических указаний).
Распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 15 декабря 2014 г. N 20300 вид разрешённого использования земельного участка изменён на "участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий", "объекты размещения складских предприятий" (1.2.9 Методических указаний), и 10 февраля 2015 г. указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утверждён порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2. Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно актам Госинспекции об обследовании фактического использования зданий: строения 3 - от 1 октября 2014 г. N 9014243, строения 1 и 5 - от 25 июня 2015 г. N 9016660 и 9016661 соответственно и строения 8 - от 26 июня 2015 г. N 9016662, - ни один из спорных объектов недвижимости не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что анализ приведённых положений действующего законодательства и фактических обстоятельств дела не позволяет отнести названные объекты недвижимости к административно-деловому или торговому центрам, понятие которых дано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом судом правомерно учтено, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия и подлежит применению в 2015 году, вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположены спорные нежилые здания, изменён уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы до начала этого периода и до вступления в силу постановления Правительства Москвы N 700-ПП.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что включение упомянутых зданий в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 31 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Правительства г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-132
Текст определения официально опубликован не был