Решение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N АКПИ15-1234
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богомолова A.С. о признании частично недействующим пункта 3.5 перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г. N 22111 и опубликован 28 октября 2011 г. в "Российской газете", на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37 и 4 апреля 2012 г. в "Российской газете".
Пунктом 3.5 Перечня установлено, что при наличии вредного производственного физического фактора - производственного шума на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником шума, дополнительным медицинским противопоказанием к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда являются стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двухсторонняя сенсоневральная, смешанная кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности. Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии. При периодических медицинских осмотрах: в зависимости от степени снижения слуха по классификации количественных потерь слуха у работающих в условиях воздействия шума: легкая степень снижения слуха (I степень тугоухости) - при наличии отрицательной динамики (в течение года) по данным исследования порогов слуха при тональной пороговой аудиометрии в расширенном диапазоне частот.
Богомолов А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3.5 Перечня в части, предусматривающей в качестве дополнительного медицинского противопоказания установление легкой степени снижения слуха (I степень тугоухости) - при наличии отрицательной динамики (в течение года) по данным исследования порогов слуха при тональной пороговой аудиометрии в расширенном диапазоне частот. По его мнению, данное положение противоречит Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и лишает его права на обеспечение по страхованию от профессиональных заболеваний.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что ему был установлен диагноз: профессиональная двухсторонняя нейросенсорная тугоухость легкой степени снижения слуха с трудоспособностью в своей профессии, при обращении в Бюро медико-социальной экспертизы N 4 ФКУ ГБ МСЭ по Иркутской области Министерства труда Российской Федерации ему было отказано в установлении инвалидности из-за отсутствия ограничений жизнедеятельности, поскольку трудоспособность по его профессии у него сохранилась. Однако после закрытия предприятия, на котором он работал, предлагаемые ему вакансии по второй специальности имели вредный фактор - производственный шум, а вакансии по основной специальности в городе отсутствовали, что лишило его возможности трудоустроиться.
Административный истец о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Гусейнова У.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кудрицкая Ю.В. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемое положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, направлено на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Обсудив доводы административного истца, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статья 41).
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (часть первая). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть четвертая).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу 8 июля 2012 г.), Министерство являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, наделенным полномочиями по утверждению перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров (пункт 1; подпункт 5.2.100.55).
В настоящее время данные полномочия предоставлены подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, и подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, совместно Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе установлены дополнительные медицинские противопоказания, являющиеся дополнением к общим медицинским противопоказаниям при приеме на работу.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, согласно которым условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1 статьи 27).
В силу статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 2 части 2), периодический медицинский осмотр - в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (пункт 3 части 2).
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в частности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, по недопущению работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Вредный производственный фактор Трудовым кодексом Российской Федерации определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства (статья 209).
Умеренные и незначительные сенсорные нарушения слуха отнесены Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, к примерам клинико-функциональных критериев для установления соответственно 40-60, 10-30 процентов утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от профессионального заболевания (подпункт "и" пункта 26, подпункт "з" пункта 29).
Для лиц, получивших профессиональное заболевание и продолжающих работу в условиях воздействия вредных производственных факторов, Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлены социальные гарантии.
С учетом изложенного установление пунктом 3.5 Перечня дополнительного медицинского противопоказания, исключающего прием на работу с физическим фактором производственный шум лиц, страдающих легкой степенью снижения слуха (I степень тугоухости) - при наличии отрицательной динамики (в течение года) по данным исследования порогов слуха при тональной пороговой аудиометрии в расширенном диапазоне частот, направлено на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Установленное ограничение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считается дискриминацией и не может рассматриваться как нарушающее закрепленное статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку Перечень в равной мере распространяется на всех проходящих при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр лиц.
Поскольку оспариваемая норма Перечня не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Богомолова A.С. о признании частично недействующим пункта 3.5 перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N АКПИ15-1234
Текст решения официально опубликован не был