Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 19-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 19 августа 2015 года о частичном удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года N 542-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Министерства здравоохранения Ставропольского края Карнауховой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 года N 542-п, опубликованным 30 декабря 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В разделе VI данной территориальной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи по видам, условиям и формам её оказания в единицах объёма в расчёте на 1 жителя в год, по Территориальной программе ОМС - в расчёте на 1 застрахованное лицо.
Нормативы объёма медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения и составляют:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации Ставропольского края, включая медицинскую эвакуацию, в рамках Территориальной программы ОМС на 2015-2017 годы - 0,302 вызова на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,608 посещения на 1 жителя, на 2016 год - 2,612 посещения на 1 жителя, на 2017 год - 2,614 посещения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 1,954 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 1,755 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,116 обращения на 1 жителя, на 2017 год - 2,114 обращения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2015 год - 0,333 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год-0,350 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год-0,409 посещения на 1 застрахованное лицо.
Объём высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Территориальной программе в расчете на 1 жителя составляет на 2015 год 0,001 случая госпитализации, на 2016 год - 0,001 случая госпитализации, на 2017 год - 0,001 случая госпитализации.
Дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи с учётом этапов оказания медицинской помощи на 2015 год составляют:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,835 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,175 посещения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,421 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 1,332 обращения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,315 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 0,315 обращения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,218 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 0,108 обращения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,250 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,068 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,015 посещения на 1 застрахованное лицо.
Дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи с учётом этапов оказания медицинской помощи на 2016 год составляют:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,836 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,178 посещения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,546 обращения на 1 жителя; на втором этапе медицинской помощи - 0,345 обращения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,225 обращения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,262 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,072 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,016 посещения на 1 застрахованное лицо.
Дифференцированные нормативы объёма медицинской помощи с учётом этапов оказания медицинской помощи на 2017 год составляют:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,838 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,178 посещения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,545 обращения на 1 жителя; на втором этапе медицинской помощи - 0,345 обращения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,224 обращения на 1 жителя;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,307 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,084 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,018 посещения на 1 застрахованное лицо.
В разделе VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, которые на 2015 год составили:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями Ставропольского края (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Ставропольского края - 364,9 рубля;
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях Ставропольского края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ставропольского края - 60822,5 рубля.
В этом же разделе установлены подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учёта расходов федерального бюджета), которые составляют:
- за счёт средств бюджета Ставропольского края (с учётом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) (в расчёте на 1 жителя), в 2015 году - 1624,0 рубля, в 2016 году - 1789,8 рубля, в 2017 году - 2059,9 рубля.
Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими приведённых положений Территориальной программы, полагая, что в этой части правовое регулирование нарушает права граждан на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 19 августа 2015 года заявление прокурора удовлетворено частично.
Признаны противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы в части установления нормативов объёма медицинской помощи, оказываемой:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации Ставропольского края, включая медицинскую эвакуацию, в рамках Территориальной программы ОМС на 2015-2017 годы - 0,302 вызова на 1 застрахованное лицо (абзац 2);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2015 год - 2,608 посещения на 1 жителя, на 2016 год - 2,612 посещения на 1 жителя, на 2017 год - 2,614 посещения на 1 жителя (абзац 3);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2015 год - 1,954 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 1,755 обращения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 2,116 обращения на 1 жителя, на 2017 год - 2,114 обращения на 1 жителя (абзац 4);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на 2015 год - 0,333 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,350 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2017 год - 0,409 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 5);
- объём высокотехнологичной медицинской помощи в целом по Территориальной программе в расчёте на 1 жителя составляет на 2015 год 0,001 случая госпитализации, на 2016 год - 0,001 случая госпитализации, на 2017 год - 0,001 случая госпитализации (абзац 9);
- дифференцированных нормативов объема медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2015 год, составляющих: для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,835 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,175 посещения на 1 жителя (абзац 12);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,421 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 1,332 обращения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,315 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 0,315 обращения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,218 обращения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы ОМС - 0,108 обращения на 1 застрахованное лицо (абзац 13);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,250 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,068 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,015 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 14);
- дифференцированных нормативов объёма медицинской помощи с учётом этапов оказания медицинской помощи на 2016 год, составляющих: для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,836 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,178 посещения на 1 жителя (абзац 18);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,546 обращения на 1 жителя; на втором этапе медицинской помощи - 0,345 обращения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,225 обращения на 1 жителя (абзац 19);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,262 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,072 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,016 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 20);
- дифференцированных нормативов объёма медицинской помощи с учетом этапов оказания медицинской помощи на 2017 год, составляющих: для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,838 посещения на 1 жителя; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,598 посещения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,178 посещения на 1 жителя (абзац 24);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на первом этапе оказания медицинской помощи - 1,545 обращения на 1 жителя; на втором этапе медицинской помощи - 0,345 обращения на 1 жителя; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,224 обращения на 1 жителя (абзац 25);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы ОМС на первом этапе оказания медицинской помощи - 0,307 посещения на 1 застрахованное лицо; на втором этапе оказания медицинской помощи - 0,084 посещения на 1 застрахованное лицо; на третьем этапе оказания медицинской помощи - 0,018 посещения на 1 застрахованное лицо (абзац 26).
Также признаны противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения раздела VII Территориальной программы в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, которые на 2015 год составляют:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями Ставропольского края (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Ставропольского края -364,9 рубля (абзац 3);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях Ставропольского края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ставропольского края - 60822,5 рубля (абзац 7);
- в части установления подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляющих за счёт средств бюджета Ставропольского края (с учётом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) (в расчёте на 1 жителя), в 2015 году - 1624,0 рубля, в 2016 году - 1789,8 рубля, в 2017 году - 2059,9 рубля (абзац 20).
В остальной части заявление первого заместителя прокурора Ставропольского края оставлено без удовлетворения.
В апелляционных жалобах Правительство Ставропольского края и Министерство финансов Ставропольского края просят решение суда первой инстанции в части, в которой требования прокурора удовлетворены, отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ставропольского края в отзыве на апелляционные жалобы поддержаны позиции Правительства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края относительно незаконности принятого судом решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Признавая противоречащими федеральному законодательству, и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, нормативы объёма медицинской помощи (абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 12, 13, 14, 18, 19, 20, 24, 25, 26 раздела VI Территориальной программы), нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2015 год (абзац 3, 7, 20 VII раздела Территориальной программы), суд исходил из того, что субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть лишь дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Выводы суда в обжалуемой части решения о незаконности оспариваемых прокурором положений разделов VI и VII Территориальной программы согласуются с нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании", устанавливающими систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Так, федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в сфере охраны здоровья, в том числе по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и включая в связи с этим законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в этой сфере общественных отношений, одновременно закрепляет принципы охраны здоровья, к числу которых, относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органом местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
В частности, согласно статьям 10 и 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается предоставлением медицинской организацией гарантированного объёма медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство что средние нормативы объёма медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы её оплаты устанавливаются в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (часть 5 пункта 5 статьи 80); органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объёмы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медицинской помощи (части 1 и 3 статьи 81 этого же Федерального закона).
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2); обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3); базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (пункты 8 и 9 статьи 3 этого же Федерального закона); в базовой программе медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объёмов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчёте на одно застрахованное лицо, а также расчёт коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 35).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе, методы лечения), перечень страховых случаев, установленной базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учётом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объёмов предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчёте на одно застрахованное лицо. Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в расчёте на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения. Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объёма страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36).
Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи, а также устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Разделами Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273, установлены средние нормативы объёмов медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансового обеспечения.
Анализ приведённых выше федеральных норм даёт убедительную основу для вывода о том, что корректировка субъектом Российской Федерации средних нормативов объёмов медицинской помощи, средних нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, отнюдь не предполагает уменьшения указанных нормативов.
Вопреки этому нормативы объёма медицинской помощи (абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 12, 13, 14, 18, 19, 20, 24, 25, 26 раздела VI Территориальной программы), нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на 2015 год (абзац 3, 7, 20 VII раздела Территориальной программы) Правительством Ставропольского края снижены.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о противоречии оспариваемых положений основаны на правильном применении норм материального права.
Иное означало бы умаление прав граждан на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Доводы апелляционных жалоб не могут повлечь отмену решения, все они аналогичны позиции заинтересованных лиц в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном постановлении.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 177, 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ставропольского краевого суда от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 19-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был