Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 22 августа 2001 г. N 26 "О целевой Программе "О мерах по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в городе Новосибирске на 2002 -2004 годы"

2. Решение вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по социальной политике (Андрейченко А. В.).

Глава городского

самоуправления

В.Ф.Городецкий

 

 

Приложение

к решению

городского Совета

от 22 августа 2001 г. N 26

 

Целевая программа
"О мерах по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в
г. Новосибирске на 2002 - 2004 годы"

 

Паспорт
Целевой программы "О мерах по предупреждению и снижению
заболеваемости туберкулезом в г. Новосибирске на 2002 - 2004 гг."

 

Наименование             Целевая    программа    "О    мерах    по
Программы                предупреждению и снижению  заболеваемости
                         туберкулезом   в       г. Новосибирске на
                         2002 - 2004 гг."
Наименование, дата и     Федеральные           законы           
номера нормативного      санитарно-эпидемиологическом благополучии
акта о разработке        населения  Российской  Федерации"  и  "Об
Программы                общих  принципах   организации   местного
                         самоуправления в  Российской  Федерации."
                         Постановления  Правительства   Российской
                         Федерации от 07.03.97 N 260 "О  мерах  по
                         предупреждению            распространения
                         туберкулеза в Российской Федерации" и  от
                         11.06.98 N  582  "О  федеральной  целевой
                         программе  "Неотложные  меры     борьбы с
                         туберкулезом в России на 1998-2004  гг.",
                         постановление главы администрации области
                         от 14.07.2000  N  601  "О  первоочередных
                         мерах по борьбе с туберкулезом"
Заказчик Программы       Управление     здравоохранения      мэрии
                         Новосибирска
Руководитель             Начальник   управления    здравоохранения
Программы                мэрии Новосибирска В. М. Чернышев
Основные разработчики    Управление     здравоохранения      мэрии
Программы                Новосибирска,   НМУ   СМО   "Фтизиатрия",
                         Центра                   государственного
                         санитарно-эпидемиоло-гического надзора  в
                         г. Новосибирске
Цель     и     задачи    Добиться      стабилизации       основных
Программы,  важнейшие    эпидемиологических         показателей по
целевые показатели       туберкулезу      в       г. Новосибирске.
                         Совершенствование             организации
                         фтизиатрической     службы.     Повышение
                         эффективности мероприятий по профилактике
                         и своевременному  выявлению  туберкулеза.
                         Обеспечение   эффективного      лечения и
                         реабилитации больных туберкулезом.
                         Повышение квалификации врачебных кадров.
Сроки реализации         Сроки 2002 - 2004 гг.
Программы,               1. 2002 - 2003    годы    -    реализация
исполнители  основных    первоочередных неотложных мероприятий  по
мероприятий              сдерживанию распространения туберкулезной
                         инфекции среди населения  г. Новосибирска
                         (стабилизация основных эпидемиологических
                         показателей).

 

                         2. 2003 - 2004    годы     -     создание
                         эффективной   системы      мероприятий по
                         выявлению, профилактике и лечению больных
                         туберкулезом,   реально      работающей в
                         современных условиях.
                         Исполнители:
                         Главы   администраций   районов   города,
                         управление     здравоохранения      мэрии
                         г. Новосибирска,               комитет по
                         лекарственному  обеспечению,   управление
                         социальной  поддержки  населения   мэрии,
                         управление финансов и налоговой  политики
                         мэрии,   Новосибирская    государственная
                         медицинская академия (кафедра туберкулеза
                         лечебного и педиатрического факультета, а
                         также   ФУВ),   Центр    государственного
                         санитарно-эпидемиологического     надзора
                         г. Новосибирска.
Объемы финансирования    Всего - 37896 тыс. рублей,
(с  расшифровкой   по    в  том  числе  приходится  на   2002 год-
годам и источникам)      23948,0 тыс.  рублей,  из  них  8,0  млн.
                         рублей   из   дополнительных   источников
                         финансирования.
                         Стоимость   мероприятий   по    улучшению
                         материально-технической              базы
                         противотуберкулезных    учреждений    (из
                         36924,0 тыс. рублей):
                         Всего: 15612,1 тыс. рублей,
                         в т.ч. по годам:
                         2002 год - 1802,0 тыс. рублей
                         в т.ч. бюджет - 1209,0 тыс. рублей
                         2003 год - 11059,0 тыс. рублей
                         в т.ч. бюджет - 11006,0 тыс. рублей
                         2004 год - 2750,7 тыс. рублей
                         в т.ч. бюджет - 2425,0 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные       Стабилизация основных  эпидемиологических
результаты реализации    показателей  по  туберкулезу.   Повышение
Программы                эффективности    лечения    у     впервые
                         выявленных      больных:      прекращение
                         бактериовыделения не ниже 70 %,  закрытие
                         полостей распада не ниже 60 %.

1. Общие положения

 

Разработка программы "О мерах по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в г. Новосибирске на 2002 - 2004 гг." (далее Программа) обусловлена необходимостью принятия экстренных мер по предотвращению распространения туберкулезной инфекции в г. Новосибирске. Выполнение Программы позволит контролировать основные эпидемиологические показатели по туберкулезу и добиться их улучшения. Сфера действия Программы распространяется, как на лечебные учреждения противотуберкулезной службы, общей лечебной сети и центры государственного санэпиднадзора, так и на структуры исполнительной власти, ответственные за проведение финансовой и социальной политики в городе. Туберкулез - социальная болезнь и усилиями одних только медицинских работников нельзя добиться ощутимых результатов с данным заболеванием.

Программа разработана во исполнение постановления главы администрации области от 14.07.2000 N 601 "О первоочередных мерах по борьбе с туберкулезом".

На федеральном уровне разработаны и приняты следующие документы по борьбе с туберкулезом:

01.04.99 года принят Государственной Думой в первом чтении проект Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1998 года N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 гг.", постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N 214 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".Минздравом Российской Федерации изданы приказы от 03.07.97 N 193 "О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза" (в соответствии с ним издан приказ управления здравоохранения мэрии от 29.12.2000 N 496 "О создании системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза в г. Новосибирске") и от 02.02.98 N 33 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) лечения больных туберкулезом". Министерством здравоохранения Российской Федерации 29.02.2000 года на заседании бюро Ученого совета была заслушана и утверждена "Концепция Национальной программы борьбы с туберкулезом в Российской Федерации".

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

В последние годы в г. Новосибирске отмечается резкое ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу.

Заболеваемость туберкулезом с 70-х годов имела тенденцию к неуклонному снижению и в 1990 году зарегистрирован самый низкий ее уровень в г. Новосибирске - 37,9 на 100 тыс. населения.

С 1990 года заболеваемость туберкулезом возросла на 145,8 % и в 2000 году составила 92,9 на 100 тыс. населения, что превышает эпидемический порог. В настоящее время на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях города состоит 22979 человек. Одним из самых информативных показателей, характеризующих эпидситуацию, является показатель смертности от туберкулеза, который за данный период времени вырос на 250,9 % и достиг отметки 37,2 на 100 тыс. населения. В 2000 году стабилизации эпидситуации не произошло.

Особое внимание следует обратить на экономический ущерб, наносимый туберкулезом. В 1999 году экономический ущерб, вызванный инвалидностью от туберкулеза составил 16,4 млн. рублей, а за счет ущерба в связи со смертью от туберкулеза больных трудоспособного возраста город недополучил 88,9 млн. рублей.

На сегодня туберкулез является одной из самых актуальных медико-социальных проблем не только в г. Новосибирске, но и в целом в Российской Федерации.

Следует отметить, что единой городской противотуберкулезной службой с 1992 года является специализированное медицинское объединение СМО "Фтизиатрия". В состав объединения входят 3 туберкулезных стационара на 590 коек, 5 противотуберкулезных диспансеров и 2 детских санатория на 260 коек. Кроме того, в городе специализированную противотуберкулезную помощь оказывают следующие медицинские учреждения, не входящие в состав НМУ СМО "Фтизиатрия" это - легочно-хирургическая больница N 1 на 280 коек, родильный дом N3 на 50 коек, туберкулезное отделение детской клинической больницы N 4 на 50 коек для детей дошкольного возраста и 60 коек на базе психиатрической больницы N 4. Амбулаторную помощь в отдаленных районах (Первомайский, Советский - левый берег, пос. Пашино) оказывают противотуберкулезные кабинеты в составе больниц. Сохраняющаяся сложная эпидситуация по туберкулезу и значительные проблемы финансирования противотуберкулезных учреждений г.Новосибирска, заставила искать новые подходы к организации лечения больных туберкулезом органов дыхания. В 1999 году путем структурой реорганизации создана многоуровневая система оказания фтизиатрической помощи, которая позволила более эффективно лечить больных и с меньшими материальными затратами. Указанная выше система включает в себя:

1. Стационар для комплексной диагностики и интенсивного лечения больных туберкулезом органов дыхания (на базе туберкулезной больницы N 2).

2. Дневной стационар для планового и восстановительного лечения больных туберкулезом органов дыхания (на базе туберкулезной больницы N 3).

3. Дом сестринского ухода (хоспис), где предусмотрено оказание медицинской и социальной помощи больным туберкулезом пожилого и старческого возраста, одиноким инвалидам, по состоянию здоровья не имеющим возможности находиться в домах престарелых и интернатах общего профиля. Кроме того, в последнее время это единственный в области стационар для лечения больных туберкулезом без определенного места жительства. Длительность лечения определяется клинической формой туберкулеза, органов дыхания, в соответствии с медико-экономическими стандартами.

4. Противотуберкулезные диспансеры и тубкабинеты для завершающего этапа основного курса лечения и диспансерного наблюдения за контингентами.

Повышению качества диагностики туберкулеза и контроля за эффективностью лечения способствует также, созданная с 1 марта 2000 года в городе, единая централизованная бактериологическая лаборатория на базе туберкулезной больницы N 3.

В целях ускорения определения устойчивости микобактерий туберкулеза к антибактериальным препаратам до 3 - 4 дней вместо 1 - 3 месяцев, как в настоящее время. Срок разработки и внедрения проекта 3 года (2002 - 2004 гг.).

Основными причинами сложной эпидемиологической обстановки по туберкулезу в г. Новосибирске являются:

1. Снижение жизненного уровня населения, рост числа лиц без определенного места жительства и занятий, активизация миграционных процессов.

2. Недостаточное финансирование, противотуберкулезных учреждений и лечебно-профилактических учреждений общей медицинской сети для проведения мероприятий по раннему выявлению и профилактике туберкулеза среди населения города.

3. Недостаточное финансирование предыдущей программы, утвержденной постановлением мэра от 10.04.97 N 346 "Об утверждении Программы по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в г. Новосибирске на 1997 - 2000 гг.".

4. Высокая заболеваемость туберкулезом в учреждениях системы Министерства юстиции г. Новосибирска.

5. Неудовлетворительная материально-техническая база ряда противотуберкулезных учреждений.

6. Значительный износ рентгенодиагностической аппаратуры.

7. Недостаток современной медицинской техники в противотуберкулезных учреждениях.

8. Рост числа устойчивых к лекарственным препаратам возбудителей туберкулеза.

Сохраняется неблагоприятная тенденция развития ситуации, но темпы роста основных эпидемиологических показателей замедлились. По предварительным данным текущего года эти показатели продолжают ухудшаться, в частности, растет число заболевших и умерших от туберкулеза.

Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечению целевых средств из бюджета города, внебюджетных источников финансирования, что возможно осуществить только в рамках целевой программы.

3. Основная цель и задачи Программы

 

Основная цель - стабилизация основных эпидемиологических показателей по туберкулезу, уменьшение потери числа дней с временной утратой нетрудоспособности и снижение первичного выхода на инвалидность по данному заболеванию, что в свою очередь приведет к уменьшению экономического ущерба, наносимого г. Новосибирску данным заболеванием.

Для выполнения основной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Нормативное финансирование всех учреждений туберкулезной службы города.

2. Обеспечение приоритетности профилактического направления учреждений общей медицинской сети в вопросах раннего выявления и туберкулеза.

3. Укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы города.

4. Внедрение системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза в г. Новосибирске в целях повышения достоверности учета распространения туберкулеза, для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной фтизиатрической помощи населению.

5. Реализация совместного проекта НМУ СМО "Фтизиатрия" и ГНЦ ВБ "Вектор" по ускоренному определению устойчивость микобактерий туберкулеза к антибактериальным препаратам.

6. Решить вопрос о статусе Дома сестринского ухода и о совместном финансировании органов социальной защиты населения и органов здравоохранения в соответствии с социальным статусом больных, находящихся на лечении в данном учреждении.

7. Придание статуса областного имеющимся центрам для лечения больных с саркоидозом, туберкулеза в сочетании с сахарным диабетом и туберкулезного менингита.

Указанные задачи можно решить только поэтапно, в рамках перспективной целевой программы с заранее спланированным и гарантированным финансированием всех мероприятий.

4. Система программных мероприятий

 

Программные мероприятия включают разделы:

строительство и реконструкция противотуберкулезных учреждений;

оснащение противотуберкулезных учреждений медицинским оборудованием;

подготовку кадров для фтизиатрической службы;

совершенствование управления;

проведение противоэпидемических мероприятий;

проведение мероприятий по лечению и профилактике туберкулеза;

проведение мероприятий социальной ориентации.

5. Социальная ориентация Программы

 

Данный раздел включает в себя мероприятия, способствующие повышению степени социальной защиты больных туберкулезом и наименее защищенных слоев населения, которые наиболее угрожаемы по заболеванию туберкулезом. Для этого необходимо осуществить:

1. Обеспечение больным и инвалидам по заболеванию туберкулезом согласно законодательству Российской Федерации и нормативных документов местного самоуправления.

2. Оказание адресной социальной помощи (натуральной, медикаментозной, финансовой) лицам состоящим на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях города по заявительной форме.

3. Обеспечение противотуберкулезных учреждений города предметами гуманитарной помощи по мере поступления (продукты питания, одежда).

4. Проведение мероприятий по профилактике бродяжничества, которые включают в себя:

открытие детских приютов;

санитарно-гигиеническую обработку, питание, социальную и профессиональную реабилитацию лиц без определенного места жительства.

5. Проведение дней инвалидов по заболеванию туберкулезом.

6. Проведение дней "Бродяга".

Исполнители указанных мероприятий мэрия Новосибирска и ее структурные подразделения: департамент по социальной политике, управление социальной поддержки населения, отделы социальной защиты населения администраций районов города, управление внутренних дел города Новосибирска, управление здравоохранения мэрии и отделы здравоохранения районов города, а также общественные организации.

6. Ресурсное обеспечение

 

Программа реализуется за счет средств бюджета города и дополнительных источников финансирования.

Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 2002-2004 годы, в ценах 2001 года, составляют 37896,0 тыс. рублей, в том числе приходится на 2002 год - 23948,0 тыс. рублей.

6. Оценка эффективности реализации Программы

 

Экономическая эффективность Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом;

сократить сроки излечения, уменьшить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;

повысить эффективность лечения впервые выявленных больных: прекращение бактериовыделения не ниже 70 %, закрытие полостей распада не ниже 60%;

сократить расходы на оказание дорогостоящей стационарной медицинской помощи больным туберкулезом при использовании стационара дневного пребывания.

7. Контроль за ходом реализации Программы

 

Ответственным за реализацию территориальной Программы является заказчик - управление здравоохранения мэрии Новосибирска.

Заказчик Программы обеспечивает в ходе реализации ее координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий. Информацию о реализации программных мероприятий отделы здравоохранения районов города предоставляют ежеквартально в управление здравоохранения мэрии и организационно-методический кабинет НМУ СМО "Фтизиатрия" до 10 числа месяца, следующего за окончанием квартал. Заказчик уточняет совместно с управлением финансов и налоговой политики мэрии г.Новосибирска ежегодные объемы финансирования Программы из всех источников финансирования, исходя из возможностей городского бюджета, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию Программы.

Основные исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют заказчику предложения к ежегодному объему финансирования с соответствующими обоснованиями.

На заседаниях городской Межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом два раза в год заслушиваются главы территориальных администраций (2-3 района) о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.

Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств бюджета города представляются в установленном порядке.

Финансовые затраты на реализацию Программы рассчитываются в ценах года окончания ее разработки. На последующие годы проводится индексация в соответствии с фактическим индексом цен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В 2001 году представительный орган местного самоуправления г. Новосибирска принимает городскую целевую программу о мерах по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в г. Новосибирске.

Целью принимаемой программы является добиться стабилизации основных эпидемиологических показателей по туберкулезу в г. Новосибирске.

Документом конкретно определены Заказчик, Разработчик и Исполнитель программы. Кроме того, программой названы органы, уполномоченные осуществлять контроль за ее исполнением.

Принимаемая программа имеет конкретный срок исполнения. Программа реализуется одновременно по нескольким направлениям.

Документом определены критерии оценки эффективности реализации программы, и ожидаемые результаты ее реализации.

Программа финансируется в основном за счет средств местного бюджета.


Решение Новосибирского городского Совета депутатов от 22 августа 2001 г. N 26 "О целевой Программе "О мерах по предупреждению и снижению заболеваемости туберкулезом в городе Новосибирске на 2002 -2004 годы"


Текст решения официально опубликован не был