Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 12-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго
о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 1 июня 2015 г. N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" в части исключения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" из приложения и признании действующим индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом от 21 января 2015 г. N 3 для взаиморасчетов между сетевыми организациями: открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") - Горьковская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение Трансэнерго - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на территории Республики Марий Эл на 2015 год,
по апелляционной жалобе Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Юсуповой Г.Р., представителя Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл Полубарьева М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице Горьковской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - Горьковская дирекция) обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 приказа Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Министерство) от 1 июня 2015 г. N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" в части исключения ОАО "РЖД" в лице Горьковской дирекции из приложения и признании действующим индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом от 21 января 2015 г. N 3 для взаиморасчетов между сетевыми организациями: открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") и Горьковской дирекцией на территории Республики Марий Эл на 2015 год.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу части 1 статьи 21 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 3 названного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано принять до 1 января 2016 г. с учетом положений данного Постановления решения об установлении (пересмотре): единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям; индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Приказом Министерства от 21 января 2015 г. N 4 н "Об установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Марий Эл на 2015 год.
Приказом Министерства от 21 января 2015 г. N 3 н "Об установлении на 2015 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республики Марий Эл на 2015 год. Согласно приложению к данному приказу в том числе установлен тариф для сетевых организаций: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (филиал "Мариэнерго") и Горьковской дирекции.
Оспариваемым приказом Министерства от 1 июня 2015 г. N 41 т "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл" в вышеназванные приказы внесены изменения.
Приложение к приказу от 21 января 2015 г. N 3 н изложено в новой редакции, согласно которой Горьковская дирекция исключена из перечня сетевых организаций, для которых на территории Республики Марий Эл установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Указанные изменения внесены в постановление в связи с исполнением предписания контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам об устранении нарушений, допущенных при установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Марий Эл (письмо от 10 марта 2015 г. N 4-1349) и с учетом критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 изменена редакция пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Согласно пункту 24 названных Правил в новой редакции основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 одним из критерием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 MBA. Также одним из соответствующих критериев названо владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ; среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.
Из материалов дела следует, что Министерством проведен анализ соответствия организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Марий Эл, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в связи с чем в адрес территориальных сетевых организаций направлено письмо от 7 апреля 2015 г. N 018-2418 о необходимости предоставления информации о владении на праве собственности или на ином законном основании силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Республики Марий Эл по форме приложения N 1 и владении на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах по форме приложения N 2.
Горьковской дирекцией в электронном виде представлена запрашиваемая информация, согласно которой суммарная мощность силовых трансформаторов, используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Республики Марий Эл, у Горьковской дирекции по энергообеспечению составляет 4,735 MBA и во владении находится линия электропередачи по одному уровню напряжения, что не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Министерство уведомило Горьковскую дирекцию об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год.
Судебная коллегия отмечает, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в силу пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, и во исполнение предписания контрольно-ревизионного управления Федеральной службы по тарифам, порядок принятия нормативного правового акта соблюден.
Довод о том, что ОАО "РЖД" является единственным хозяйствующим субъектом на территории Российской Федерации, и, в свою очередь, соответствует установленным критериям, а его филиал - Горьковская дирекция не является самостоятельным юридическим лицом и только выполняет часть функций ОАО "РЖД", исследован судом первой инстанции и признан несостоятельным, поскольку критериями отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям предусмотрены именно те силовые трансформаторы и линии электропередач, которые используются для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Трансэнерго - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 12-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был