Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 22-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе региональной общественной организации Республики Северная Осетия - Алания "Транспорт-A" на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июля 2015 года, которым удовлетворен иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания о ликвидации региональной общественной организации Республики Северная Осетия - Алания "Транспорт-A" и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения председателя региональной общественной организации Республики Северная Осетия - Алания "Транспорт-А" Макаева Р.П. и ее представителя Магкаевой Е.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы заместителя начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания Слановой И.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
региональная общественная организация Республики Северная Осетия - Алания "Транспорт-A" зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания 21 января 2003 года.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о данной общественной организации с присвоением государственного регистрационного номера ...
Управление Минюста Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания обратилось в суд с заявлением о ликвидации РОО "Транспорт-А" и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь в обоснование своих требований на допущенные ею грубые и неоднократные нарушения законов Российской Федерации и устава данной общественной организации, выявленные в результате плановой документарной проверки за период с 1 апреля 2012 года по 1 апреля 2015 года.
Указанные нарушения, по мнению заявителя, выражены в следующем.
Членство в общественной организации не оформлено соответствующими индивидуальными заявлениями физических лиц, что свидетельствует о нелегитимности общего собрания, совета и ревизионной комиссии организации. Общее собрание, совет и ревизионная комиссия общественной организации не осуществляют полномочия, которые относятся к их компетенции. Общим собранием общественной организации не определены приоритетные направления деятельности организации, принципы формирования и использования ее имущества, а также не утверждены годовые отчеты о деятельности организации, отчеты и заключения ревизионной комиссии организации. Советом общественной организации не установлены размеры вступительных членских взносов. Штатное расписание общественной организации утверждалось не советом, а председателем организации. В общественной организации не осуществляется контроль за законностью использования денежных средств организации и за финансово-хозяйственной деятельностью организации, не организовано ведение бухгалтерского учета, не ведется бухгалтерская (финансовая) отчетность и не оформляются кассовые операции. Отсутствуют трудовые договоры с бухгалтером-кассиром, юрисконсультом и председателем общественной организации, а также приказы о приеме их на работу в организацию. Протоколы общего собрания общественной организации составлены с нарушением обязательных требований к их содержанию.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июля 2015 года заявленные Управлением Минюста Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе РОО "Транспорт-А" просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацу 3 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественная организация ликвидируется по решению суда в случае осуществления ею деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При рассмотрении дела РОО "Транспорт-A" представлены доказательства, свидетельствующие об устранении некоторых выявленных нарушений и подтверждающие, что членство в общественной организации оформлено соответствующими индивидуальными заявлениями физических лиц; советом общественной организации установлены размеры вступительных членских взносов; в общественной организации организовано ведение бухгалтерского учета, ведется бухгалтерская (финансовая) отчетность и оформляются кассовые операции; имеются трудовые договоры с бухгалтером-кассиром, юрисконсультом и председателем общественной организации, а также приказы о приеме их на работу в организацию.
Вместе с тем суд посчитал установленным, что РОО "Транспорт-А" допустило иные нарушения законов Российской Федерации и устава данной общественной организации, выявленные в результате плановой документарной проверки, и которые, как указал суд, являются существенными и достаточными для ее ликвидации.
Согласно пунктам 1-3 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации общественная организация относится к некоммерческим корпоративным организациям. Их учредители (участники) обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде. Указанные органы утверждают устав некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.
В связи с участием в некоммерческой корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
В частности, пунктами 1 и 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что участники корпорации вправе участвовать в управлении делами корпорации; участник корпорации обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений.
Статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Согласно пункту 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум).
Как видно из устава РОО "Транспорт-А", утвержденного решением общего (учредительного) собрания от 19 октября 2002 года N 1, руководящими органами общественной организации являются общее собрание, совет, в состав которого входит председатель, и ревизионная комиссия (пункт 5.1).
К исключительной компетенции общего собрания как высшего руководящего органа относится определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; избрание членов совета, председателя и ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов о деятельности организации, отчетов и заключений ревизионной комиссии (пункт 5.2). На общем собрании вправе присутствовать все члены организации. Решения принимаются простым большинством голосов. Форма голосования определяется общим собранием (пункт 5.3). Общее собрание открывается избранием председательствующего, который определяет порядок его проведения в соответствии с повесткой дня и организует ведение протокола. Общее собрание правомочно, если на его заседании присутствуют не менее пятидесяти процентов его состава (пункт 5.4).
Исполнительными органами организации являются совет и председатель (пункт 5.5). Совет - постоянный коллегиальный исполнительный орган, управляющий организацией в период между отчетными собраниями. Совет избирается на общем собрании (пункт 5.6). К компетенции совета относится решение всех вопросов деятельности организации, кроме тех, которые входят в исключительную компетенции общего собрания (5.7). Совет определяет основные направления деятельности организации, утверждает ее планы и отчеты об их выполнении; заслушивает ежегодный отчет председателя; утверждает годовой бухгалтерский баланс и штатное расписание (пункт 5.8). Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц по инициативе членов совета и председателя. Для утверждения вопросов, вынесенных на повестку дня, необходим кворум в пятьдесят процентов членов совета. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов (пункт 5.9). Председатель избирается общим собранием из членов организации (пункт 5.10).
Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом организации (пункт 5.12). Ревизионная комиссия - орган, осуществляющий контроль за законностью и эффективностью использования средств организации, за финансово-хозяйственной деятельностью организации (пункт 5.13). Проверка финансово-хозяйственной деятельности производится ревизионной комиссией по итогам финансового года (пункт 5.15). Ревизионная комиссия докладывает результаты проведенных ею проверок общему собранию (пункт 5.16).
Заседания общего собрания РОО "Транспорт-А" от 30 января 2012 года, 30 января 2013 года, 30 января 2014 года и 30 января 2015 года, как следует из протоколов, проведены по трем вопросам повестки дня: заслушаны ежегодные отчеты председателя о проделанной работе, а также избранны новые составы совета и ревизионной комиссии.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: 1) дата, время и место проведения собрания; 2) сведения о лицах, принявших участие в собрании; 3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; 5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
Названные протоколы заседаний общего собрания приведенным требованиям гражданского законодательства и устава РОО "Транспорт-А" не отвечают.
Заседания общего собрания проведены без избрания председательствующего на них (пункт 5.4 устава) и, соответственно, председательствующим на общем собрании не подписаны, в данных протоколах не указаны сведения о лицах, принявших участие в общем собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, что является существенным нарушением правил составления протокола.
Следовательно, решения общего собрания РОО "Транспорт-А" от 30 января 2012 года, 30 января 2013 года, 30 января 2014 года и 30 января 2015 года об утверждении новых составов совета и ревизионной комиссии принятыми быть признаны не могут.
Кроме того, как выявил суд, 30 января 2012 года и 30 января 2013 года в состав совета РОО "Транспорт-A" включен К. в отношении которого документы о приеме членом общественной организации отсутствуют.
Таким образом, совет и ревизионная комиссия РОО "Транспорт-А" в период, который подлежал плановой документарной проверке, сформированы не были, полномочия, которые относятся к их компетенции, эти органы не осуществляли. РОО "Транспорт-А", являющаяся корпоративным юридическим лицом, и в соответствии с уставом которой должны быть сформированы постоянный коллегиальный исполнительный орган и контрольно-ревизионный орган, осуществляла свою деятельность в их отсутствие.
Списки присутствующих на общем собрании РОО "Транспорт-А" 30 января 2012 года, 30 января 2013 года, 30 января 2014 года и 30 января 2015 года, представленные суду первой инстанции на отдельных листах, суд правильно не принял в качестве доказательств, подтверждающих соответствие протоколов требованию подпункта 2 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия в протоколах указаний на наличие каких-либо к ним приложений. Кроме того, при проведении плановой документарной проверки указанные списки представлены не были.
Отсутствие сведений о лицах, принявших участие в общем собрании, не позволяет сделать вывод о его правомочности и действительности принятых им решений.
Доводы апелляционной жалобы РОО "Транспорт-А" со ссылкой на пункт 2 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что решения общего собрания от 30 января 2012 года, 30 января 2013 года, 30 января 2014 года и 30 января 2015 года подтверждены решениями последующего общего собрания от 10 июля 2015 года, принятыми в установленном порядке до вынесения решения суда, не могут служить поводом для отмены решения суда первой инстанции, поскольку в период, который подлежал плановой документарной проверке, органы управления РОО "Транспорт-А" сформированы не были, фактически общественная организация управлялась единолично председателем.
Такие нарушения требований законов Российской Федерации и устава общественной организации являются неустранимыми, грубыми и достаточными для ликвидации РОО "Транспорт-А", в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что суд принял правильное решение.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба РОО "Транспорт-А" не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 27 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной общественной организации Республики Северная Осетия - Алания "Транспорт-А" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 22-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был