Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 3-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансрэс" о признании недействующим приказа Службы Республики Коми по тарифам от 29 июня 2015 г. N 41/1 "Об установлении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Трансрэс" на подъездных железнодорожных путях ООО "Трансрэс" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Трансрэс" на решение Верховного суда Республики Коми от 14 сентября 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Трансрэс" Козловой И.А., Козлова В.Ф., Чугаева Е.Г., представителя Службы Республики Коми по тарифам Апраксина А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Трансрэс" (далее - ООО "Трансрэс", общество) обратилось в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании недействующим приказа Службы Республики Коми по тарифам от 29 июня 2015 г. N 41/1 "Об установлении предельного максимального уровня тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Трансрэс" на подъездных железнодорожных путях ООО "Трансрэс" (далее - приказ от 29 июня 2015 г. N 41/1).
Решением Верховного суда Республики Коми от 14 сентября 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Трансрэс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы Сыктывкарская транспортная прокуратура и Служба Республики Коми по тарифам представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы открытое акционерное общество "КТК" (Удорский филиал), общество с ограниченной ответственностью "Опора", общество с ограниченной ответственностью "Могучий слон" в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Служба Республики Коми по тарифам (далее - Служба по тарифам, тарифный орган) является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим контроль в области регулируемых цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пункты 1, 15 Положения о Службе Республики Коми по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2012 г. N 148).
Приказом от 29 июня 2015 г N 41/1 тарифным органом установлен и введен в действие с 1 июля 2015 г. предельный максимальный уровень тарифов на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые ООО "Трансрэс" на подъездных железнодорожных путях ООО "Трансрэс" в размере 5 319,32 руб. за один вагон, единый для всех видов грузов.
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, официально опубликованным 7 июля 2015 г. в журнале "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми" N 26 и размещенным 29 июня 2015 г. в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (www.law.rkomi.ru).
В обоснование заявленного требования ООО "Трансрэс" сослалось на то, что названный приказ не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Правительства Республики Коми от 3 декабря 2002 г. N 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми", постановлению Правительства Республики Коми от 23 апреля 2012 г. N 148 "О службе Республике Коми по тарифам", решению Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми от 11 марта 2003 г. N 4/4 "О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта", приказу Службы Республики Коми по тарифам от 23 августа 2006 г. N 43/1 "О внесении изменений в решение Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми от 11 марта 2003 г. N 4/4 "О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта". По мнению заявителя нарушена процедура установления оспариваемого тарифа; тариф является экономически необоснованным.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением процедуры его принятия и не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно данному перечню субъекты Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе, транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Республики Коми в силу пункта 6 Перечня продукции производственно-технического назначения и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на территории Республики Коми осуществляется Службой Республики Коми по тарифам (Приложение N 2), утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 3 декабря 2002 г. N 196, цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта устанавливаются Службой по тарифам.
Таким образом, оказание услуг по пропуску вагонов на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами в Республике Коми осуществляется на основании государственных тарифов, а оспариваемый приказ N 41/1 от 29 июня 2015 г. вынесен Службой по тарифам в пределах предоставленных ей полномочий.
Решением Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми от 11 марта 2003 г. N 4/4 "О регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта" утверждена Методика регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта (далее - Методика регулирования тарифов), подлежащая применению всеми предприятиями независимо от их организационно-правовой формы, предоставляющими услуги промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях на регулирование тарифов и надбавок, и которая действовала в период установления оспариваемого тарифа.
В соответствии с пунктом 4 Методики регулирования тарифов, организации представляют в тарифный орган заявление на утверждение тарифов; экономическое обоснование (расчетные калькуляции по видам работ, расшифровку затрат по статьям); расчет тарифов (на текущее содержание подъездных железнодорожных путей за 1 км в месяц; за пропуск 1 вагона по подъездным железнодорожным путям; за перевозку грузов по подъездным путям за 1 т/км; на иные транспортные услуги, оказываемые организацией); копию последнего бухгалтерского баланса с приложением формы П-3, заверенные подписью руководителя и печатью; справку об основных технико-экономических показателях за последний квартал (год).
В силу пункта 6 Методики регулирования тарифов тарифы и (или) их предельные уровни на транспортные услуги, оказываемые организациями на подъездных железнодорожных путях, могут устанавливаться Службой по тарифам едиными для всех организаций, оказывающих транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях.
Как следует из материалов дела ООО "Трансрэс" является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с которым одним из основных видов деятельности является деятельность железнодорожного транспорта.
В собственности у ООО "Трансрэс" находится ходовой путь 21: участок N 1, с назначением для железнодорожного транспорта, протяженностью 840 км., инв. N 00.07.00091, лит I, находящийся по адресу: Республика Коми, Удорский район, пос. Усогорск.
Судом установлено, что приказом от 26 января 2015 г. N 5/1 (далее - приказ от 26 января 2015 г. N 5/1) тарифным органом для ООО "Трансрэс" установлен предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов на принадлежащих им подъездных железнодорожных путях в размере 3 641 рубль 56 копеек за один вагон, единый для всех видов груза. Пунктом 6 указанного приказа было определено, что установленный предельный уровень тарифа действует по 31 декабря 2015 г.
Приказом от 29 июня 2015 г. N 41/1 Службой по тарифам для ООО "Трансрэс" установлен предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов на принадлежащих ему подъездных железнодорожных путях в размере 5 319,32 руб. за один вагон, единый для всех видов груза. Приказ вступил в силу с 1 июля 2015 г. Приказ от 26 января 2015 г. N 5/1 признан утратившим силу.
Предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по пропуску вагонов на принадлежащих обществу подъездных железнодорожных путях в названном размере установлен тарифным органом по своей инициативе на основании как имеющихся материалов, так и представленных обществом.
Согласно расчету предложенный обществом тариф должен составлять 12 233,37 руб.
Службой по тарифам проведена экспертиза правильности расчета предполагаемого тарифа, в том числе анализ экономической обоснованности расходов.
При расчете тарифа применен принцип обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами и были учтены следующие экономически обоснованные затраты заявителя: затраты на оплату труда работников, занятых содержанием путей в размере 1 160 184 руб.; отчисления на социальные нужды в размере 348 055,20 руб.; налоги в размере 26 418 руб.; арендные платежи в размере 58 017,83 руб.; запчасти и расходные материалы (газорезное оборудование для резки металла) в размере 24 300 руб.; затраты на оплату электроэнергии в размере 63 678,15 руб.; на очистку подъездных железнодорожных путей от снега в размере 93 772,30 руб.; накладные расходы в размере 171 242,18 руб.
Согласно экспертному заключению из состава расходов были исключены расходы на приобретение железнодорожных деталей, необходимых для ремонта подъездных железнодорожных путей и на доставку указанных деталей до заявителя в размере 594 336,40 рублей, в силу того, что на момент издания оспариваемого приказа обществом не подтвержден факт производства ремонтных работ с использованием приобретенных деталей.
Тарифным органом уменьшены расходы общества на вывоз мусора до 7 293,36 руб. по сравнению с заявленными организацией 10 000 руб.
При снижении заявленных к включению в тариф расходов по данной статье Служба по тарифам исходила из стоимости услуг по вывозу 1 м3 в месяц, оказываемой уполномоченной организацией на оказание данных услуг в Удорском районе - ООО "Жилстрой" ввиду того, что обществом не представлены доказательства вывоза производственных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности (паспорта отходов, подтверждающих их класс опасности и отнесение образовавшихся в результате деятельности отходов к производственным в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Службой по тарифам также внесены корректировки в строну уменьшения в статью затрат по накладным расходам на сотовую связь (расходы пересчитаны исходя из производственной необходимости), расходов на оплату услуг банка, на ремонт сантехнического оборудования (расходы исключены ввиду отсутствия договора на осуществление сантехнических работ), расходы на автотранспорт для доставки работников к месту работы службой такси поскольку экономическая обоснованность указанных расходов в заявленном обществом размере документально не подтверждена.
Установив данные обстоятельства, суд посчитал, что тарифный орган обоснованно исключил экономически необоснованные расходы и учел подтвержденные затраты.
Доводы заявителя о создании условий, при которых, он был лишен возможности представить необходимые обосновывающие документы, в том числе на заседании Правления Службы по тарифам, где решался вопрос об установлении тарифа, также являются необоснованными.
Пунктом 5 Методики регулирования тарифов предусмотрено, что расчетные материалы по тарифам на транспортные услуги, оказываемые организациями, рассматриваются тарифным органом в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему обосновывающих материалов. При необходимости представления дополнительных данных для экономического обоснования тарифов срок рассмотрения продлевается на количество дней, необходимых для их подготовки.
Из материалов дела следует, что представитель ООО "Трансрэс" 16 июня 2015 г. был уведомлен об открытии тарифного дела по вопросу пересмотра тарифа, знакомился с материалами дела 22 июня 2015 г., участвовал в заседании Правления 23 июня 2015 г., обосновывал свою позицию относительно установления тарифа, представлял письменную позицию о необходимости принятия понесенных заявителем расходов, при этом ходатайство о необходимости представления дополнительных данных и документов не заявлял.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Коми от 14 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансрэс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 3-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был