Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 48-АПГ15-67
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Николаевой О.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Челябинской области и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле,
на решение Челябинского областного суда от 20 августа 2015 года, которым удовлетворено заявление Бортикова Н.Б.
о признании недействующим абзаца четвертого части 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Законодательного Собрания Челябинской области Январёвой Л.В., Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" (далее - Закон), первоначальный текст которого опубликован в издании "Южноуральская панорама" 11 июля 2006 года, (спецвыпуск).
Статьей 19 указанного Закона (в редакции Закона Челябинской области от 2 июня 2015 года N 174-ЗО) определены условия выдвижения кандидатов.
Так, абзацем четвертым части 8 этой статьи установлено, что документы, предусмотренные частями 2, 2-2, 3 и 3-1 данной статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно после дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 64 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Бортиков Н.Б. обратился в суд с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого части 8 статьи 19 указанного Закона, ссылаясь на его противоречие пункту 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемая норма нарушает его избирательные права, поскольку умаляет гарантии избирательных прав, установленные федеральным законом.
Решением Челябинского областного суда от 20 августа 2015 года заявление Бортикова Н.Б. удовлетворено. Признан противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый части 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области".
В апелляционной жалобе Законодательного Собрания Челябинской области и апелляционном представлении прокурора, участвующего в деле, ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы данного Федерального закона.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон "О муниципальных выборах в Челябинской области", отдельные положения которого оспариваются Бортиковым Н.Б.
Удовлетворяя заявление Бортикова Н.Б., суд ошибочно исходил из того, что оспариваемая им норма в нарушение требований статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не только не содержит дополнительных гарантий избирательных прав, но и создает определенные препятствия в реализации избирательных прав, предусмотренных федеральным законом.
С таким выводом суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные названным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. При этом к заявлению прилагаются перечисленные в данной статье документы.
В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять - не менее 20 дней.
Из системного толкования приведенного законодательства следует, что деятельность по выдвижению кандидатов, списков кандидатов и предоставлению документов для выдвижения в соответствующую избирательную комиссию носит уведомительный характер и не требует от кандидатов, избирательных объединений длительных временных затрат. Избирательные комиссии принимают от кандидатов документы в том виде, в котором они представлены. При этом минимальный период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения должен составлять не менее 20 дней.
Как следует из текста оспариваемого Закона, в нем содержатся требования к выдвижению кандидатов, списка кандидатов аналогичные положениям, приведенным в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Признавая недействующим абзац четвертый части 8 статьи 19 Закона, суд исходил из того, что данная норма в нарушение федерального законодательства, устанавливающего единый период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, разделяет этот период на два самостоятельных периода: период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов и период сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения.
По мнению суда, установление таких периодов по срокам, истечение которых носит пресекательный характер, фактически сокращает период, в течение которого кандидат может уведомить избирательную комиссию о своем выдвижении и представить вместе с заявлением необходимый пакет документов, и делает его менее срока, гарантированного пунктом 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Абзацами третьим и четвертым части 8 статьи 19 оспариваемого Закона области установлено, что выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, списков кандидатов может производиться после дня официального опубликования решения о назначении выборов. Документы, предусмотренные частями 2, 2-2, 3 и 3-1 данной статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно после дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 64 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Проанализировав приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в зависимости от даты назначения уполномоченным органом выборов в органы местного самоуправления Челябинской области и даты официального опубликования такого решения, период выдвижения кандидатов, списков кандидатов может варьироваться.
Применительно к данному делу период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, составляет - 34 дня (период выдвижения кандидатов, списков кандидатов - 13 дней, сбор подписей - 21 дней), что полностью соответствует требованиям пункта 9 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Довод суда о том, что установленный оспариваемым Законом срок для выдвижения кандидатов является пресекательным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а потому является ошибочным. Каких-либо негативных последствий для кандидата в случае пропуска им такого срока данный Закон не содержит. При этом Судебная коллегия обращает внимание на то, что вопросы применения оспариваемой заявителем нормы, правомерности действий избирательных комиссий на стадии принятия от кандидатов избирательных документов о их выдвижении, выходят за рамки рассмотрения настоящего спора.
Судебная коллегия считает, что определение сроков для выдвижения кандидатов, для сбора подписей избирателей носит организующий характер, является элементом порядка выдвижения и в силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
В случае, когда выдвинутым кандидатам срок для сбора подписей определяется в размере, соответствующем установленному федеральным законом периоду и для выдвижения кандидата, и для сбора подписей избирателей, такое правовое регулирование не может рассматриваться в качестве ограничения избирательных прав кандидата.
Аналогичная позиция определена и федеральным законодателем, отделившим в Федеральном законе от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" период выдвижения кандидатов, федеральных списков кандидатов от периода сбора подписей.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 20 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Бортикова Н.Б. о признании недействующим абзаца четвертого части 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 48-АПГ15-67
Текст определения официально опубликован не был