Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о рынках города Новосибирска
(утв. постановлением мэра от 3 июля 2001 г. N 1530)
17 июня, 24 июля, 29 ноября 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует порядок организации рынков и ярмарок, требования к эксплуатации рынков и организации торгового процесса, особенности реализации товаров и систему контроля на рынках, порядок приостановления деятельности рынков в городе Новосибирске.
1.2. Положение разработано в соответствии с законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О ветеринарии", федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", санитарными правилами для предприятий продовольственной торговли, утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30.12.94 N 14 (СанПиН 2.3.5.021-94).
Настоящее положение не распространяется на организацию и деятельность оптовых рынков.
1.3. Основные определения, используемые в настоящем положении.
Рынок - имущественный комплекс, состоящий из земельного участка, изолированного от прилегающей территории, расположенных на нем объектов стационарной и(или) мелкорозничной торговой сети и услуг, с численностью рабочих мест более 100 при централизации функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, предназначенный для осуществления торговой деятельности.
Мелкооптовый рынок - рынок, на котором осуществляется реализация товаров для личных (бытовых) нужд мелкооптовыми партиями и в розницу.
Универсальный рынок - рынок, предназначенный для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
Специализированный рынок - рынок, на котором доля торговых мест, предназначенных для реализации определенной товарной группы, составляет не менее 60 % от их общего количества.
Продовольственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов промышленного изготовления.
Сельскохозяйственный рынок - рынок, на котором осуществляется реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе изготовленной в личном хозяйстве, товаропроизводителями Новосибирской области и других регионов России.
Микрорынок - объект, представляющий собой совокупность сооружений мелкорозничной торговли, численностью менее 100 рабочих мест, обеспеченный необходимой инженерной инфраструктурой.
Ярмарка - рыночное мероприятие, организуемое в определенных местах и на определенный срок по согласованию с мэрией или администрацией района города, для заключения договоров купли-продажи.
Организатор рынка - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), в собственности (пользовании) которого находится земельный участок, предоставленный под организацию рынка. Организатор рынка определяет администрацию рынка, осуществляющую организационно-оперативное управление рынком.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, осуществляющие реализацию товаров по договору розничной купли-продажи.
2. Порядок организации рынков
2.1. Рынки размещаются на определенных мэрией с учетом формирования торговой инфраструктуры города территориях. Предоставление земельных участков для строительства рынка, а также проектирование, строительство рынков и реконструкция (перепланировка) объектов под размещение рынков, приемка в эксплуатацию осуществляется в соответствии с Положением "О порядке застройки города Новосибирска", утвержденным постановлением мэра от 23.03.99 N 250.
В случае организации рынка как временного объекта, предоставление земельных участков, проектирование, строительство (установка), приемка в эксплуатацию осуществляется в соответствии с постановлением мэра от 16.07.99 N 825 "О размещении временных сооружений на территории г.Новосибирска" и Положением "О временных объектах на территории города Новосибирска", утвержденным постановлением мэра от 12.05.2000 N 870.
Организация и работа микрорынков регулируется Порядком организации и работы микрорынков, утвержденным постановлением мэра от 15.03.2000 N 420.
2.2. Территория рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована объектами стационарной и(или) мелкорозничной торговой сети, отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, ветеринарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля.
2.3. Санитарно-гигиенические требования:
2.3.1. Территория рынка должна иметь твердое покрытие, уклоны, обеспечивающие сток ливневых и талых вод, элементы озеленения, скамьи, освещение.
2.3.2. Рынки должны быть обеспечены холодным, горячим водоснабжением, канализацией, общественным стационарным туалетом, достаточным количеством контейнеров и урн для сбора мусора.
Размещение площадок для сбора мусора, туалета, а также варианты отвода сточных вод и их обеззараживание осуществляется по согласованию с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.4. На территории рынка должны быть оборудованы:
торговая зона;
административно-бытовая зона;
лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы;
хозяйственная зона, состоящая из складских помещений, помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, помещений для мойки и хранения торгового инвентаря, оборудования, санитарной одежды для торгующих, помещения для хранения хозяйственного инвентаря, площадок для сбора мусора.
Технологическая схема помещений рынка и план территории должны быть согласованы с территориальным органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.5. Схема размещения торговых мест, предусматривающая зонирование по видам продукции с учетом товарного соседства, разрабатывается и утверждается организатором рынка по согласованию с органами Госсанэпиднадзора и ветеринарной службой города.
2.6. При входе на территорию рынка должна быть оформлена вывеска (на русском языке) с указанием названия рынка, специализации, режима работы, наименования организатора рынка, его юридического адреса.
2.7. На доступном для обозрения месте устанавливаются:
указатели торговых зон по специализации;
стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или подразделения госветнадзора (при реализации продукции животного и растительного происхождения), контрольных весов, автостоянки, туалета и других объектов;
схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных ситуаций;
информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешивается выписка из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
выписка из Правил, регламентирующих торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров, реализуемых на рынке;
информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке, о местонахождении книги отзывов и предложений;
номера телефонов администрации и организатора рынка, торговых отделов и отделов защиты прав потребителей администраций районов города, Центров госсанэпиднадзора и госветнадзора, отдела внутренних дел.
2.8. На территории рынка может быть организовано предприятие общественного питания. Администрация рынка должна иметь аптечку либо пункт первой медицинской помощи.
2.9. Организатор продовольственных и универсальных рынков организует на рынке лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы, деятельность которой осуществляется под контролем управления ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии.
Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы должна иметь заключение управления ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии о готовности к работе и две изолированные холодильные камеры, одна из которых предназначена для сбора биологических отходов (конфискатов) с последующей утилизацией (уничтожением) путем переработки на утилизационных заводах (цехах) или уничтожения, вторая - для временной передержки пищевых продуктов, не допущенных к реализации на период проведения дополнительных лабораторных исследований и получения результатов, позволяющих выдать ветеринарно-санитарное заключение о дальнейшем их использовании.
Организатор рынка обязан предоставить безвозмездно в пользование лаборатории служебные помещения в соответствии с нормативными требованиями к организации лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, а также необходимое оборудование в соответствии с обязательным перечнем, в том числе:
смотровые столы;
электропечь;
холодильник бытовой;
машину стиральную;
дистиллятор;
трихинеллоскоп;
радиологические средства измерения (дозиметр, радиометр).
Организатор рынка за счет собственных средств обязан обеспечить средства связи, инженерно-коммунальное обслуживание лаборатории.
На рынках, не имеющих лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы (поста ветеринарно-санитарного контроля), реализация продукции животного и растительного происхождения запрещается.
2.10. На прилегающей к рынку территории должна быть оборудована парковка автотранспорта для продавцов и покупателей.
3. Требования к эксплуатации рынков
3.1. Режим работы рынка устанавливается администрацией рынка самостоятельно и сообщается в администрацию района города. Мэрия вправе вносить предложения по режиму работы рынков в предпраздничные и праздничные дни, дни проведения общероссийских и городских мероприятий.
3.2. При эксплуатации рынков необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.
3.3. Территория рынка должна содержаться в чистоте. Ежедневно, по окончании рабочего дня, мусор и пищевые отходы должны вывозиться на территорию городских свалок, в зимнее время территория должна убираться от снега, в летнее время должен производиться полив территории. Один раз в месяц рынок закрывается на полный санитарный день для проведения необходимых генеральных уборок, дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Организатор рынка за счет собственных средств проводит текущий ремонт.
3.4. На территории рынка запрещается:
организация дополнительных торговых мест, не предусмотренных схемой размещения объектов;
реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин, за исключением специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.) при наличии разрешительной документации установленной формы, а также при реализации саженцев, комбикормов, картофеля и овощей на специально отведенной для этих целей площадке;
нахождение легкового и грузового автотранспорта в период работы рынка (кроме специализированных рынков по продаже стройматериалов и крупногабаритных товаров, а также при торговле с автомашин на специально отведенных площадках);
проезд автотранспорта к торговым местам во время работы рынка, кроме транспорта контролирующих служб при проведении рейдов, проверок и отторжении продукции невыясненного происхождения.
3.5. При закрытии рынка для проведения плановых санитарно-технических работ, ремонта администрация рынка своевременно информирует об этом население, продавцов, администрацию района города. В случае закрытия для выполнения экстренных мероприятий при аварийных, чрезвычайных ситуациях информация доводится до сведения продавцов и покупателей незамедлительно.
3.6. Организатор рынка обязан обеспечить наличие громкоговорящей связи для целей своевременного оповещения лиц, находящихся на территории рынка, в случае возникновения ситуаций, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан.
4. Требования к организации торгового процесса
4.1. Организация торгового процесса на рынке должна в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза, приемки, хранения, реализации товаров.
4.2. Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме товаров, уровень цен на которые регулируется нормативными актами Российской Федерации.
Цены на товары указываются в валюте Российской Федерации.
Товары, реализуемые на рынке организациями и индивидуальными предпринимателями, должны иметь ценники, оформленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
4.3. На рынках, где торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом осуществляются с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм (контрольных весов), устанавливаемых на доступном для покупателей месте.
Весы и другие измерительные приборы должны устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом, чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров.
4.4. Завоз товаров осуществляется до начала работы рынков. Мясо и мясопродукты завозятся в течение дня (по мере поступления) для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
4.5. Вход посетителей на территорию рынка бесплатный.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 29 ноября 2002 г. N 2632-а в пункт 4.6 настоящего положения внесены изменения
4.6. Реализация товаров осуществляется в местах, отведенных администрацией рынка.
Торговые места на рынке предоставляются на основании договора аренды. Администрация рынка обязана вести учет (реестр) заключенных договоров. Сроки и порядок хранения договоров определяется Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утвержденным начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 15.08.88.
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 29 ноября 2002 г. N 2632-а в пункт 4.7 настоящего положения внесены изменения
4.7. Арендаторы торгового места обязаны иметь следующие документы:
4.7.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для иногородних плательщиков - уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения) и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданное налоговыми органами;
карточку регистрации контрольно-кассовых машин для объектов, не входящих в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций или учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745;
оригинал ветеринарно-санитарного регистрационного удостоверения, выданного отделом государственного ветеринарно-санитарного района, в котором расположен рынок (при реализации продукции животного происхождения);
оригинал санитарно-эпидемиологического заключения с указанием ассортиментного перечня и объема разрешенной к реализации продукции;
пожарно-техническое заключение (для трейлеров);
сертификат на услуги (для объектов общественного питания).
4.7.2. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, реализующие продукцию с личных садово-огородных участков и подсобных хозяйств - документы, подтверждающие владение садовыми и приусадебными участками (для продукции растениеводства), и справку о наличии подсобного хозяйства, в которой указан вид и количество животных (птиц) (для продукции животноводства).
4.7.3. Иностранные граждане - документы, указанные в подпункте 4.7.1, а также подтверждение на право трудовой деятельности Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Новосибирской области.
4.8. Администрация рынка оказывает следующие платные услуги:
предоставление весоизмерительных приборов и инвентаря (вилки, лотки мерные кружки и др.). Весы, гири должны иметь ясные клейма и отметки о метрологической поверке, прошедшей в установленные сроки;
выдачу специальной санитарной одежды (фартуков, курток, нарукавников);
хранение верхней одежды и спецодежды, личных вещей продавцов;
выгрузку и погрузку товаров;
взвешивание продуктов на товарных весах;
хранение в холодильниках, хранилищах, складских помещениях, камерах хранения сельскохозяйственной продукции, продовольственных и непродовольственных товаров;
перевозку продуктов к торговому месту;
разруб мяса;
предоставление помещений для мойки и обработки оборудования и оборотной тары.
Порядок оказания дополнительных услуг, их перечень и стоимость отражаются в договоре аренды торгового места.
4.9. Продавец, уполномоченный предпринимателем или юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан иметь документ (трудовой договор или договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
4.10. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций или учреждений, которые с силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
4.11. Обмен либо возврат непродовольственных товаров ненадлежащего качества осуществляется в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55.
5. Организация торговли пищевыми продуктами
5.1. Продажа пищевых продуктов осуществляется на продовольственных и универсальных рынках.
5.2. К реализации на рынках города допускаются доброкачественные продукты при наличии документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность (товаросопроводительные документы, заключение ветеринарно-санитарной экспертизы, гигиеническое заключение, удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов).
5.3. Для реализации скоропортящейся продукции на рынках складские помещения и торговые места для ее хранения оборудуются холодильными установками.
5.4. Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли.
Владелец некачественной продукции (продуктов убоя всех видов сельскохозяйственных и промысловых животных, мясопродуктов, битой домашней птицы и пернатой дичи, рыбы и рыбопродуктов, молока, молочных продуктов, меда, яиц и других разрешенных к реализации пищевых продуктов, в том числе растительного происхождения) на основании заключения лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы при содействии администрации рынка передает эту продукцию на утилизацию. Расходы на экспертизу, хранение, перевозку, утилизацию продуктов оплачиваются владельцем.
5.5. Продукция растениеводства и пищевые продукты в промышленной упаковке, не требующие особых условий хранения, могут реализовываться на открытых торговых рядах, прилавках, в палатках на территории рынка.
5.6. На продовольственных рынках дополнительно разрешается торговля:
семенами, посадочным материалом плодово-ягодных культур, рассадой, цветами;
садово-огородным инвентарем, изделиями народных, художественных и кустарно-ремесленных промыслов, аквариумами, клетками.
Торговые места для реализации продовольственных и непродовольственных товаров должны размещаться раздельно.
5.7. Санитарно-гигиенические требования к организации торговли продуктами питания:
5.7.1. Запрещается реализация:
продуктов питания с истекшим сроком годности;
скоропортящихся продуктов без холодильного оборудования для хранения и выкладки (прилавки, витрины, шкафы);
сырой и готовой продукции одним продавцом с одного рабочего места; хозяйственных, парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии совместно с продуктами питания;
продуктов в неприспособленных местах с ящиков, корзин, земли.
5.7.2. Для предохранения продуктов от загрязнения, пыли они должны накрываться легкой тканью.
5.7.3. Отпуск продуктов, идущих непосредственно в пищу, не подлежащих последующей обработке (молочные продукты, мед, сало и др.), должен производиться при помощи специальных приспособлений (совков, вилок, лопаток, щипцов и др.).
5.7.4. Органолептическое исследование потребителями пищевых продуктов (масло, сметана, мед и т. п.) разрешается только специальными деревянными лопаточками или лучинками одноразового использования.
5.7.5. Перевозка пищевых продуктов должна осуществляться в специализированном транспорте, на который имеется санитарный паспорт единого образца.
5.7.6. Лица, работающие с продуктами питания на всех этапах, должны проходить медицинский осмотр, гигиеническую подготовку и иметь на рабочих местах личные медицинские книжки установленного образца.
Продавцы, а также лица, работающие с пищевыми продуктами, должны быть опрятно одетыми в чистую санитарную одежду установленного образца (халат или фартук с нарукавниками, колпачок или косынку из хлопчатобумажной ткани светлых тонов).
5.8. В случае, если при реализации пищевых продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, обязаны снять их с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты по заключению ветеринарно-санитарной экспертизы на экспертизу, обеспечить их утилизацию или уничтожение.
6. Особенности реализации товаров на специализированных рынках
6.1. Специализированные рынки предназначены для реализации определенных видов товаров с применением специального оборудования.
Разновидностями специализированных рынков являются:
продовольственный;
непродовольственный;
сельскохозяйственный;
вещевой;
автомобильный;
зооботанический;
строительных материалов;
по реализации аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей;
бытовой техники;
другие.
6.2. На территории непродовольственного рынка осуществляется торговля непродовольственными товарами промышленного и кустарного производства.
Администрации непродовольственных рынков по согласованию с администрацией района города в целях осуществления социальной защиты малообеспеченных категорий населения г. Новосибирска выделяет необходимое количество мест для реализации товаров промышленного производства, бывших в употреблении. Размещение торговых зон по реализации товаров, бывших в употреблении, согласовывается с территориальным органом госсанэпиднадзора. Субъектами торговли товарами, бывшими в употреблении, являются физические лица.
Торговые места для реализации товаров, бывших в употреблении, предоставляются бесплатно по предъявлении малоимущими справки органов социальной защиты населения, пенсионерами - пенсионного удостоверения.
Реализация товаров, бывших в употреблении, осуществляется при наличии следующих документов:
документа, подтверждающего дезобработку указанных изделий;
документа, удостоверяющего личность продавца.
Запрещается реализация следующих товаров, бывших в употреблении:
нижнего белья;
белья для сна;
чулочно-носочных изделий;
детского белья;
летней и домашней обуви.
Приобретенные населением товары, бывшие в употреблении, обмену и возврату не подлежат.
6.3. На автомобильном рынке осуществляется реализация: автомобилей;
мотоциклов и других видов мототехники;
прицепов и номерных агрегатов;
запасных частей к авто- и мототехнике;
автомасел;
автомобильной косметики;
других товаров для автолюбителей.
6.4. На территории зооботанического рынка при соблюдении санитарных и ветеринарных требований в специально отведенном для этого месте осуществляется реализация:
сельскохозяйственных и домашних животных (продуктивных и непродуктивных);
птицы;
рыбок;
других животных при наличии справок городской госветстанции по борьбе с болезнями животных о состоянии их здоровья или ветеринарного свидетельства.
Зооботанический рынок должен отвечать следующим требованиям:
находиться под постоянным контролем ветеринарного пункта государственной ветеринарной службы;
располагаться на территории, благополучной в ветеринарно-санитарном отношении;
подвергаться дезинфекции до и после окончания торговли;
размещаться в закрытых помещениях и на открытых асфальтированных площадках, огороженных забором, с обязательным разграничением торговой и хозяйственной зон.
Техническое обеспечение деятельности ветеринарного пункта осуществляется за счет организатора рынка в соответствии с договором, заключенным с государственной ветеринарной службой.
Ветеринарный пункт на рынке должен иметь следующие помещения:
кабинет ветврача;
карантинное отделение;
приемное отделение;
склад для хранения дезосредств;
холодильную камеру для временной передержки трупов животных.
К реализации на рынке допускаются только здоровые животные из благополучной местности, что должно подтверждаться ветеринарным свидетельством формы N 1 (для иногородних) или ветеринарной справкой формы N 4.
Корма для животных, реализуемые на рынке, должны сопровождаться ветеринарным свидетельством формы N 3 или ветеринарной справкой формы N 4.
6.5. Торговля на рынке сельскохозяйственной продукцией осуществляется фермерами, владельцами крестьянских и личных хозяйств, садоводами и огородниками, и иными лицами, организациями и индивидуальными предпринимателями сферы сельскохозяйственного производства, переработки, снабжения и сбыта, торговли и посреднических услуг.
Администрация сельскохозяйственного рынка организует собственную торгово-закупочную деятельность, в том числе путем приемки от поставщиков продукции (включая услуги по закупке на выезде и приемке товаров от владельцев подворий, фермеров и прочих), заготовки, переработки и реализации продукции силами рынка, организации встречной торговли и торговли сопутствующими товарами.
На территории сельскохозяйственного рынка осуществляется торговля следующими товарами:
овощами, фруктами, бахчевыми культурами, яйцом, птицей, молоком и молочными продуктами, рыбой, животным и растительным маслом, медом, ягодами, свежими и сушеными грибами, солениями и квашениями;
субпродуктами, мясом (мясо диких животных и импортного производства реализуется на специально отведенных местах с наличием информации о его происхождении);
хлебом и хлебобулочными изделиями в индивидуальной упаковке предприятия-изготовителя с соблюдением особых условий их реализации;
переработанной сельскохозяйственной продукцией, зерновыми культурами, продукцией подсобных предприятий и промыслов, посадочным материалом плодово-ягодных культур, семенами овощных, бахчевых культур, живыми цветами (в том числе и срезанными) и цветочной рассадой;
импортными фруктами и овощами (при наличии сертификата качества и документов, подтверждающих источник их приобретения);
продовольственными товарами промышленного изготовления;
изделиями народных художественных и кустарно-ремесленных промыслов (при наличии регистрационного удостоверения или патента, выданного соответствующими органами);
сопутствующими непродовольственными товарами.
При реализации на территории рынка сельскохозяйственной продукции документы, указанные в подпункте 4.7 положения, должны находиться у продавца в течение всего времени работы и предъявляться по первому требованию администрации рынка и контролирующих органов.
7. Организация и порядок работы ярмарок
7.1. Решение о проведении, сроках проведения ярмарок принимается организатором ярмарки и согласовывается с администрацией района города либо департаментом потребительского рынка и земельных отношений мэрии.
Организатор ярмарки при участии территориальных органов госсанэпиднадзора и других заинтересованных органов и организаций осуществляет все необходимые мероприятия по подготовке, проведению и закрытию ярмарок.
7.2. Организатором может быть проведена тематическая ярмарка, посвященная определенной теме (сельскохозяйственная, садоводческая, школьная, праздничная и другие), на которой организуется реализация товаров соответствующего ассортимента.
7.3. На территории ярмарок осуществляется реализация продуктов питания и товаров народного потребления, произведенных в городе Новосибирске, Новосибирской области, других регионах Российской Федерации, а при необходимости - завезенной по импорту.
7.4. На территории ярмарок запрещается реализация следующих товаров:
мяса всех видов животных;
мяса птицы непромышленной выработки;
рыбы внутренних водоемов (живой, свежей, охлажденной и мороженой);
молока и молочной продукции непромышленной выработки.
7.5. Реализация продукции на ярмарках товаропроизводителями осуществляется при наличии следующих документов:
товаросопроводительной документации;
документов, подтверждающих качество и безопасность продукции;
документов, удостоверяющих личность продавца;
медицинских книжек установленного образца с полными данными медицинских обследований;
других документов, предусмотренных законодательством.
Указанные документы хранятся у продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию контролирующих органов.
7.6. Ответственность за организацию и работу ярмарок несет организатор.
8. Обязанности и права организатора рынка, продавцов
8.1. Организатор рынка обязан:
использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением;
организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в соответствии с нормами, установленными к данному виду деятельности;
обеспечить энергоснабжение объектов и мест торговли, потребность в торгово-технологическом оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах;
организовать контроль за исполнением договоров аренды торгового места, наличием медицинских книжек у продавцов и иных лиц, работающих с пищевыми продуктами;
обеспечить наличие на рынке книги жалоб и предложений;
при принятии организатором решения о закрытии рынка, его передаче или продаже другому собственнику в срок не менее чем за две недели до фактического закрытия, передачи или продажи уведомить об этом торговый отдел администрации района и управление потребительского рынка и услуг мэрии.
8.2. Руководители организаций, индивидуальные предприниматели, а также уполномоченные ими лица, осуществляющие торговлю и оказание услуг на рынках города (продавцы), обязаны:
8.2.1. Утратил силу.
См. текст пункта 8.2.1
8.2.2. Обеспечить наличие на рабочем месте информации, содержащий фирменное наименование торгующей организации, место ее нахождения (юридический адрес) либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номер и дату государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
8.2.3. Соблюдать условия, сроки и правила хранения и отпуска продуктов, товарное соседство при реализации товаров в соответствии с ассортиментным перечнем, согласованным с территориальным Центром госсанэпиднадзора;
8.2.4. Содержать торговые места в чистоте, соблюдать правила личной гигиены, работать в чистой санитарной одежде, своевременно проходить медицинские осмотры и иметь на рабочем месте личные медицинские книжки. Своевременно проходить гигиеническое обучение и аттестацию, а также проводить сверку на полноту и своевременность прохождения медицинского осмотра в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Новосибирске в течение десяти дней после прохождения планового медицинского осмотра.
8.2.5. Пользоваться исправными весоизмерительными приборами, своевременно и в установленном порядке прошедшими метрологическую поверку.
8.3. Права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также уполномоченных ими лиц, осуществляющих торговлю и оказание услуг на рынках города (продавцов), устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, правилами работы рынка и договором аренды торгового места.
9. Система контроля
9.1. Контроль за соблюдением на рынке настоящего положения и других нормативных правовых актов, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции. К проверкам, проводимым контролирующими органами, могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей.
9.2. Работники контролирующих органов проводят проверку работы рынка при предъявлении служебного удостоверения. По результатам проверки должен быть составлен акт (протокол), подписанный всеми сторонами, принимающими участие в проверке.
9.3. Ежегодно контролирующими органами проводится комплексное обследование рынка (с участием представителей департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии) на соответствие установленным правилам и нормам к осуществляемому виду деятельности, по итогам которого дается заключение о соответствии (несоответствии) установленным требованиям.
9.4. Администрацией рынка ведется контрольный журнал установленной формы, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки, а также санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах.
9.5. Администрация рынка оказывает содействие представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимает действенные меры по устранению выявленных нарушений.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 29 ноября 2002 г. N 2632-а в пункт 9.6 настоящего положения внесены изменения
9.6. Администрация рынка ежемесячно, не позднее пятого числа следующего месяца, формирует информацию о субъектах предпринимательской деятельности, арендующих торговые места на рынках, по установленной форме (приложение 2):
с количеством торговых мест более 200 - в электронном виде с использованием магнитных носителей;
с количеством торговых мест менее 200 - в электронном виде на магнитных носителях или с использованием бумажных носителей (по выбору организатора рынка).
9.7. Юридические и физические лица, допустившие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность на рынках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
10. Порядок приостановления деятельности рынков
10.1. Основанием для приостановления деятельности рынка (торгового объекта) являются следующие нарушения:
невыполнение в процессе эксплуатации предписаний контролирующих и надзорных органов (в том числе Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии, Госархстройнадзора, комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска, управления Государственной противопожарной службы ГУВД НСО, управления ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Новосибирске);
нарушение санитарного законодательства при организации и эксплуатации рынков, в том числе отсутствие санитарно-защитной зоны, систем водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения, холодильного оборудования, нарушение специализации торговых мест и торговых рядов, систематическое уклонение от наведения и поддержания установленного санитарно-технического состояния;
нарушение ветеринарно-санитарных правил и норм (отсутствие сопроводительной ветеринарной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, заключений государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы или госветнадзора, удостоверяющих соответствие реализуемой продукции требованиям ветеринарных правил и норм);
нарушение природоохранного законодательства при организации и эксплуатации рынков, экологических требований.
Постановлением Мэра г. Новосибирска от 24 июля 2002 г. N 1662 в пункт 10.2 настоящего положения внесены изменения
10.2. При установлении указанных в подпункте 10.1 нарушений деятельность рынка (торгового объекта на рынке) временно приостанавливается главным государственным санитарным врачом (его заместителями), должностными (уполномоченными) лицами органов архитектуры, Госархстройнадзора и подразделений Государственной противопожарной службы, главным государственным ветеринарным инспектором, иными должностными лицами в пределах их компетенции.
10.3. Функционирование рынка (торгового объекта) возобновляется после полного устранения допущенных нарушений на основании решения лица, принявшего решение о приостановлении его деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.