Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 51-АПГ15-28
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года об удовлетворении заявления Смоленцевой Т.Н., Смоленцева Д.В., Соловова К.Ю. и Михайловой Н.С. о признании недействующим со дня вступления названного решения в законную силу отдельных положений Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя администрации Алтайского края Свистуновой Ю.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии с абзацем четвёртым пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, право на получение социальной выплаты имеют граждане, не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также повреждённое в результате паводка, и требующее проведения капитального ремонта на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Смоленцева Т.Н., Смоленцев Д.В., Соловов К.Ю., Михайлова Н.С. обратились в Алтайский краевой суд с заявлением о признании данного абзаца противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части слов "и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты", ссылаясь на его противоречие предписаниям Федерального конституционного закона Российской Федерации от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2015 г. N 447, утвердившего Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, не содержащим такого условия для получения мер социальной поддержки, как отсутствие другого жилого помещения, пригодного для проживания, на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Заявление мотивировано тем, что в результате наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года в Алтайском крае, жилые дома, в которых каждый из них проживал со своей семьёй, были затоплены и требуется проведение капитального ремонта фундамента, стен, замена пола. Однако в предоставлении мер государственной поддержки им отказано, в связи с наличием в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Решением Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года заявление Смоленцевой Т.Н., Смоленцева Д.В., Соловова К.Ю., Михайловой Н.С. удовлетворено, абзац четвёртый пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, в части слов "и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты" признан недействующим.
В апелляционной жалобе Администрация Алтайского края просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования заявителей, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Алтайского края, принимая оспариваемое правовое регулирование, вышла за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и изменила установленные Правительством Российской Федерации условия получения мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, установив дополнительное условие, касающееся даты подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливающего организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, федеральный законодатель, определяя Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (статья 4), принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 7) и разграничивая в связи с этим полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статьи 8, 9, 10, 11), одновременно закрепляет право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 18).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 данного Федерального закона).
Очевидно, что при таком положении Администрация Алтайского Края, утверждая своим постановлением от 17 июня 2015 года N 234 порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, действовала в рамках компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации в области законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом Судебная коллегия констатирует, что оспариваемое правовое регулирование, будучи ориентированным на социальную поддержку граждан, являющихся собственниками жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населённых пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также повреждённое в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, априори не может расцениваться как снижающее уровень правовых гарантий на получение гражданами социальных выплат, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Ссылки суда в качестве обоснования нарушенных прав заявителей на постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2015 года N 447, основаны на неправильном толковании данного нормативного правового акта.
Как буквально следует из наименования и содержания указанного постановления, в нём Правительством урегулированы межбюджетные отношения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Республикой Алтай и Алтайским краем, связанные с финансовым обеспечением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В частности, в пункте 5 Постановления подчёркивается ни что иное как целевая направленность иных межбюджетных трансфертов, а именно на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населённых пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также повреждённое в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (пункт 5 Правил).
Сопоставительный анализ абзаца четвёртого пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, во взаимосвязи с приведённой выше федеральной нормой даёт убедительную основу для вывода о том, что установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации условия получения гражданами социальной выплаты не отменяют и не изменяют целевой направленности предоставляемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края, что действительно свидетельствовало бы о противоречии оспариваемого правового регулирования федеральному законодательству.
Таким образом, поскольку выводы о несоответствии оспариваемого положения федеральному законодательству, изложенные в решении Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, данное решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционную жалобу Администрации Алтайского края удовлетворить, решение Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым Смоленцевой Т.Н., Смоленцеву Д.В., Соловову К.Ю. и Михайловой Н.С. в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвёртого пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года N 234, в части слов "и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 51-АПГ15-28
Текст определения официально опубликован не был